Рабочая программа по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образование Апшеронский район, станица Нефтяная

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 9

(полное наименование образовательного учреждения)





УТВЕРЖДЕНО


решением педагогического совета

от 28.08.2015 года протокол № 1

Председатель _______ Куценко Т.Н.

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) начальное общее, 4 класс_________________________________________________________________________

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов 34

Учитель Нагайчук Александра Васильевна





Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир», автор Н. Ф. Виноградова. «Вентана-Граф», 2013г.

(указать программу/программы, издательство, год издания)









1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир « разработана на основе: - авторской программы курса «Окружающий мир»(УМК «Начальная школа XXI века» автор Н.Ф.Виноградова,2013) -основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ»9. При составлении рабочей программы производилась корректировка авторской программы в плане изменения числа тем и перераспределения часов. В авторской программе на изучение курса Окружающий мир в 4 классе отводится 68 часов ( 2 часа в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ ООШ№9 в 4 классе на изучение данного курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год(за счет введения 1 часа в неделю курса Кубановедения)

Таблица тематического распределения количества часов

п\п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Человек - живое существо (организм)

16

8

2.

Твое здоровье

12

6

3.

Человек - часть природы

2

1

4.

Человек среди людей

5

3

5.

Родная страна от края до края

10

5

6.

Человек- творец культурных ценностей

12

6

7.

Человек- защитник своего Отечества

5

2

8.

Гражданин и государство

3

3

Итого

68ч

34 ч.

2.Общая характеристика учебного предмета Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально - гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально - научного познания и эмоционально - ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико - ориентированных знаний о человеке, природе, и обществе, учатся осмысливать причинно - следственные связи в окружающем мире. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей. Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира в начальной школе необходимо решение следующих задач: - экологического образования и воспитания; - формирование системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

В учебном плане школы на изучение окружающего мира в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа.

4. Описание ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир».

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира, на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально - культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно - нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно - ценностных традиций народов России от поколения к поколению.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно - нравственной консолидации российского общества.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально - нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко - культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5.Личночтные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  • Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • Расширение сферы социально - нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • Способность к адекватной самооценке с опорой на значение основных моральных норм;
  • Установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
  • Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность;
  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
  • Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
  • Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
  • Сформированность целостного, социально - ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально - гуманитарных дисциплин;
  • Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • Владение навыками устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведении в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • Понимание роли и значения родного края в природе и историко - культурном наследии России, в её современной жизни;
  • Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • Понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля

6.Содержание учебного предмета, курса

Раздел программы

Количество часов

Человек - живое существо (организм)

8

Твое здоровье

6

Человек - часть природы

1

Человек среди людей

3

Родная страна от края до края

5

Человек- творец культурных ценностей

6

Человек- защитник своего Отечества

2

Гражданин и государство

3

Итого

34ч

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся(универсальные учебные действия)


Человек - живое существо (организм)

Человек - живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей

Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного

Твое здоровье

Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные

Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений»

Человек - часть природы

Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человек

Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости»

Человек среди людей

Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость а

Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей

Родная страна от края до края

Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи

Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности

Человек- творец культурных ценностей

Культура в разные исторические времена

Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений

Человек- защитник своего Отечества

Человек - воин. Героические страницы истории

Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий

Гражданин и государство

Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства

Характеристика прав и обязанностей гражданина России

8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Человек и природа Выпускник научится: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться: использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Человек и общество Выпускник научится: узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться: осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

9.Описание материально- техническое обеспечение образовательной деятельности по предмету «Окружающий мир»

Печатные средства обучения

Для учителя:

  1. Виноградова В.Ф. Программа четырехлетней начальной школы по окружающему миру: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана -Граф, 2013.

  2. Виноградова В.Ф. Калинова Г.С. Окружающий мир: методическое пособие. 3-4 класс: «Начальная школа XXI века». М.: Вентана -Граф, 2012.

Для учащихся:

1. Виноградова В.Ф. Калинова Г.С. Окружающий мир. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана -Граф, 2013.

2. . Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч М.: Вентана -Граф, 2013.

Технические средства обучения

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2.Магнитная доска.

3.Мультимедийная доска.

4.Персональный компьютер.

5.Принтер

Наглядные пособия:

1.Комплект демонстрационных таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 4 класс».


Электронные образовательные ресурсы:http:school-collection.edu.ru


Согласовано

Протокол заседания МО

учителей начальных классов

от 28.08.2015 г. №1

Руководитель МО

Янукян С.В./__________ /

Согласовано

Заместитель директора поУВР

_______________ Лещева Н.В

27.08.2015г..

9


© 2010-2022