Конспект урока по русскому языку на тему Размышляем о прошедшем времени глагола

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработчик методического материала.

Автор

Анварова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов.

Название

Размышляем о прошедшем времени глагола.

Форма

Презентация.

Учебный предмет, класс

Русский язык, 3 класс.

Название темы

Размышляем о прошедшем времени глагола..

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

MicrosoftPowerPoint

Цели дидактического материала

Цель: обобщить имеющиеся знания о глаголе, продолжить обучение правильному написанию окончаний глаголов в прошедшем времени

Содержание дидактического материала

Презентация состоит из 16 слайдов.

Слайд 1- начала урока - звонок.

Слайды 2- замок дядюшки Глагола

Слайд 3- минутка чистописания

Слайд 4- таблица

Слайд 5 - проверка таблицы

Слайд 6 - отрывок из стихотворения Г.Виеру «Хлеб» Слайд 7 - закрепление знаний

Слайд 8 - вывод

Слайд 9 - заполнение таблицы

Слайды 10 - проверка таблицы

Слайды 11 - Проверка упражнения 308.

Слайды 12 - Фразеологические обороты.

Слайды 13- Закрашивание замка, появления дядюшки Глагола.

Слайд 14 -ответы теста. По нему учащиеся проверяют свои самостоятельные работы и оценивают (самооценка).

Слайд 15 - информация по домашнему заданию.

Слайд 16 - оценивание работы учащихся на уроке.

Ресурсы дидактического материала

Фото, графические изображения.

Используемые источники информации

  1. Занимательная грамматика. Составитель Е.Е.Семенова.

  2. Конкурс грамотеев. Н.М.Бетенькова Д.С.Фонин

  3. Здравствуй дядюшка Глагол. Т.Рик

school-assistant.ru/

beginnerschool.ru/

festival.1september.ru/

Возможности использования дидактического материала:

-педагогом на уроке

-учащимися

III, IV, VIII, XI, XII, XIII.

III, IV, VIII, XI, XIII.

Анварова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов, МОБУ Краснохолмская СОШ № 3.

Аннотация урока: урок русского языка в 3 классе по теме: «Размышляем о прошедшем времени глагола». Урок формирования умение рассуждать, учить правильному написанию окончаний глаголов прошедшего времени. Обучающиеся учатся работать в парах, группах.

Технологическая карта урока.

Предмет: русский язык.

УМК: Гармония.

Класс: 3.

Тема урока: Размышляем о прошедшем времени глагола

Цель: обобщить имеющиеся знания о глаголе, продолжить обучение правильному написанию окончаний глаголов в прошедшем времени

Задачи:

  1. Предметные:

    • Создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о глаголе.

    • Учить правильному написанию окончаний глаголов в прошедшем времени.

  1. Метапредметные:

    • Формировать умение рассуждать, произвольное внимание, активизировать мыслительную деятельность учащихся; формирование гибкости мышления.

  2. Личностные:

    • Дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

    • Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Тип урока: Урок - обобщение по теме "Размышляем о прошедшем времени"

Виды контроля: самостоятельная работа по тестам, фронтальный опрос.

Учебно-методический комплекс:

  1. Презентация к основной части урока.

  2. опорные таблицы - схемы;

  3. печатные листы для групповой работы;

  4. "Орфографические словарики".

  5. индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.

  6. учебник для 3 класса «Русский язык» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Часть 1.

  7. рабочая тетрадь М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, №1;

  8. рисунки, изображающие действия глагола.

  9. толковый - словообразовательный словарь русского языка под редакцией Ефримовой.

  10. толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова.

Ход урока

Этап урока.

Время.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Применяемые методы и формы.

Уч. мет. комплект.

1. Организационный момент. Психологический настрой.


1 мин

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
И все правильно писать.
А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь

Улыбнитесь мне,

И садитесь по местам.

Подготовка к уроку.


Контроль.

Слайд 1

II. Постановка целей урока.

2 мин

Сегодня я предлагаю вам глубже окунуться в загадочный мир, чудесную страну.

Не добраться туда на поезде.

Не долететь на самолёте.

Даже ракета не сумеет нас домчать туда.

Но у нас всё есть:

Уши, чтобы слышать,

Глаза, чтобы видеть,

И сердце, чтобы всё понять.

Вы хотите узнать, что это за страна?

Это страна «Лингвиния». «Лингва» по - гречески «язык». Жители Лингвинии - звуки, слова, предложения. В гости к словам мы отправляемся часто и нам там всегда рады. А кто сегодня будет нашим экскурсоводом? Отгадайте.



- Какая часть речи может сказать так о себе? (глагол)

- Да сегодня мы будем говорить о глаголе. Закрепим, все, что знаем об этой части речи.





