Рабочая программа Окружающий мир

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление по делам образования и здравоохранения Администрации Курского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Винниковская средняя общеобразовательная школа Курского района Курской области

Рассмотрено на заседании

Принято на заседании

« Утверждаю»

Учителей начальных классов

Педагогического совета

Директор школы

Протокол № 1 от____________2014г.

Протокол № 1 от 31. 08.2014г.

____________/ Машошин А.И/

_______________________/ Силенина Л.В./

__________________/ Захарова Л.А/

Приказ № ____ от _________2014г.

Рабочая программа

по окружающему миру

1 класс

2014-2015 учебный год

Учитель: Леонова И.В.

с. Винниково

-2014 год-

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и авторской программы «Окружающий мир» А.А Плешакова.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе на­правлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами явля­ются:

- формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

Окружающий мир как предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки для научного мировоззрения; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер обществоведческих знаний; наличие содержания, обеспечивающего формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики и музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально- и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет изучается в 1 классе, рассчитан на 66 часов (проводится 2 раза в неделю). В программе указано количество часов на изучение каждого раздела. Предусмотрено проведение: практических работ - 11, проектов - 4, 1-опыт, 1 - комплексной контрольной работы. Содержание программы носит личностно-развивающий характер. При проведении уроков используют беседы, экскурсии, дидактические игры, практические работы, работу в группах, экскурсии.

Содержание образования

Задавайте вопросы! 1 ч.

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по­ляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Что и кто? 20 ч. Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? 12 ч. Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда? 11 ч. Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? 22 ч. Почему солнце светит днем, а звезды - ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?



Тематическое планирование 68 часов ( 2 часа в неделю)


п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Оборудование

Вводимые понятия

Виды

контроля

Домашнее задание

1

3.09

Введение. Задавайте вопросы!

1 Учебник, рабочая тетрадь

Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.

Индивидуальный.

2

5.09

Наши помощники.

(Конструирование способа действия)

1

Электронное приложение « Окружающий мир»

Условными обозначения в учебнике.

Фронтальный.

3

10.

09

Экскурсия по школе. Правила поведения в школе.

1

Фронтальный.

4

12.

09

То такое Родина?

(Постановка и решение учебной задачи)

1

Презентация «Символы России»

Государственная символика.

Малая Родина

Индивидуальный.

5

17.

09

Что мы знаем о народах России?

1

Презентация «Народы России», фотографии

Религия, Национальные праздники, лица и национальные костюмы представителей разных народов.

Фронтальный.

6

19.

09

Что мы знаем о Москве?

1

Презентация «Москва - столица нашей Родины»

Столица, достопримечательности.

Индивидуальный.

7

24.09

Проект «Моя малая Родина».

(Конструирование способа действия (проектирование))

1

Фотоаппарат, альбомы, фотографии.

Город-герой,

достопримечательности

Фронтальный.

8

26.09

Что у нас над головой?

(Решение частных задач)

1

Глобус, пластилин, карта звездного неба

Созвездие, светило, небесные тела.

Индивидуальный.

9

1.10

Что у нас под ногами?

(Решение частных задач)

1

Коллекция минералов. Атлас-определитель

Гранитом, кремний, известняк.

Фронтальный.

10

3.10

Что общего у разных растений?

1

Гербарий.

Схема «Части растений»

Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.Части растений

Индивидуальный.

11

8.10

Что растет на подоконнике?

(Решение частных задач)

1

Комнатные растения.

Атлас-определитель

Комнатные растения, уход, почва, горшок.

Фронтальный.

12

10.

10

Что растет на клумбе?

(Решение частных задач (видео-экскурсия))

1

Атлас-определитель. Презентация «Цветы»

Клумба,

цветник

Индивидуальный.

13

15.

10

Что это за листья?

(Решение частных задач)

1

Гербарий с листьями различных деревьев

Листовая пластина, черешок

Фронтальный.

14

17.

10

Что такое хвоинки?

(Решение частных задач)

1

Гербарий хвойных растений.

Хвоя

Индивидуальный.

15

22.

10

Кто такие насекомые?

(Решение частных задач)

1

Атлас-определитель. Таблица «Насекомые»

Насекомые

Фронтальный.

16

24.

10

Кто такие рыбы?

(Решение частных задач)

1

Презентация «Рыбы».

Монетки для моделирования «одежды» рыб

Водные животные, речные
и морские рыбы, среда обитания

Индивидуальный.

17

29.

10

Кто такие птицы?

(Решение частных задач)

1

Презентация «Птицы».

Перья птиц.

Воздушное пространство, части тела птицы, перелётные птицы, нелетающие птицы

Фронтальный.

18

31.

10

Кто такие звери?

(Решение частных задач)

1

Презентация «Звери».

Шкурки с шерстью животных.

Животные. Жилища животных, детёныши, части тела животных, среда обитания.

Фронтальный.

19

12.

11

Что нас окружает дома?

(Решение частных задач)

Что умеет компьютер?

