Конспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Конспект

открытого занятия

Тема: « Домашний театр Петрушки»



Разработала

Учитель ИЗО и технологии

высшей квалификационной категории

Самусева Елена Николаевна



















г. Гатчина

2013год

Тема урока: «Домашний театр Петрушки». Цель: Завершить работу по изготовлению домашнего театра Петрушки. Задачи: 1. Предметные - закрепить знания о традиционном кукольном театре Петрушки; - завершить работу по изготовлению и оформлению ширмы и куклы Петрушка (в технике аппликация); - научить разыгрывать с помощью изготовленной куклы Петрушка различные жанровые сценки. 2. Метапредметные 1. Познавательные УУД: - учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме -учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона 2. Регулятивные УУД: - учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий 3.Личностные - формировать положительное отношение к процессу обучения; - формировать интерес к учебному материалу; - формирование адекватной самооценки; - проявлять интерес к историческим традициям России.
Оборудование, инструменты и материалы: 1) Для изготовления куклы Петрушка: - заготовка из картона куклы Петрушка на палочке и колпака, - шаблоны из бумаги рубахи, штанов для Петрушки, - полоска для оформления рубахи, под имитацию вышивки, - образец вышивки для рубахи, - клей, - кисть для клея, - ткань для клеевой кисточки, - ножницы; 2) Для изготовления театральной ширмы: - расписанная ширма из бумаги, сформированная в форму конуса;

- разноцветные бумажные детали (цветы, листья), изготовленные при помощи фигурный компостер, - фломастеры; - клей с блестками; Технические средства обучения: - презентация «Театр Петрушки»; - компьютер; - мультимедийный проектор; - экран. Структура учебного занятия: 1.Вводная, организационная часть (1 мин.): - приветствие. 2. Основная часть (35 мин): - повторение пройденного материала (10 мин.); - изучение и просмотр нового материала (5 мин), - практическая работа, изготовление куклы Петрушка и изготовление ширмы (20 мин.); - игра, театральная деятельность (5 мин.). 3. Заключительная часть (4 мин.): - подведение итогов занятия. Ход занятия: Всё ль на месте, всё ль в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Здравствуйте ребята и уважаемые гости, сегодня на уроке труда мы продолжим тему прошлых уроков по ИЗО и технологии «Домашний театр Петрушки». Проговорить с учениками о том, что они делали на уроках рисования и технологии. На уроке рисования мы украсили ширмы, узоры у вас получились разные, кто-то нарисовал растительный, кто-то геометрический, а у некоторых из вас получился смешанный узор, после нашу заготовку сформировали в конусную форму (слайд 2). На уроке труда сделали заготовки для Петрушки. Вы вырезали из картона и бумаги по шаблону фигуру Петрушки. Мы вырезали по две детали, вид спереди и сзади. Дальше, мы склеили две детали фигуры Петрушки и между ними, вставили и приклеили палочку, для того, чтобы держать рукой куклу Петрушку и управлять ею (слайд 3). Вот такую работу мы с вами проделали на уроке рисования и технологии. На прошлых занятиях мы узнали, о традиционном театре Петрушки, вы смотрели презентацию о театре, сделанная она была с вашей помощью, по собранной вами информации из интернета. Давайте вспомним, что же такое традиционный кукольный театр Петрушка? На Руси широко и весело встречали общенародные праздники - Рождество, Масленицу, Пасху и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой - и с ледяными горками. Главным героем праздников был Петрушка - любимец взрослых и детей. Он стал главным героем русского народного кукольного театра. Петрушечная комедия была очень популярна и чрезвычайно широко распространена с конца XVIII века. Петрушечники выступали на ярмарках, гуляниях, показывая свою незамысловатую комедию по нескольку раз в день. Самым распространенным был «ходячий» театр. «Театр» состоял из складной ширмы, набора кукол, помещаемых в ящик, шарманки (скрипки), а также самого кукольника и его помощника-музыканта. В любом месте и в любое время, переходя из города в город, они выставляли на улице свой «театр» под открытым небом (слайд 4). В других европейских культурах также существовал герой театра кукол, имеющий много родственных черт с Петрушкой. Петрушка является младшим родственником гораздо более старших: итальянского Пульчинеллы, чешского Кашпарека, английского Панча, французского Полишинеля. (слайд 5). В разных странах Европы театры уличной кукольной комедии очень напоминают театр Петрушки. В этом мы можем убедиться рассматривая картины иностранных художников (слайды 6,7). Представление в театре Петрушки состояло из отдельных сцен, но в каждой из них было обязательно участие главного героя. Как зовут главного героя традиционного русского народного кукольного театра? (слайд 8). Предполагаемый ответ учеников: Петрушка Опишите главного героя Петрушку. Как он выглядит? (слайд 9). Предполагаемый ответ учеников: Петрушка изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой или бубенцом. Большой нос крючком, большие удивлённые глаза, растянутый рот. Какой у Петрушки голос? (слайд 10). Предполагаемый ответ учеников: У Петрушки резкий, визгливый голос. Что такое пищик? (слайд 11). Предполагаемый ответ учеников: Это маленькое устройство, состоящее из двух костяных пластинок, внутри которых была укреплена узкая полоска полотняной ленточки. Назовите героев Петрушечной комедии? (слайд 12). Предполагаемый ответ учеников: Петрушка, Невеста, Лошадь, Цыган, Доктор, Полицейский, Собака. Почему Петрушка был и остаётся любимым героем кукольного представления? (Слайд 13). Предполагаемый ответ учеников: Петрушка - веселый, озорной, задиристый, смешной. Сегодня, к сожалению, комедию Петрушки на улицах наших городов увидеть практически невозможно. Но это явление - театр Петрушки вызывает интерес у многих людей, эта тема изучается, проводятся фестивали петрушечников в нашей стране и в других странах мира. Театр «Бродячий Вертеп» под руководством Александра Грефа в Москве ставит спектакли для детей и взрослых, главным героем которых является Петрушка (слайд 14). Сейчас вы посмотрите небольшой отрывок представления кукольного театра Петрушки под руководством Александра Грефа. (слайд 15) Дети, вам понравилось представление? А что вам понравилось? Предполагаемый ответ учеников: Да, очень понравился Петрушка - озорник, затейник. Итак, театр - это сцена или театральная ширма, это герой, а именно наша кукла Петрушка. И, наконец, театр - это действие, представление (слайд 16). На прошлых занятиях мы сделали ширму, а главный герой готов? Предполагаемый ответ учеников НЕТ, его надо доделать. Надо сделать рубаху, штаны, колпак и лицо. Значит, нам нужно завершить работу по изготовлению чего? Предполагаемый ответ учеников: Завершить работу по изготовлению домашнего театра Петрушки. Вот мы с вами и определили цель урока: «Завершить работу по изготовлению домашнего театра Петрушки». Итак, давайте доделаем Петрушку. Традиционно Петрушка - это перчаточная кукла (кукла-перчатка), на этом занятии я научу вас делать куклу Петрушку на палочке для домашнего театра (слайд 18, 19). Я приглашаю наших гостей присоединиться к нам и вместе с нами сделать домашний театр Петрушки. Напоминаю правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