Настя У.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду -

Всё в действие придёт.

Летят ракеты,

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

III. Проверка домашнего задания.

8 мин

К доске я приглашаю с каждого ряда по представителю. Ваша задача найти свой рисунок, изображающий действия, подписать его, указать время и число.

- А с остальными ребятами мы начнём повторения.

- Посмотрите, в этой стране у нас получился хороший дом - целый дворец - для дядюшки Глагола. Но какой-то он пустой. Давайте, исправим это. Что украшает мир вокруг нас? (Природа)
- Нравится?

У каждого ребенка карточка, на которой записан вопрос или ответ на один из вопросов. Ученик читает вопрос, а тот, у кого ответ на него - продолжает.

Опрос, обобщение.

Приложение 1 Слайд 2 - замок

IV. Подготовка к усвоению новых знаний.

а) Минутка каллиграфии.

б) Словарная работа.

1 мин



2 мин

- Запишите в тетрадях число. Классная работа.

- Что напоминают вам эти буквы?

- Запишите их на одну строчку. При письме соблюдайте одинаковую высоту элементов, наклон букв. Пусть на протяжении всего занятия буквы радуют вас.

- Запишите по памяти 4 глагола в неопределенной форме из нашего "Орфографического словарика".

- Проведите взаимопроверку выполненной работы. Работайте в своем паре дружно, не забывайте о взаимовыручке. Поставьте на полях тетради отметку простым карандашом.

Работа в тетрадях

Так заканчиваются глаголы неопределенной формы.

Дети записывают несколько слов. (Готовить, желать, извинить, кипеть, и др. слова).

Взаимопроверка.

Самостоятельная работа




Слайд 3

На доске крупно написано:

ть чь ти ть чь ти ть чь ти ть чь ти

V.Систематизация знаний.

3 мин

- Послушайте, ребята, сказку - шутку. Слушайте внимательно. Кто будет внимателен - много всякой всячины усвоит, а кто невзначай уснет, тот ни с чем уйдет.

- А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница?

- Какой теме ребята, мы посвящали предыдущие уроки.

- Правильно. Сегодня, ребята, мы продолжим путешествие по стране Лингвиния. И опять отправимся в гости к очень хитрому глаголу.



- Ребята, сколько мы знаем времен у глагола?

- Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить?

- Какие слова помогли определить время?

- С какой целью мы изучаем эту тему?

(В настоящем времени.)

(Время глагола.)

Лилия Ш.

Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрел.
«Ухожу», - кричит сегодня.
« А вчера, - кричит, - ушел.»
«Завтра, - скажет, - я уйду!» Позавидуйте ему!

(прош., наст., буд, )

(Сегодня, вчера, завтра.)

Научиться определять время глагола без ошибок. Правильно употреблять в речи глаголы каждого времени

Фронтальный опрос







Работа с таблицей в парах.

Приложение 2



Слайд 4




Работа с плакатом

Приложение 3

Слайд 5

VI. Тренировочные упражнения

7 мин

- Назовите вопросы каждого времени и запишите их в тетрадях в три столбика.

У нас есть сюрприз, который приготовил для нас сам дядюшка Глагол: послушайте отрывок из стихотворения Г.Виеру «Хлеб» услышав глагол, хлопните в ладоши.



- Ребята, значение каких слов вам не совсем понятны.

- Послушайте, в толковом словаре Ожегова дается толкование этого слова.

Назовите сложное слово. Найдите корни и послушайте объяснение этого слова в новом толковом - словообразовательном словаре русского языка под редакцией Ефримовой.

- В каком времени стоят глаголы в начале стихотворения, в его середине и конце?

Работа в тетрадях.

Артем К.

Бросил в землю зерно человек,

А укрыл его бережно снег.

Дождь весною поля оросил

У росточка прибавилось сил

Греет солнце весенний росток,

Золотит молодой колосок.

Мукомол его тронет рукой-

Станет колос отменной мукой.

(Оросил)

Оросить- полить, пропитать влагой. Дождь оросил землю.

Мукомол - тот кто занимается размолом зерна на муку; владелец мукомольни.

Работа проходит фронтально





Работа со словаря Ожегова

Работа с толковым - словообразовательным словарем русского языка под редакцией Ефримовой.



Слайд 6





VII. Физкультминутка.

2 мин

- Дежурные класса проведите физкультминутку

Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
И на доску поглядели.

VIII. Закрепление знаний.

7 мин

- Очень понравилось лебедю и уточке это чистое озеро, улетели они рассказать своим сородичам.
- Уплыло и лёгкое облачко.

- Давайте с вами запишем, что произошло.