1 Предметные картинки «Мебель»,«Посуда»,«Одежда», «Электроприборы»

Мебель, бытовая техника, одежда, посуда,

электричество, водопровод, газопровод.

Индивидуальный.

20

14.

11

Что вокруг нас может быть опасным?

(Решение частных задач)

1

Презентация

«Что вокруг может быть опасным?»

Опасные вещи, номера экстренной службы, пешеходный переход, светофор.

Фронтальный.

21

19.

11

На что похожа наша планета?

(Решение частных задач)

1

Глобус, мяч, тарелка, пластилин.

Солнечная система, планеты, глобус, океаны, материки, суша, день, ночь

Индивидуальный.

22

21.

11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что

и кто?».

1 Учебник, рабочая тетрадь

Фронтальный.

23

26.

11

Как живет семья?

Проект «Моя семья».

(Постановка и решение учебной задачи)

1

Фотоальбом семьи.

Фотоаппарат, фотографии.

Семья, члены семьи

Индивидуальный.

24

28.

11

Откуда
в наш дом приходит

вода и куда она уходит?

(Конструирование способа действия)

1

Посуда для проведения опыта.

Природные источники воды, очистка загрязненной

Фронтальный.

25

3.12

Откуда в наш дом приходит электричество?

(Конструирование способа действия)

1

Электроконструктор для сбора электрической цепи.

Электричество, электроприборы.

Индивидуальный.

26

5.12

Как путешествует письмо?

(Решение частных задач)

1

Открытки, конверты, письма

Почтовый работник, письмо, почта, отправитель, адресат, почтовые конверты, почтовая марка.

Фронтальный.

27

10.

12

Куда текут реки?

(Решение частных задач)

1

Соль и вода для приготовления «морской» воды

Река, море, родник, речная вода, морская вода, Ока, осётр, Москва, Волга, Каспийское море

Индивидуальный.

28

12.

12

Откуда берутся снег и лёд?

(Решение частных задач)

1

Снег и лед для проведения опыта.

«Снег», «лед».

Фронтальный.

29

17.

12

Как живут растения?

(Решение частных задач)

1

Комнатные растения и уход за ними.

формирование представлений о признаках живой природы.

Индивидуальный.

30

19.

12

Как живут животные? Как зимой помочь птицам?

(Решение частных задач)

1

Презентация «Животные живого уголка»

Правилами ухода за животными живого уголка и зимующих птицах

Фронтальный.

31

24.

12

Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?

(Решение частных задач)

1

Различные виды мусора (пакеты, банки, бутылки и тд)

Снег для проведения исследования

Бытовой мусор, мусорные контейнеры, мусороперерабатывающий завод, вторичное сырьё, утилизация

Индивидуальный.

32

26.

12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».
(Контроль и коррекция знаний)

1

Учебник, тетрадь с печатной основой.

Умений вести диалог; воспитание интереса
к изучению своей семьи,любознательность

Индивидуальный.

33

14.

01

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс
и моя школа».

(Конструирование способа действия)

1

Учебник, тетрадь, энциклопедии.

Фотоаппарат, фотографии, альбом.

формирование понятий необходимых
для организации успешной и интересной учебы.

Фронтальный.

34

16.

01

Когда придет суббота?

(Решение частных задач)

1

Карточки с названиями дней недели.

формирование представлений о времени (прошлое, настоящее, будущее).

Индивидуальный.

35

21.

01

Когда наступит лето?

(Решение частных задач)

1

Календарь. Сюжетные картинки с изображением времен года.

Признаки смены времен года, соотношение временных промежутков.

Фронтальный.

36

23.

01

Где живут белые медведи?

(Решение частных задач)

1

Глобус.

Северный Ледовитый океан, Антарктида.

Индивидуальный.

37

28.

01

Где живут слоны?

(Решение частных задач)

1

Глобус. Презентация «Слоны»

Африка, тропические леса и саванны, экватор.

Фронтальный.

38

30.

01

Где зимуют птицы?

1

Карточки-схемы названий птиц.

формирование представлений о птицах.

Индивидуальный.

39

4.02

Когда появилась одежда?

(Решение частных задач)

1

Презентация

«Как появилась одежда?»

Деловая, спортивная, рабочая, домашняя.

Фронтальный.

40

6.02

Когда изобрели велосипед?

(Решение частных задач)

1

Схема «Части велосипеда»

Велосипед.

Индивидуальный.

41

11.

02

Когда мы станем взрослыми?

(Решение частных задач)

1

Учебник, рабочая тетрадь.

Прошлое, настоящее, будущее.

Фронтальный.

42

13.

02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1

Учебник, рабочая тетрадь

Закрепление знаний учащихся по разделу «Где и когда?».

Индивидуальный.

43

25.

02

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

(Решение частных задач)

1

Презентация «Солнце и планеты солнечной системы».

Солнце - ближайшая к Земле звезда, разнообразие звезд.

Фронтальный.

44

27.

02

Почему Луна бывает разной?

1

Презентация «Луна».

Пластилин.

Спутник Земли

Индивидуальный.

