Исследовательский проект «Женский костюм «семейских» села Малоархангельск»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Малоархангельская СОШ





«Женский костюм «семейских»

села Малоархангельск»

Исследовательский проект


Выполнила: Грешилова Анастасия

ученица 3 класса

Научный руководитель: Иванова Любовь Николаевна

учитель начальных классов

высшая категория


с. Малоархангельск

2013г.

Женский костюм «семейских» села Малоархангельск

Краткая аннотация.

Данный исследовательский проект проводиться в рамках школьной научно-практической конференции «Шаг в науку» и включает в себя знакомство с описанием элементов женской одежды «семейских» села, его символикой.






Женский костюм «семейских» села Малоархангельск

Аннотация.

Цель работы: создание буклета для тех, кому интересно узнать о женской одежде семейских нашего села. Методы и приёмы: 1. Изучение литературы о семейской одежде. 2. Работа с Интернет ресурсами. 3. Опрос. 4. Наблюдение. 5. Фотографирование различных нарядов женской одежды Результат. Буклет «Женская одежда «семейских» села Малоархангельск». Презентация. Выводы.

  1. Женский костюм «семейских», особенно в праздники, производит очень красивое впечатление яркостью красок и рисунков.
  2. Мы видим, что наряды, головные уборы, украшения, обувь бережно передаются из поколения в поколение. Надо ценить эти традиции!







Научная статья. Женский костюм «семейских» села Малоархангельск. 1. Из истории села. Село Малоархангельск расположено на севере Красночикойского района, центр сельского самоуправления, расположено на правом берегу р. Чикой, в 7 км к северо-востоку. от с. Красный Чикой. В 1767 на месте крестьянских заимок с. Архангельское образована Новая деревня, которая позже объединена с деревней Выезжей.
Селение Мало-Архангельское основано на 30 лет позже села Кочён. Здесь Коченские крестьяне владели на правом берегу Чикоя пашнями. С течением времени отдельные домохозяева выстроили здесь заимки, а потом и совсем переселились сюда. Из этих заимок образовался сначала выселок, а потом и селение. Староверы, переселенные большими семьями в Забайкалье в 18 веке из Польши и западных окраин Российской империи для освоения восточных регионов страны, получили здесь название "семейские". Они выделяются как особая этнокультурная группа среди русского населения. Живя в отдалении от больших городов, семейские сохранили культурное наследие допетровской Руси. В культуре семейских особый интерес вызывает женский костюм. Он относится к так называемому сарафанному комплексу русской одежды. Традиция носить подобную одежду у семейских сохранилась на протяжении всего XX века. Причиной тому послужило то, что указ Петра I о ношении европейского платья не распространялся на старообрядцев. Да и сами семейские, видимо, в знак протеста по отношению к властям, продолжали носить старорусский костюм как одно из проявлений старого русского уклада. Обязательными атрибутами костюма семейских женщин была рубаха, сарафан прямой и косоклинный, фартук традиционного края из ярких и контрастных по цвету тканей. 2. Элементы женской одежды «семейских».