  1. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
  2. Использовать клей по назначению.
  3. Избегать попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
  4. При попадании клея в глаза промыть их водой.
  5. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
  6. Передавать ножницы кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями.
  7. Резать в направлении от себя. Не надо менять положение тела.
  1. Сначала по шаблону вырезаем рубаху и штаны, наклейте на фигуру Петрушки сначала штаны, потом рубаху. Все это наклейте на переднюю и заднюю части куклы. Украсьте полоску бумаги узором, имитирующую вышивку на рубахе Петрушки. Дальше, отрезав нужную длину для горловины, рукавов, низа рубашки украсьте рубаху.
  2. Наметим лицо и раскрасим волосы, цвет рыжий или коричневый, раскрасить сапожки.
  3. Мы уже с вами знаем, что у Петрушки большой нос крючком, большие удивлённые глаза, растянутый рот и румянец на щеках. Нарисовать лицо Петрушки фломастерами, обозначьте центр лица карандашом, а затем распределите симметрично по обе стороны лица глаза, щеки, по центру нос и рот.
  4. Наклейте и колпак.
  5. На готовую ширму с помощью клея с блесками нанести узор или приклеить, заготовленные цветы, сделанные фигурным дыроколом, если в этом есть необходимость.
Вот у нас получилась ширма (сцена) и кукла Петрушка, наш главный герой театра. Помещаем куклу в ширму. Основание-палочка должна пройти через нижнее отверстие в ширме. Это ручка, за которую и будет держаться кукловод, человек, который управляет куклой в театре. С помощью ручки - палочки можно вращать Петрушку в разные стороны. Когда кукловод тянет палочку вниз, Петрушка прячется в конусе-ширме, а толкнув вверх игрушку, Петрушка резко и неожиданно выскакивает из ширмы. Если встретились две куклы, то одна слушает неподвижно, а вторая в это время говорит, медленно покачиваясь из стороны в сторону в такт речи. Это необходимо для того, чтобы зрители поняли, кто из персонажей говорит в данный момент. Важно, чтобы ваша речь совпадала с движением куклы. Петрушка: Здравствуйте курносые девчушки, задорные мальчишки! Я Петрушка весельчак - это знает, всяк! С вами буду я играть! -А вы знаете, что у меня много в разных странах «родственников»? -Да! -А еще мне сообщили, что у меня появились новые «родственнички» и мне очень хочется на них взглянуть? -А где они? Да вот же они, сколько их много, да все разные! -Ой, какие они у вас красивые, а у меня зеленая рубашка, а у тебя какая…? Предполагаемый ответ ученика: Красная рубашка, мне нравится красный цвет. -У меня штаны фиолетовые, а у тебя, почему такие…? Предполагаемый ответ ученика: Синие, очень красивые. Петрушка: - У тебя, Аня, очень симпатичный Петрушка получился. Тебе твой Петрушка нравится? А какой характер у твоего Петрушки? Предполагаемый ответ ученика: Петрушка - веселый, озорной. - Ваня, ты покажешь спектакль о Петрушке дома своим родителям? Как ты думаешь, им понравится твой театр? Предполагаемый ответ ученика: Обязательно покажу спектакль моим родителям. Я уверен, что им он очень понравится. Дорогие ребята и уважаемые гости. Вот и подошел к концу урок. Сегодня вы закрепили свои знания о традиционном театре Петрушки, познакомились с озорным и весёлым героем кукольной комедии Петрушкой, своими руками сделали маленький домашний кукольный театр. Дома вместе с родителями вы можете сделать остальных героев Петрушечного театра и уже с ними и Петрушкой разыгрывать разные сцены кукольного представления. Вы, дети, замечательно потрудились! И я вами очень довольна.






Приложение



Конспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на тему Конспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на тему Конспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на тему

Последовательность изготовления куклы Петрушка


Конспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на темуКонспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на темуКонспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на темуКонспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на темуКонспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на тему

Конспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на темуКонспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на темуКонспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на темуКонспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на темуКонспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на тему

Конспект открытого интегрированного занятия по ИЗО и технологии на тему

© 2010-2022