Разработка урока по курсу «Основы светской этики» на тему «Этикет»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Конспект урока

по курсу «Основы светской этики»



Подготовила

Павлыго Екатерина Александровна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 1 г. Москвы



















2014 год Тема урока: «Этикет». Цель: рассказать детям о том, что такое этикет, о значении этикета в жизни общества, обсудить основные правила этикета. Задачи: 1) образовательная - раскрыть понятие этикета, рассмотреть основные виды этикета, рассказать детям об истории возникновения этикета в человеческом обществе; 2) развивающая - развивать мышление, грамотную, вежливую речь, умение общаться с ровесниками и взрослыми; 3) воспитательная - прививать правила этикета, воспитывать интерес к изучению правильного с точки зрения этикета поведения. Оборудование: презентация Microsoft Office , электронная доска или проектор, коробка подарочная (для сценки), карточки с заданиями и вопросами для викторины, учебник «Основы светской этики. 4-5 классы. «Просвещение», 2013 г.»

Конспект урока I Оргмомент

  1. Приветствие, проверка готовности к уроку (Слайд 1).
  2. Введение в тему урока (Слайд 2).
- Отгадайте анаграммы. Какие слова получились? Что такое этика? А этикет? Слова «этика» и «этикет» очень похожи по звучанию и написанию. Несложно догадаться, что эти слова однокоренные. А чем отличается этика от этикета? - Этика - это наука, а этикет - это правила поведения. Можно сказать, что этика изучает правила этикета. - Сегодня на уроке мы будем говорить о правилах этикета. II Основная часть (Объяснение нового материала, закрепление)
  1. Чтение и анализ стихотворения А.А. Усачева «Что такое этикет?» (Слайды 3, 4).
- Послушайте стихотворение Андрея Алексеевича Усачёва «Что такое этикет?» в исполнении ученика… (Лучше, если ученик заранее выучит это стихотворение наизусть). - Что такое этикет с точки зрения автора? - Чем Вы можете дополнить его слова?
  1. Рассказ учителя об истории возникновения этикета (Слайды 5-7).
  2. Беседа (Слайды 8, 9).
- Ребята, существует очень много видов этикета. На слайде Вы видите лишь часть. Как Вы думаете, почему именно речевой этикет стоит в этом списке на первом месте? - Потому что речью человек пользуется всегда и везде. Речевой этикет связан со всеми остальными видами этикета, он как бы пронизывает их, является основой каждого вида этикета. Какие слова говорить на свадьбе? Как общаться по телефону? О чем говорить на похоронах? Речь необходима везде! - На этом уроке мы не сможем рассмотреть с Вами все виды этикета, на это понадобилось бы гораздо больше времени, поэтому мы рассмотрим лишь некоторые. Итак, гостевой этикет (Слайд 9). Ребята, как Вы думаете, о чем пойдет речь? - О том, как ходить в гости, как вести себя в гостях, как принимать гостей у себя дома и т.д. - Верно! Итак, если Вы собираетесь к кому-то в гости, о чем Вы подумаете в первую очередь? Наверное, о том, что же Вам одеть…
  1. Игра «Куда можно в этом пойти?» (Слайд 10).
- Посмотрите на слайд и подумайте, куда можно пойти в такой одежде. Постарайтесь подобрать разные варианты. - Ребята, и вот Вы решили, куда Вы идете и что Вам одеть. О чем Вы подумаете еще? - Какой подарок купить, если это нужно.
  1. Чтение рассказа, обсуждение его (Слайды 11, 12).
- Действительно. Сейчас послушайте рассказ о том, как школьники пришли на день рождения своей одноклассницы. (Учитель читает рассказ). - Почему друзьям расхотелось говорить добрые слова имениннице? - Что Яна сделала не так? - Как бы Вы поступили на месте Яны?
  1. Беседа (Слайд 13).
- А если Вы ждете гостей, то как подготовиться к их приходу? - Накрыть на стол, убраться, повесить полотенца для гостей, убрать лишние вещи, продумать развлечения для гостей и т.д. - Как необходимо встречать гостей? - Вежливо поздороваться, помочь раздеться, показать, где можно оставить свою одежду, пригласить в гостиную… - А если Вам принесли подарок, как его правильно принять? А как правильно его подарить? Давайте посмотрим, как бы Вы подарили вот такой подарок в коробке...
  1. Сценка «Подари подарок».
(Дети дарят друг другу подарок, после сценок весь класс обсуждает, что было правильно, в чем были допущены ошибки). - А можно ли открыть подарок сразу после того, как Вам его подарили? Будет ли это приличным? - На самом деле, да. По правилам этикета открыть подарок необходимо сразу после того, как Вы его получили, поблагодарить за подарок и сказать о том, что этот подарок Вам очень понравился. Говорить, что у Вас такой уже есть или он Вам не нужен, не стоит, это лишь обидит гостя. Если Вам подарили цветы, их сразу же стоит поставить в вазу с водой, показав тем самым, что Вам небезразлично внимание гостя.
  1. Чтение и обсуждение стихотворения А.А. Усачева «Рано или поздно» (Слайды 14, 15).
(Стихотворение читает заранее подготовленный ребенок). - Почему нехорошо приходить в гости слишком поздно? - А слишком рано? - А теперь подумаем… Вы уже пришли в гости, сидите за столом… Как следует вести себя? Что можно, а что нельзя? Когда лучше начать есть? - Можно ли протереть салфеткой свои приборы, если Вы заметили, что они грязные? - В гостях это недопустимо, это лишь обидит хозяев, лучше протереть приборы незаметно или не делать этого вовсе, а в ресторане протереть свои приборы по правилам этикета допустимо. - Как нужно есть хлеб? Отламывать, откусывать или отрезать? - Возможны все эти варианты.
  1. Беседа (Слайд 16).
- Как показать, что Вы закончили есть? Можно ли выйти из-за стола, если есть больше не хочется? Как это сделать? - На иллюстрации показаны разные варианты того, как можно приборами показать, что Вы закончили прием пищи. Какой из вариантов нежелательно использовать в гостях, но можно в ресторане?
  1. Беседа (Слайд 17).
- О чем будем говорить сейчас?

