Обучение тому, как учиться

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение тому, как учиться Обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность учащихся к обучению. Обучение обучению - это процесс обдумывания самостоятельного обучения, и сознательного применения результатов такого обдумывания в процессе последующего обучения

(Руководство для учителя, стр. 148)

Создание образовательной среды

- Понимание детьми процесса обучения (должен знать результат и цели обучения, понимать то, чего не понимает - рефлективные дневники, беседы по эффективности);

- Понимание того, чему учить (учитель наблюдает, диагностирует, анализирует);

- Представление о том, как структурировать последовательность обучения,

- Как оценить результативность обучения (формативное оценивание)

  • мотивация;

  • создание проблемной ситуации;

  • «мозговой штурм»;

  • формативное оценивание;

  • рефлексия.

Как обучаются дети

В начале учебного процесса, учащиеся что-то знают о рассматриваемой теме, и эти исходные знания являются отправной точкой для усвоения нового материала

(Руководство для учителя, стр.149)

Учитель должен так организовать работу детей, чтобы они не ждали знания в готовом виде, а учились работать самостоятельно, осознавая, что они делают, и зачем они это делают. Работая с теоретическим материалом, я выбрала для себя и использовала следующие ключевые понятия о том, как обучаются дети, которые применила на практике в школе:

  • постановка целей учащимися (цели уроков были представлены детям на доске в виде модели, дети их называли самостоятельно, после того, как выполнят задания, связанные с темой занятия);

Обучение тому, как учиться.

  • консультирование учителем (о новых формах работы, о предстоящих заданиях, о правилах и критериях, в разрешении возникших проблем, в процессе обучения и т.д.);

  • консультирование друг друга (в парной и групповой работе «штурман-навигатор» при выполнении заданий, связанных с арифметическими действиями, в паре «быстрый - медленный; при сортировке и отборе информации; при работе с ноутбуками при решении и составлении задач);

Обучение тому, как учиться.Обучение тому, как учиться.

  • исследовательская деятельность (где учащиеся работают с отбором и сортировкой информации, составляют и отбирают вопросы для интервью с родителями и составляют карту опыта);

Обучение тому, как учиться.Обучение тому, как учиться.

  • опора на предыдущие знания (серия уроков представляла собой обобщение знаний по математике об изученном, в течение года. Каждый урок из серии, был продолжением предыдущего, поскольку возникали некоторые проблемы. Приходилось модифицировать занятия таким образом, чтобы одно из заданий было повторением другого);

  • составление вопросов (приведу пример на примере одного из уроков, где дети составляли вопросы. Сравнив геометрические фигуры, квадрат и прямоугольник, дети должны были составить в группах вопросы, которые касались бы этих фигур, выбрать самый лучший вопрос и задать его группам.

Обучение тому, как учиться.Обучение тому, как учиться.

Команды предложили следующие вопросы:

- Что можно получить из прямоугольника? (открытый вопрос)

- У квадрата и прямоугольника равные стороны? (закрытый вопрос)

- Сколько сторон и углов у прямоугольника и квадрата? (закрытый вопрос).

Вывод: учить детей задавать открытые вопросы.

Каким образом? Через слова-подсказки: Что…, Зачем…., Почему….

  • отбор и сортировка информации (эта стратегия мною используется с целью проверки у детей понимания смысла преданной информации и умения употребить ее, на основании личного опыта)

Обучение тому, как учиться.Обучение тому, как учиться.

  • презентация работ

Обучение тому, как учиться.Обучение тому, как учиться.

Специфика учебного материала и разработка плана

«Учителя, знающие свой предмет, способны правильно преподнести его ученикам, чтобы те смогли составить свое толкование и мнение. Они понимают логику предмета, и методику подачи в индивидуально удобном для учеников темпе. Таким образом, применять свои навыки, а также понимать структуру предметов, равно как и их содержание; они поймут принципы, лежащие в основе предмета, основную идею. Для этого необходимо задействовать подходы к обучению…»

(Руководство для учителя, стр.152)

Чем руководствуюсь я, в планировании своих уроков?

  • Организация парной и групповой работы

- класс делился на пары или группы из 4 человек, для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера;
- задания в группе выполняются таким способом, чтобы учесть и оценить индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимально реализовать учебные возможности каждого члена группы.

  • Разноуровневые и дифференцированные задания

- при самостоятельной работе учащихся задания подбирались с учётом различной подготовки учащихся;

- в парной работе «быстрые» - «медленные» («штурман-навигатор»).

  • Формативное оценивание: самооценка, взаимооценка (в паре и группе);

  • Объем учебного материала (не более трех заданий на каждом уроке);

  • Регламент выполнения заданий ( время выполнения задания оговаривалось с детьми, за минуту до окончания его выполнения, делалось напоминание);

  • Рассадка, распределение ролей (рассадку планировала сама с учетом нужд и потребностей детей, преследуя свои цели; роли дети распределяли сами);

  • Обратная связь (рефлексия в конце занятия, у доски + рефлективные дневники учащихся);

  • Поощрение, стимулирование (через похвалу и разноуровневые, дифференцированные и дозированные задания).

Метапознание и обучение тому, как учиться.

Метапознавательные способности дают ученикам независимость в обучении.

«Большая часть того, чем занимаются учителя для оказания помощи ученикам в постижении принципов обучения, состоит в пополнении их метапознавательного потенциала, а именно - способности отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как они мыслят и учатся, что является краеугольным камнем личностно-ориентированного образования…»

(Руководство для учителя, стр.153)

Метопознание и обучение тому, как учиться для учащихся начальной школы

УЧЕНИК

  • Выбирает содержание;

  • Определяет ценность своей работы;

  • Умеет анализировать;

  • Способен проверять;

  • Соблюдает регламент;

  • Планирует свою работу;

  • Умеет презентовать свою работу;

  • Работает самостоятельно.

(теоретическая база «Руководство для учителя» стр. 153)

Какими метапознавательными процессами владеют мои учащиеся?

  • Способны анализировать задания, которые выполняли, об этом они говорят во время рефлексии, отвечая на мои вопросы:

- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

- Над чем нужно еще поработать?

- Что для вас было легко, а что трудно, когда вы выполняли задание?

  • Способны проверять и оценивать свою работу по ключу, выполнять взаимопроверку;

  • Способны соблюдать регламент( я оговариваю время выполнения работы, и за минуту до окончания, делаю напоминание);

  • Большая часть детей умеет презентовать свою работу, но для развития этого навыка требуется больше времени;

  • Способны работать самостоятельно, при правильном подборе заданий, учитывая способности учащихся;

  • Понимают, когда необходимо вмешательство преподавателя.

  • Способны выбирать задания, подходящие их уровню развития ( я выполню это задание, потому что я смогу с ним справиться)

Выводы:

Достоинства новых подходов в образовании:

  • повышается учебная и познавательная мотивация;

  • снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным;

  • повышается обучаемость, эффективность усвоения знаний;

  • взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу;

  • развитие индивидуальных способностей, развитие самостоятельного творческого мышления;

  • владение речью

  • развитие саморегуляции учащихся;

  • оценивание уровня знаний самими учащимися;

  • понимание и рефлексия по поводу того, что они знают и думают.

Что дальше?

  • продолжать работать, используя интерактивные методы обучения;

  • работать над усовершенствованием дифференцированных заданий, учитывая особенности детей;

  • продолжать работу над развитием критического мышления и диалогового обучения.



© 2010-2022