Статья на педагогические чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Трудности современного учителя.

« Что ты спрятал, то пропало, что отдал, то - твоё».

Учитель учит, пока живёт, и живёт, пока учит.



Н.В.Щетинина

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сидорская средняя общеобразовательная школа» городского округа город Михайловка Волгоградской области



Современный учитель выступает во всеоружии новейших знаний о природе и обществе, о человеке, об окружающем мире, а его границы ныне, благодаря бесстрашной силе нашего познания расширились до самых необычайных космических высот. Но учитель сегодня не сможет выполнить своего ответственного и гордого назначения, если не проникнет также в не менее сложные, труднодоступные глубины внутреннего мира детей, в самые дальние галактики душ и непознанные ещё тайны характеров своих воспитанников.

Есть в школе уроки математики, русского языка, биологии и географии. Не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но учитель учит всему этому своих питомцев ежеминутно, ежечасно, повседневно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, слушать.

Пускай во всём, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.







Радость учить и учиться.

В.А. Сухомлинский писал о гармонии в педагогическом труде трёх понятий - « надо», «трудно», и «прекрасно». Из этих трёх начинающему педагогу особенно близко понятие « трудно».

Но так уж устроен человек, что трудное становится легче, когда понятно, во имя чего оно - это трудное - делается. Всё, что происходит в школе, задумывается нами, учителями и создаёт - многоцветье и многозвучье школьных лет. Наши дети разные, и школьное детство по-разному будет им помниться. Важно, однако, чтобы осталось общее в этих воспоминаниях: пусть каждый, прожив это время, чувствует себя человеком, без которого чего-то в школе не получилось бы.

Человеку, избравшему для себя гордую и трудную профессию учителя надо помнить, что самоотверженность, самоотдача - наиболее характерные качества педагога по призванию. К его деятельности с полным основанием могут быть отнесены слова Шота Руставели: « Что ты спрятал, то пропало, что отдал, то - твоё». Гордость учителя - самая высокая, самая бескорыстная гордость на Земле. Это гордость тех, кто отдаёт, кто счастлив, отдавая, и , отдавая, обогащается. Не обладая этим прекрасным бескорыстием, нельзя быть настоящим педагогом. Верность учителя своему делу достигает подчас вершин самопожертвования.

Учителем не может быть тот, кто не помнит собственного детства и не способен легко и свободно переноситься в сложный и своеобразный мир ребячьих мечтаний, чувств и переживаний. Такой педагог будет оторван от своих воспитанников. Учитель по призванию навечно прописан в Стране Детства, он её желанный и почетный гражданин. Но это вовсе не значит, что учитель должен как-то приспосабливаться к детям, плестись в хвосте их интересов, стремлений и потребностей. Искусство педагога состоит в том, чтобы с высот своей образованности и жизненной мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в повседневной работе, проникать в самые далёкие галактики детского мира, глубоко и чутко понимать этот мир, побуждать, а не понуждать своих питомцев на овладение знаниями, на добрые дела и поступки. Помните слова Л.Кассиля: « Если бы взрослые чаще вспоминали, какие они были маленькие, а дети больше бы задумывались, какие они будут большими, старость не торопилась бы к людям, а мудрость не опаздывала бы».

Великая сила любви должна двигать учителем, быть мощным локомотивом всей его деятельности. Педагог никогда не должен забывать простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. Хорошо известно, что если от знания дела до любви к нему один шаг, то от любви к делу до знания его и того меньше. Учитель не может не любить детей. Это положение стало уже аксиоматической истиной. Но далеко не все те, кто избрал для себя профессию педагога, вдумываются в смысл данной аксиомы. А он состоит в том, что воспитывать человека, которого не любишь, труд действительно мучительный, да и бесплодный, конечно.

Учительская профессия в самом высшем смысле гуманистична. Человек своим трудом преобразует природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребёнком согрей руки. Учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души. Пусть для каждого начинающего учителя идеалом будет светлый и возвышенный образ воспитателя, нарисованный Я. Корчаком в его вдохновенной книге «Как любит детей» : « Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит… переживает вместе с ребёнком много вдохновляющих минут…»

Учитель должен быть Личностью в самом высоком смысле этого слова. В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания. И чем интеллигентнее учитель как личность, тем больше уверенности в том, что и его воспитанники, вырастут людьми тонко чувствующими, восприимчивыми ко всему истинно прекрасному в окружающем мире, самостоятельно мыслящими, способными к творчеству в избранной области труда. Нет будней и однообразия в процессе созидания Человека. Отличительная особенность труда учителя по призванию состоит в том, что он многократно, пока посвящает себя делу воспитания, повторяется в детях, в них, как в зеркале, отражается его духовная культура, интеллект, его сердечность, вкусы и привычки. Голова успеет поседеть, пока учитель сможет увидеть реальные плоды своего нелёгкого, благородного труда в дне завтрашнем. Но учитель учит, пока живёт, и живёт, пока учит. Великое множество людей, воспитанных им, до конца своих дней благодарны ему за прекрасные часы своей жизни - часы ученичества. Поистине могущественная сила воздействия личности истинного учителя, учителя по призванию на ученика. Если творчество, творческая счастливая жизнь начинается часто с одного урока, одной встречи с учителем, одного драгоценного его слова, то и горе, иногда несчастье на всю жизнь, может определиться одной человеческой ошибкой. Поэтому настоящим наставником может быть только тот, кто по зову сердца, по приказу души, по глубокому призванию быть наставником стал учителем. И всегда помните: учитель не тот, кто учит, а тот, кто не может не учить.

У сегодняшнего современного учителя есть всё, что нужно для того, чтобы стать педагогом-мыслителем, исследователем, творцом: активное стремление знать сегодня больше, чем вчера, энтузиазм и энергичность, чувство нового. Единственное, чего него нет, - это права остановиться в своём росте, превратиться в верстовой столб, который указывает дорогу другим, а сам стоит на месте. Никогда не следует забывать старую, но вечную истину: учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.

Верно отмечено, что слово учитель имеет двойственное значение: в узком понимании - это преподаватель, тот кто учит детей, открывает перед ними широкое окно в мир знаний и побед человеческого разума; в широком смысле - это высокоавторитетный, мудрый человек, оказывающий огромное влияние на весь моральный и духовный облик людей, указывающий им верную дорогу в жизни, труде, борьбе и творческих исканиях. Как никогда, в наши дни необходимо преодолеть « дистанцию огромного размера» между преподавателем и учителем. Современной школе нужен именно Учитель, формулой жизни, которого могут быть мудрые слова, не раз проверенные опытом лучших педагогов: «Хочешь владеть душами детей - отдай им свою душу».

Утверждают, что для того, чтобы селекционер вывел новый сорт пшеницы, ему нужны три условия: посвятить пшенице всю жизнь, работать на одном месте, жить долго. Эти три условия вполне приемлемы для труда педагога. Будущему учителю от всей души хочется пожелать - посвятить всю жизнь детям и школе, жить долго, жить неутомимо, жить в неустанном творческом поиске! Лучшее слово и лучшее дело - всё ещё у Вас впереди!



© 2010-2022