- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нагайчук А.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образование Апшеронский район, станица Нефтяная
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 9
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 28.08.2015 года протокол № 1
Председатель _______ Куценко Т.Н.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) начальное общее, 4 класс_________________________________________________________________________
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов 34
Учитель Нагайчук Александра Васильевна
Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир», автор Н. Ф. Виноградова. «Вентана-Граф», 2013г.
(указать программу/программы, издательство, год издания)
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир « разработана на основе: - авторской программы курса «Окружающий мир»(УМК «Начальная школа XXI века» автор Н.Ф.Виноградова,2013) -основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ»9. При составлении рабочей программы производилась корректировка авторской программы в плане изменения числа тем и перераспределения часов. В авторской программе на изучение курса Окружающий мир в 4 классе отводится 68 часов ( 2 часа в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ ООШ№9 в 4 классе на изучение данного курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год(за счет введения 1 часа в неделю курса Кубановедения)
Таблица тематического распределения количества часов
№
п\п
Разделы, темы
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
1.
Человек - живое существо (организм)
16
8
2.
Твое здоровье
12
6
3.
Человек - часть природы
2
1
4.
Человек среди людей
5
3
5.
Родная страна от края до края
10
5
6.
Человек- творец культурных ценностей
12
6
7.
Человек- защитник своего Отечества
5
2
8.
Гражданин и государство
3
3
Итого
68ч
34 ч.
2.Общая характеристика учебного предмета Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально - гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально - научного познания и эмоционально - ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико - ориентированных знаний о человеке, природе, и обществе, учатся осмысливать причинно - следственные связи в окружающем мире. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей. Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира в начальной школе необходимо решение следующих задач: - экологического образования и воспитания; - формирование системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане школы на изучение окружающего мира в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа.
4. Описание ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир».
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира, на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально - культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно - нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно - ценностных традиций народов России от поколения к поколению.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно - нравственной консолидации российского общества.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально - нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко - культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5.Личночтные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
- Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
- Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- Расширение сферы социально - нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- Способность к адекватной самооценке с опорой на значение основных моральных норм;
- Установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
- Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность;
- Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
- Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
- Сформированность целостного, социально - ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально - гуманитарных дисциплин;
- Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
- Владение навыками устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведении в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- Понимание роли и значения родного края в природе и историко - культурном наследии России, в её современной жизни;
- Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
- Понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
6.Содержание учебного предмета, курса
-
Раздел программы
Количество часов
Человек - живое существо (организм)
8
Твое здоровье
6
Человек - часть природы
1
Человек среди людей
3
Родная страна от края до края
5
Человек- творец культурных ценностей
6
Человек- защитник своего Отечества
2
Гражданин и государство
3
Итого
34ч
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Раздел программы
Программное содержание
Характеристика деятельности учащихся(универсальные учебные действия)
Человек - живое существо (организм)
Человек - живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей
Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного
Твое здоровье
Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные
Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений»
Человек - часть природы
Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человек
Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости»
Человек среди людей
Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость а
Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей
Родная страна от края до края
Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи
Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности
Человек- творец культурных ценностей
Культура в разные исторические времена
Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений
Человек- защитник своего Отечества
Человек - воин. Героические страницы истории
Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий
Гражданин и государство
Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства
Характеристика прав и обязанностей гражданина России
8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Человек и природа Выпускник научится: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться: использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Человек и общество Выпускник научится: узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться: осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
9.Описание материально- техническое обеспечение образовательной деятельности по предмету «Окружающий мир»
Печатные средства обучения
Для учителя:
-
Виноградова В.Ф. Программа четырехлетней начальной школы по окружающему миру: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана -Граф, 2013.
-
Виноградова В.Ф. Калинова Г.С. Окружающий мир: методическое пособие. 3-4 класс: «Начальная школа XXI века». М.: Вентана -Граф, 2012.
Для учащихся:
1. Виноградова В.Ф. Калинова Г.С. Окружающий мир. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана -Граф, 2013.
2. . Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч М.: Вентана -Граф, 2013.
Технические средства обучения
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2.Магнитная доска.
3.Мультимедийная доска.
4.Персональный компьютер.
5.Принтер
Наглядные пособия:
1.Комплект демонстрационных таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 4 класс».
Электронные образовательные ресурсы:http:school-collection.edu.ru
Согласовано
Протокол заседания МО
учителей начальных классов
от 28.08.2015 г. №1
Руководитель МО
Янукян С.В./__________ /
Согласовано
Заместитель директора поУВР
_______________ Лещева Н.В
27.08.2015г..
9