- Преподавателю
- Начальные классы
- Обучение тому, как учиться
Обучение тому, как учиться
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Катьетова О.С. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Обучение тому, как учиться Обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность учащихся к обучению. Обучение обучению - это процесс обдумывания самостоятельного обучения, и сознательного применения результатов такого обдумывания в процессе последующего обучения
(Руководство для учителя, стр. 148)
Создание образовательной среды
- Понимание детьми процесса обучения (должен знать результат и цели обучения, понимать то, чего не понимает - рефлективные дневники, беседы по эффективности);
- Понимание того, чему учить (учитель наблюдает, диагностирует, анализирует);
- Представление о том, как структурировать последовательность обучения,
- Как оценить результативность обучения (формативное оценивание)
-
мотивация;
-
создание проблемной ситуации;
-
«мозговой штурм»;
-
формативное оценивание;
-
рефлексия.
Как обучаются дети
В начале учебного процесса, учащиеся что-то знают о рассматриваемой теме, и эти исходные знания являются отправной точкой для усвоения нового материала
(Руководство для учителя, стр.149)
Учитель должен так организовать работу детей, чтобы они не ждали знания в готовом виде, а учились работать самостоятельно, осознавая, что они делают, и зачем они это делают. Работая с теоретическим материалом, я выбрала для себя и использовала следующие ключевые понятия о том, как обучаются дети, которые применила на практике в школе:
-
постановка целей учащимися (цели уроков были представлены детям на доске в виде модели, дети их называли самостоятельно, после того, как выполнят задания, связанные с темой занятия);
-
консультирование учителем (о новых формах работы, о предстоящих заданиях, о правилах и критериях, в разрешении возникших проблем, в процессе обучения и т.д.);
-
консультирование друг друга (в парной и групповой работе «штурман-навигатор» при выполнении заданий, связанных с арифметическими действиями, в паре «быстрый - медленный; при сортировке и отборе информации; при работе с ноутбуками при решении и составлении задач);
-
исследовательская деятельность (где учащиеся работают с отбором и сортировкой информации, составляют и отбирают вопросы для интервью с родителями и составляют карту опыта);
-
опора на предыдущие знания (серия уроков представляла собой обобщение знаний по математике об изученном, в течение года. Каждый урок из серии, был продолжением предыдущего, поскольку возникали некоторые проблемы. Приходилось модифицировать занятия таким образом, чтобы одно из заданий было повторением другого);
-
составление вопросов (приведу пример на примере одного из уроков, где дети составляли вопросы. Сравнив геометрические фигуры, квадрат и прямоугольник, дети должны были составить в группах вопросы, которые касались бы этих фигур, выбрать самый лучший вопрос и задать его группам.
Команды предложили следующие вопросы:
- Что можно получить из прямоугольника? (открытый вопрос)
- У квадрата и прямоугольника равные стороны? (закрытый вопрос)
- Сколько сторон и углов у прямоугольника и квадрата? (закрытый вопрос).
Вывод: учить детей задавать открытые вопросы.
Каким образом? Через слова-подсказки: Что…, Зачем…., Почему….
-
отбор и сортировка информации (эта стратегия мною используется с целью проверки у детей понимания смысла преданной информации и умения употребить ее, на основании личного опыта)
-
презентация работ
Специфика учебного материала и разработка плана
«Учителя, знающие свой предмет, способны правильно преподнести его ученикам, чтобы те смогли составить свое толкование и мнение. Они понимают логику предмета, и методику подачи в индивидуально удобном для учеников темпе. Таким образом, применять свои навыки, а также понимать структуру предметов, равно как и их содержание; они поймут принципы, лежащие в основе предмета, основную идею. Для этого необходимо задействовать подходы к обучению…»
(Руководство для учителя, стр.152)
Чем руководствуюсь я, в планировании своих уроков?
-
Организация парной и групповой работы
- класс делился на пары или группы из 4 человек, для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера;
- задания в группе выполняются таким способом, чтобы учесть и оценить индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимально реализовать учебные возможности каждого члена группы.
-
Разноуровневые и дифференцированные задания
- при самостоятельной работе учащихся задания подбирались с учётом различной подготовки учащихся;
- в парной работе «быстрые» - «медленные» («штурман-навигатор»).
-
Формативное оценивание: самооценка, взаимооценка (в паре и группе);
-
Объем учебного материала (не более трех заданий на каждом уроке);
-
Регламент выполнения заданий ( время выполнения задания оговаривалось с детьми, за минуту до окончания его выполнения, делалось напоминание);
-
Рассадка, распределение ролей (рассадку планировала сама с учетом нужд и потребностей детей, преследуя свои цели; роли дети распределяли сами);
-
Обратная связь (рефлексия в конце занятия, у доски + рефлективные дневники учащихся);
-
Поощрение, стимулирование (через похвалу и разноуровневые, дифференцированные и дозированные задания).
Метапознание и обучение тому, как учиться.
Метапознавательные способности дают ученикам независимость в обучении.
«Большая часть того, чем занимаются учителя для оказания помощи ученикам в постижении принципов обучения, состоит в пополнении их метапознавательного потенциала, а именно - способности отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как они мыслят и учатся, что является краеугольным камнем личностно-ориентированного образования…»
(Руководство для учителя, стр.153)
Метопознание и обучение тому, как учиться для учащихся начальной школы
УЧЕНИК
-
Выбирает содержание;
-
Определяет ценность своей работы;
-
Умеет анализировать;
-
Способен проверять;
-
Соблюдает регламент;
-
Планирует свою работу;
-
Умеет презентовать свою работу;
-
Работает самостоятельно.
(теоретическая база «Руководство для учителя» стр. 153)
Какими метапознавательными процессами владеют мои учащиеся?
-
Способны анализировать задания, которые выполняли, об этом они говорят во время рефлексии, отвечая на мои вопросы:
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
- Над чем нужно еще поработать?
- Что для вас было легко, а что трудно, когда вы выполняли задание?
-
Способны проверять и оценивать свою работу по ключу, выполнять взаимопроверку;
-
Способны соблюдать регламент( я оговариваю время выполнения работы, и за минуту до окончания, делаю напоминание);
-
Большая часть детей умеет презентовать свою работу, но для развития этого навыка требуется больше времени;
-
Способны работать самостоятельно, при правильном подборе заданий, учитывая способности учащихся;
-
Понимают, когда необходимо вмешательство преподавателя.
-
Способны выбирать задания, подходящие их уровню развития ( я выполню это задание, потому что я смогу с ним справиться)
Выводы:
Достоинства новых подходов в образовании:
-
повышается учебная и познавательная мотивация;
-
снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным;
-
повышается обучаемость, эффективность усвоения знаний;
-
взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу;
-
развитие индивидуальных способностей, развитие самостоятельного творческого мышления;
-
владение речью
-
развитие саморегуляции учащихся;
-
оценивание уровня знаний самими учащимися;
-
понимание и рефлексия по поводу того, что они знают и думают.
Что дальше?
-
продолжать работать, используя интерактивные методы обучения;
-
работать над усовершенствованием дифференцированных заданий, учитывая особенности детей;
-
продолжать работу над развитием критического мышления и диалогового обучения.