Практическое занятие «Проведение тематических экскурсий в литературно-краеведческом музее»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое занятие «Проведение тематических экскурсий в литературно-краеведческом музее» (Кружок «Юный краевед», учитель Бадулина Т.Ю.)


  1. Постановка цели и задач занятия. Мотивация деятельности учащихся


Цель:

формирование гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка; приобщение учащихся к культурному и историческому наследию Задачи: Образовательные: - активизировать познавательный интерес, - расширять кругозор детей, углублять и систематизировать знания о детских годах И.А.Бунина. Обучающие: - постепенно приобщать учащихся к миру искусства, формировать художественный вкус. Воспитательные:

- развивать черты прекрасного в духовном облике ребёнка.

2. Организационный этап. Вступительное слово учителя

Сегодня занятие пройдёт в школьном музее И.А.Бунина - писателя, поэта, лауреата престижной Нобелевской премии, нашего выдающегося земляка, оставившего огромное литературное наследие. Помогают мне провести это занятие ученицы 7А класса, экскурсоводы музея Шатохина Екатерина и Казакова Ольга. Музеи бывают разные. Какие музеи вы знаете?

(Дети отвечают: краеведческие, зоологические, декоративно - прикладного и народного творчества и т.д.)

- А наш музей, созданный восемь лет назад, как называется?

-Почему он так называется?

-Как вы думаете, какие экскурсии проводятся в нашем музее и для кого?

( Дети приходят к выводу, что экскурсии проводятся тематические, связанные с именем И. А.Бунина, проводятся для учащихся гимназии и их родителей, для дошкольников, для слушателей курсов ЛИРО и т.д.)

3. Актуализация знаний

Проведение тематической экскурсии экскурсоводами 7А класса «Липецкий край в жизни И.А.Бунина» (Шатохина Екатерина и Казакова Ольга)

Вопросы:

-Что означает слово «экскурсия»?

-Кто такой экскурсовод? Каковы его задачи?

Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX веке и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". В разные времена в термин "экскурсия" вкладывали разное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию. Но менялись не только взгляды на экскурсию, менялась она сама как явление общественной жизни.

Экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Экскурсовод - специалист по проведению экскурсий. Смежные профессии: гид, историк, культуролог, музейный работник, этнограф. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии. Ему необходимо знать принципы организации и методики проведения экскурсий, особенности обустройства выставочных стендов. Кроме того, он должен иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную, речь.

Трудовые обязанности экскурсовода

В основные трудовые обязанности экскурсовода входит:

  • собирать и изучать исторические материалы и документы

  • разрабатывать личную технику рассказов и выступлений

  • выбирать благоприятное место расположения для проведения экскурсионных бесед

  • читать экскурсионные лекции по культуре и истории

  • проводить инструктаж по соблюдению мер предосторожности при осмотре достопримечательностей

4. Первичное усвоение новых знаний

Б.Е. Райков - российский методист - биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам.

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

5. Первичная проверка понимания

-Какова тема проведённой экскурсии?

-Почему выбрана эта тема?

-Как стояли экскурсоводы?

-Почему не на все фотографии на стенде экскурсоводы обратили внимание экскурсантов?

-С какой целью это было сделано?

-Почему в текст экскурсии было введено чтение отрывков из произведений И.А.Бунина?

6. Первичное закрепление

1) Учащиеся пробуют себя в роли экскурсоводов (учатся держать указку, занимать положение у стендов экспозиции)

2) Учащиеся осматривают экспонаты музея, задают вопросы экскурсоводам

3) Учащиеся читают стихотворения И.А.Бунина

7. Рефлексия

-Чему учились на данном занятии? Чему научились?

-Было ли интересно? Было ли трудно?

-Кто захотел проводить экскурсии в музее? Что нужно экскурсоводу для проведения экскурсий? (Повторение советов подготовки экскурсий)

8. Литература

Википедия. Экскурсия

Кирюханцева К.А. Экскурсионная работа как средство воспитания

Сборник материалов Хабаровского центра туризма и экскурсий. Методические рекомендации начинающему экскурсоводу

Айдарова О.А.Методика организации экскурсии для школьников



© 2010-2022