-В каком предложении глагол употребляется в переносном значении?(Облако плыло)

1. Что объединяет глаголы во всех предложениях? (Глаголы стоят в форме п.в.,в ед. ч.)

2. Почему вы так решили? (Суффикс Л)

3. Сравните окончания у им. существительного и глагола в первом предложении, во 2, в 3. Что заметили? (Окончания одинаковые)

4. Кто догадался почему? (Имя существительное и глагол стоят в одном и том же роде)

5. Укажите род имени существительного и глагола в 1 предложении, во 2, в 3.

6. Назовите одним словом лебедя и утку. (Птицы)

7. Подумаете, как из двух первых предложений сделать одно предложение. Время глагола не меняйте. (Птицы улетели)
8. Чем отличается глагол «улетели» от ранее написанных глаголов? (Стоит во множественном числе)
9. Определите род. (нельзя)

Сделайте вывод.

- Как вы думаете, написанные нами слова случайны на сегодняшнем уроке?

Комментированное письмо.

Лебедь улетел
Утка улетела,
Облако уплыло.





Вывод: Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. Род глагола зависит от имени существительного, с которым оно связано.

(нет потому что гл. прош вр. изменяется по родам)

Работа у доски 3 ученика







Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Слайд 7

Слайд 8





Приложение 4

Слайд 9

Слайд 10

IX .Работа по учебнику.

6 мин

а) Откроем учебник стр. 111 Упр. 295.

- Прочитает задание ....

- Вместе хором прочитаем стихотворения - От какого слова-командира зависит первый глагол? (лукошко.) - От какого слова-командира зависит второй глагол? (кошка.) 1. Назовите время глагола стоял? 2. Какого города, числа сущ. лукошко? 3. Задайте вопрос от сущ. к глаголу (Что делало?) 4. Сделаем вывод, значит и гл стоит в ед.ч, ср.р. 5. Значит окончание будет о.

б) Наш глагол для вас приготовил еще одно задание.

Данные фразеологические обороты замените глаголами-синонимами в пр. в., в ед. чис.

Повесить нос - грустить грустил

Витать в облаках - мечтать мечтал

Водить за нос - обманывать

Ломать голову - думать

Работа с учебником





Проверка. Показ лукошка с кошкой.

Слайд 11





Слайд 12

X. Итог урока.

2 мин

- Вернемся к замку, сейчас можем смело закрасить последнюю башенку и перейти к изучению башни наст . времени.

- Выполним тест в ваших картах и подведем итог.

Выполнение теста

Проверка.

Слайд 13

Приложение 5

Слайд 14

XI.Релаксация.

1 мин

- Ребята, добились ли мы своей цели, поставленной в самом начале пути?

- Чему вы научились во время этого "путешествия"?

- Давайте оценим свои ответы.

XII. Информация по домашнему заданию.

1 мин

Дома с родителями поделиться своими знаниями упражнения: № 308 стр. 115

Записывают дом. задание в дневниках.

Дневники учащихся.

Слайд 15

XIII.Оценивание.

2 мин

Оценивает работу учащихся в течении урока.

Слайд 16

Приложение 1

Игра "Лото".

1.- Глагол это ... /самостоятельная часть речи/
2.- Глагол обозначает ... /действия предметов/
3. Глагол отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает? Что делаю?
4. Глаголы изменяются по числам и временам.
5.Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?
6. Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ть, ти, чь.
7. Не с глаголами пишется отдельно.
8. Перед глаголами никогда не пишется предлог.

Приложение 2

Однажды на уроке русского языка учительница спросила Лентяйкина:
- Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь воскликнул: «Утро!»

Приложение 3

Таблица

Время глагола

Обозначает действия, которое…

вчера, сегодня, завтра

Вопрос

Пример


Прош

Вчера

Что сделал?

Ушел

Наст

Сегодня

Что делаю?

ухожу

Буд

Завтра

Что сделаю?

уйду

Приложение 4

Число

Род

Вопрос

Окончание

Примеры

м.р.

Что делала?

- о -

Приложение 5

Вариант 1.

Поставь + возле правильного ответа.

1.Что обозначает глагол?

а) предмет

б) действие

в) признак

г) количество

2. Найди глаголы в начальной форме

а) говорил

б) смотреть

в) идти

г) пишут

3. Как изменяется глагол?

а) по числам

б) по временам

в) по падежам

г) по родам

Вариант 2.

Поставь + возле правильного ответа.

1.Что обозначает глагол?

а) признак

б) предмет

в) действие

г) количество

2. Найди глаголы в начальной форме

а) видеть

б) говорю

в) идёшь

г) писать

3. Как изменяется глагол?

а) по временам

б) по падежам

в) по числам

г) по лицам

© 2010-2022