45

4.03

Почему идет дождь и дует ветер?

(Решение частных задач)

1

Схема «Какой бывает дождь»

Явления природы, дождь, ветер.

Фронтальный.

46

6.03

Почему звенит звонок?

(Решение частных задач)

1

Предметы для изучения возникновения распространения звуков.

эхо,разнообразие звуков окружающего мира

Индивидуальный.

47

11.

03

Почему радуга разноцветная?

(Решение частных задач)

1

Цветные карандаши.

радуга,разнообразие цветов и последовательности цветов радуги

Фронтальный.

48

13.

03

Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».

(Решение частных задач)

1

Презентация «Домашние животные»

формирование представлений о кошках и собаках, о правилах ухода за ними

Фронтальный.

49

18.

03

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

(Решение частных задач)

1

Фотоаппарат, фотографии, альбом

Луговые цветы, бабочки.

Индивидуальный.

50

20.

03

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

(Решение частных задач)

1

Схема «Правила поведения в природе»

формирование представлений о звуках леса.

Фронтальный.

51

1.04

Зачем мы спим ночью?

(Решение частных задач)

1

«Режим дня»

«Режим дня»

Фронтальный.

52

3.04

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

(Решение частных задач)

1

Презентация «Витамины»

Овощи, фрукты, витамины.

Индивидуальный.

53

8.04

Почему нужно мыть руки и чистить зубы?

(Решение частных задач)

1

Зубная паста, зубная щетка, полотенце, мыло.

Гигиена, (чистка зубов и мытье рук)

Фронтальный.

54

10.

04

Зачем нам телефон и телевизор?

(Решение частных задач)

1 Презентация «Средства связи и информации»

Телефон, телевизор, средствамассовой информации.

Фронтальный.

55

15.

04

Зачем нужны автомобили?

(Решение частных задач)

1

Презентация «Автомобили»

Раскраски «Автомобили»

Разнообразие автомобилей,история развития автомобиля

Индивидуальный.

56

17.

04

Зачем нужны поезда?
(Решение частных задач)

1

Презентация «Поезда»

Устройстве поездов и железных дорог

Фронтальный.

57

22.

04

Зачем строят корабли?

(Решение частных задач)

1

Презентация «Корабли»

Водный транспорт. Виды водного транспорта.

Фронтальный.

58

24.

04

Зачем строят самолеты?

(Решение частных задач)

1

Презентация «Самолеты»

Воздушный транспорт.

Индивидуальный.

59

29.

04

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

(Решение частных задач)

1

Учебник, рабочая тетрадь.

Правила безопасности.

Фронтальный.

60

6.05

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

(Решение частных задач)

1

Учебник, рабочая тетрадь.

Правила безопасности на водном
и воздушном транспорте.

Фронтальный.

61

8.05

Зачем люди осваивают космос?

(Решение частных задач)

1

Презентация «Космос»

Космос,

Ю. А. Гагарин - первый космонавт.

Индивидуальный.

62

13.

05

Почему мы часто слышим слово «экология»?

(Решение частных задач)

1

Презентация «Природа в опасности!»

Экология, взаимосвязь человеком и прир

Фронтальный.

63- 65

15

.05, 20.

05, 22.

05

Проверим себя и оценим свои достижения.

(Рефлексия. Контроль и коррекция знаний)

3

Закрепление знаний учащихся по разделу«Почему и зачем?»;

Закрепление знаний учащихся по разделу «Почему и зачем?».

Фронтальный.

66

27.

05

Экскурсия « Лес друг или враг?»

1

Индивидуальный.

67

29.

05

Проект « чему мы научились»

1

Фронтальный.

68

29.

05

Выставка работ

1

Фронтальный.

Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения окружающего мира ученик научится:

  • называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;

  • называть государственную символику России;

  • называть общие признаки живых организмов;

  • называть основные условия благополучной жизни растений и животных;

  • соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;

  • соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);

  • называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;

  • называть основные группы животных и растений;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • называть основные признаки каждого времени года;

  • называть основные помещения школы;

  • называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;

  • называть основные учреждения культуры, быта;

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • пользоваться словами, указывающими направления и время;

  • наблюдать, делать умозаключения;

  • различать профессии людей;

  • различать растения и животных;

  • различать объекты природы;

  • различать части растения, отображать их на рисунке;

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать сушу и воду на глобусе;

  • ориентироваться в помещениях школы;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;

  • уход за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Получит возможность научиться:

Самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут

  • проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;

  • группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

  • сознательно выполнять правила экологического поведения;

  • высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;

  • определить по внешнему виду названия различных растений;

Самостоятельно и уверенно учащиеся могут

  • измерить длину небольшого тела; времени по часам;

  • описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;

  • выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;

  • по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;

  • перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;

  • назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;

Список литературы

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2011.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2011.

3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя : тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы / А. А. Плешаков. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011.

4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. - М. : Просвещение, 2011.

5. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2011.

6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2011.

7. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - М. : Просвещение, 2011.

20

© 2010-2022