- Ребята, я выделила самые главные вопросы речевого этикета. Вот они: - Что говорить? - Как говорить? - О чем спрашивать? - Использовать ли жесты? - Давайте обсудим эти вопросы… Почему важно не только, ЧТО Вы говорите, но и КАК Вы говорите? О чем лучше не спрашивать нового одноклассника, друга, незнакомого человека, взрослого? Почему не стоит задавать названные Вами вопросы? - Нужно ли использовать жесты? Украшают ли жесты речь человека? - Использовать их можно, но в меру, излишняя жестикуляция лишь портит речь.
  1. Игра «Скажи это по-разному» (Слайд 19).
  2. Вывод (Слайд 20).
Основа у всех правил этикета одна - здравый смысл и уважение к людям.
  1. Работа с пословицами (Слайд 21).
- Соедините начало и конец пословиц.

  1. Викторина
  • Где должен находиться мужчина, идущий с женщиной? А если он идет с двумя женщинами?
  • Кто должен пройти первый: входящий в магазин или выходящий из него?
  • Можно ли войти в магазин с собакой? А в зоомагазин?
  • Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов?
  • Можно ли аплодировать после поднятия занавеса?
  • Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?


  1. Сценки
  • Ты сидишь в автобусе. В этот момент заходит бабушка. Ты встаешь, чтобы уступить ей место, но она отказывается. Ты всеми силами пытаешься ее усадить.
- Какие ошибки в поведении Вы заметили? Почему не стоит слишком настойчиво предлагать место?
  • По улице идут три подружки. Одна из начала шептать что-то второй. Третья смотрит на них с недоверием.
- Почему третья девочка так смотрит? О чем она может думать? Можно ли шептаться в присутствии третьего лица?

III Итог урока (Слайды 22, 23). - О чём говорили на уроке? - Что обозначает слово «этикет»? От какого слова оно произошло? - Какие правила этикета оказались для Вас новыми? - Что больше всего понравилось на уроке?
© 2010-2022