В комплекс женской одежды «семейских» села Малоархангельск входят следующие элементы: Рубаха. Женская рубаха у семейских - с прямыми поликами, со слегка скошенными к запястью рукавами и собранным воротом. К нему пришивался высокий воротник наполовину отогнутый вниз, который выглядел как отложной. Рубаха застегивалась запонкой при помощи двух петель, прометанных в ткани у ворота. Рубахи всегда составные: верхняя часть - чехлик, нижняя - стан (становина, станушка). Чехлик шили из гладких, без узора, тканей - дабы, далембы, а праздничный - из кашемира, бурса (с бурсу), чесучи (чечуи) ярких цветов. Стан делали из миткаля, ситца, дабы, бумазеи. Ткань для стана обязательно была другого цвета, чем чехлик. В конце XIX - начале XX вв. в состав одежды входила нижняя юбка из цветастой ситцевой или бумазейной ткани, которая надевалась поверх рубахи и была видна, так как обычай затыкать за пояс переднюю полу сарафана был очень распространен у семейских женщин. Надевали и по две рубахи, особенно в праздники: сверху более новую, нарядную, вниз - поношенную. Сарафан. У страрообрядцев - переселенцев села Малархангельское распространен косоклинный сарафан из двух полотниц и двух клиньев. Дошли до нашего времени сарафаны из ситца, штапеля, хлопчано-бумажных тканей. Они имеют узорчатую рассветку с цветами, рукава и низ сарафана подшиваются обтачкой (тонкими полосками красной ткани) без разрывов. В будни одевали cитцевый, сатиновый сарафан, а в праздники - кошемировый или шёлковый, цветной, яркий с узорами; низ сарафана обшивали лентами в два ряда или «биями» из материи обязательно другого цвета. Сарафан для крепости спереди и сзади с изнанки от верха до низа подбивали полосками материи. На «подали» широкая, в 35см. подшивка. Под сарафан на рубаху одевали нижнюю юбку, ситцевую, бумазейную. Чтобы сшить рубаху, брюки, сарафан (а их шили только из холста), надо было не мало потрудится. Сначала нужно было посеять семя конопли, вырастить, вырвать, вымочить в озере, высушить в бане, смять на мялке, вычесать щеткой. Хорошо вычесанную пеньку пряли на самопрялке, а затем ткали на самодельном ткацком станке ткань. Потом вымачивали вместе с древесной золой, так как мыла не было. А чтобы холст был белым, надо было все лето мочить его в воде и сушить на солнце, после этого холст готов. Из него шили и женскую одежду и мужскую, и одежду для детей. Каждая девушка с любовью вышивала свои вещи. Поверх сарафана повязывали гарусный кушак, пояс тканый из щёлка, ниток или шерсти. Пояс делали очень хорошо, украшали геометрическими фигурами из разных ниток. Сборку на поясе, карман, в котором женщина хранила разные вещи: платочек, наперсток. Поверх сарафана «запан» - фартук с грудкой, также цветной, по подолу украшенный лентами, или «биями». Запан покрывает переднюю часть сарафана и доходит до 7 половины груди. На талии около шеи он держится на шнурке или ленте Пожалуй, самым интересным элементом костюма семейских является головной убор - кичка.
Кичка состоит из очипа (каркаса) - тряпки накручиваются на валик, сшиваются и обшиваются тканью. Кичка, сшита из стеганой материи в форме шляпы, имеющей впереди возвышение - рожок, к затылку же кичка понижается. Пояска (нижется из жемчуга), украшается черными перышками селезня. В большинстве передняя часть обшиты бисером и «кучерями» из селезнёвых перьев, сзади кички одевается из ползумента «назатыльник» или «подзатыльник». «Кичку женщины носили и днём, и ночью. Нельзя было снимать её даже, когда спали. Хотя она сдавливала всю голову, так как её притягивали к голове очень и очень крепко. Голова болела, но потом боли не чувствовали», - говорит жительница села Малоархангельск Никитина Надежда Матвеевн(1929г.).
Кокошник с позументом. Подзатыльник позументовый, из бисера или жемчуга. Поверх всего повязывается байховый платок. Носили этот головной убор только замужние женщины. В этом уборе они работали и спали. Снимать его не разрешалось. Кичка покрывалась шалью, атласной или кашемировой, у молодых - простым куском материи, обшитым кистями - у старых. «Раньше и старые носили атлас - хорошо жили, а теперь у молодых. В настоящее время кокошник выходит из употребления, а раньше был необходимый принадлежностью каждой женщины и наравне с кичкой освещался при венчании в церкви. Дома, во время работы женщины носят «колмычку», т. е. шаль, повязанную без кички поверх головы, или же платок концами назад.

