- Преподавателю
- Начальные классы
- Здоровье сберегающие приемы - необходимые элементы программы по внеурочной деятельности
Здоровье сберегающие приемы - необходимые элементы программы по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Митясова И.Б. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной деятельности
Кружок «Изучаем родной край»
Составлена
учителем МБОУ СОШ
г.о. Самара № 148
отличником народного
образования
Кудиновой А.С.
2013 - 2014 уч. год
Пояснительная записка Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений. Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребнос-тей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры. Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою «малую Родину». В программе «Изучаем родной край» прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников. Программа «Изучаем родной край», составлена как дополнение к предмету «Окружающий мир» и рассчитана на 33 занятия в год (1 час в неделю). Она изучается параллельно курсу «Окружающий мир» и разработана с учетом программ и учебников по данному предмету (автор Кудинова А.С.). Цель: Формирование целостного представления о природном и социальном окружении. Задачи обучения:
- Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.
- Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.
№
Раздел плана, темы
Кол-во часов
Содержание занятия
I. Красота природы. Природа своей местности.
3 1. Деревья, кустарники, травы своей местности. 2. Травы вдоль дорог: подорожник, крапива, одуванчик, полынь. 3. Экскурсия «Живая природа родного края».
Что растет на нашей грядке.
3 1. Овощная викторина «Витамины с грядки». 2. Плодовые и ягодные культуры. 3. Экскурсия в школьный огород.
Животный мир Самарской области.
3 1. Животный мир наших лесов. 2. Перелетные птицы. 3. Экскурсия «Кто живет рядом с тобой?»
II. Красота и симметрия. Край, в котором мы живем.
3 1. Флаг и герб нашего района, области (типы симметрии). 2. Достопримечательности нашего края. Экскурсия в школьный музей. 3. Конкурс рисунков «Мой родной край».
Искусство народа населяющего наш край (национальный орнамент).
4 1. Орнаменты народов русского севера. 2. Самарские орнаменты. 3. Русские узоры. Рушники и кокошники. Двусторонняя симметрия в русском узоре. 4. Экскурсия в музей.
III. Красота рукотворная. Народная музыка.
3 1. Гимн нашей области. Песни о нашем крае. 2. Песни народов нашего города (русские народные, татарские, чувашские и др.). 3. Семейный праздник «Поющая семья».
Произведения Самарских писателей и поэтов о родном крае.
3 1. Поэты. 2. Читаем стихи о родном крае. 3. Я пробую сочинять. Мои первые строки о родном крае.
В гостях у народных умельцев.
2 1. Экскурсия в краеведческий музей. 2. Чудесные превращения веточки ивы.
IV. Красота человека. Самобытность слова.
3 1. Печатные издания нашего края. 2. Культура речи «Как мы говорим?» 3. Этимология слова. Откуда к нам пришли слова.
Население нашего района.
3 1. Народности нашего края их особенности: язык, культура, праздники, обычаи. 2. Игры народов нашего края. 3. Семейные посиделки «У самовара». Презентация национальных блюд.
Национальный костюм.
2 1. Национальная одежда, украшения. 2. «Откроем бабушкин сундук» - викторина.
V. Итоговое занятие.
1 Игра «Что? Где? Когда?» Выбирается команда знатоков из желающих ребят, остальные составляют вопросы по изученным темам.
Содержание программы кружка «Изучаем родной край» - 33 часа. 1 тема: Красота природы - 9 часов Природа своей местности. Деревья, кустарники, травы своей местности. Травы вдоль дорог: подорожник, крапива, одуванчик, полынь. Экскурсия «Живая природа родного края». Что растет на нашей грядке. Овощная викторина «Витамины с грядки». Плодовые и ягодные культуры. Экскурсия в школьный огород. Животный мир Самарской области. Животный мир наших лесов. Перелетные птицы. Экскурсия «Кто живет рядом с тобой?» 2 тема: Красота и симметрия - 7 часов Край, в котором мы живем. Флаг и герб нашего района, области (типы симметрии). Достопримечательности нашего края. Экскурсия в школьный музей. Конкурс рисунков «Мой родной край». Искусство народа населяющего наш край (национальный орнамент). Орнаменты народов русского севера. Самарские орнаменты. Русские узоры. Рушники и кокошники. Двусторонняя симметрия в русском узоре. Экскурсия в музей. 3 тема: Красота рукотворная - 8 часов Народная музыка. Гимн нашей области. Песни о нашем крае. Песни народов нашего города (русские народные, татарские, чувашские и т.д.). Семейный праздник «Поющая семья». Произведения самарских писателей и поэтов. Стихи о родном крае. Я пробую сочинять. Мои первые строки о родном крае. В гостях у народных умельцев. Экскурсия в краеведческий музей. Чудесные превращения веточки ивы. 4 тема: Красота человека - 8 часов Самобытность слова. Печатные издания нашего края. Культура речи «Как мы говорим?» Этимология слова. Откуда к нам пришли слова. Население нашего района. Народности нашего края их особенности: язык, культура, праздники, обычаи. Игры народов нашего края. Семейные посиделки «У самовара». Презентация национальных блюд. Национальный костюм. Национальная одежда, украшения народов русского севера. «откроем бабушкин сундук» - викторина. 5 тема: Итоговое занятие - 1 час Игра «Что? Где? Когда?» Выбирается команда знатоков из желающих ребят, остальные составляют вопросы по изученным темам.
Ожидаемые результаты По окончании изучения курса обучающиеся должны: знать
- пространственное расположение Самарской области и своего населенного пункта;
- основные географические и природные объекты родного края;
- символику своей области, района.
- месторасположение Самарской области на карте России.
- вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности;
- вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края.