На ногах у семейских были белые чулки чуть ниже колен, и чарки с оборками. Чарки служат большей частью для работ по дому и по двору. Ушки чарков украшались красными подзорами. Чарки строчатся или белыми или красными нитками. Их шили из кожи, а оборки ткутся на берданке из цветной шерсти. На чулки такие оборки нашивались белой широкой полоской. Чарки носили как взрослые, так и дети. Также на ногах носили «штиблеты»-ботинки, сапоги или ходили босиком,
«х-то нету-ка», - говорила одна из «семейских» бабушек (Шишмарёва Лидия Савельевна (1939г.). Важнейшим дополнением женского костюма были украшения: жерёлок из речного жемчуга с галашками на красной или белой ткани, ожерелье из янтаря, перламутра, различные «монисты». Также носили различные бусы, серьги, броши, заколки со стеклянными вставками, кольца, перстни «печатки» - кольца в виде печати с украшением. Перстни «печатки» и серьги в некоторых селах делали свои мастера.
Украшения, как и мелодии, «семейские» передают из поколения в поколение.
Женский костюм семейских производит очень красивое впечатление яркостью красок и рисунков. Особенно в праздники. Шелк, кашемир, атлас самых разнообразных оттенков и цветов, пестреют на улицах и около домов. Наряд девушек отличался от замужних только отсутствием кичек. Вместо неё девушки носили платки, завязанные концами назад, или же ходят без платка, «простоволосые», ато носят «пядики» - бумажные вязаные шали. В праздники, когда они шли в церковь, в малельный дом, одевали повязку, сшитую из бисера и нашитую на полоску из материи. Повязка обвязывалась вокруг головы и спускалась бисерными кистями на лоб. Обыкновенно повязка одевалась «на гумашку», картон, вырезанный в форме кокошника и обернутый шалью, концы которой опускались на спину, а верх головы оставался открытым. Иногда девушки одевали шаль в роспуск на спину, тогда получался очень красивый убор, напоминающий грузинский. Как и замужние, девушки носили на плечах шали; кроме того, у девушек украшений ещё больше, чем у женщин, - вся грудь обвешана бусами (от 5 до 20 нитей). В будни как замужние, так и девушки носили сарафан подоткнутый спереди так, что почти до колен видна нижняя юбка.
3. Символика света и орнамента в одежде семейских. Одежда семейских имеет определенную символику цвета и орнамента. Каждый цвет и узор, присутствующий в одежде имеет свое значение. Костюмы семейских очень красочны и красивы. В них присутствуют цвета: красный, червонный, алый, багряный, огненно-красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, серый. Каждый цвет имеет свое значение. Красный цвет - жизнь, огонь, кровь; желтый - огонь, зеленый - жизнь, огонь; синий и черный - пламя; белый - свет, праздник; голубой и серый - надежду. Одежда была не только защитой от холода, но и была своеобразным оберегом, поэтому в её цвете, узорах зашифрованы магические знаки. Обереги вышивали цветными нитями. В основном вышивки делались по подолу, вороту, рукавам и груди. Ромбы с точками посредине и простые ромбы - символ плодородия; древо жизни - символ матери земли; круги - солнце; кресты и зигзаги - дождь и вода. В орнаменте также есть образы животных. Вот так выглядит женская одежда «семейских» села Малоархангельска. Таким образом, я делаю вывод, что наряды, головные уборы, украшения, обувь бережно передаются из поколения в поколение и «семейский» костюм вносит в нашу жизнь ощущение радости и уюта, праздничности домашнего очага. Наверное, это происходит потому, что истинная красота не боится испытания временем. Литература.

  1. Ф.Ф. Болонев « Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв., Москва, ИПЦ, «ДИК», 2004 год.
  2. Интернет-ресурсы.
  3. Материалы школьного краеведческого музея.





Исследовательский проект «Женский костюм «семейских» села Малоархангельск»

Исследовательский проект «Женский костюм «семейских» села Малоархангельск»


© 2010-2022