Применение ТРИЗ технологии в урочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение ТРИЗ технологии в урочной деятельности

Рипп Инна Валентиновна

Учитель начальных классов

Высшая квалификационная категория





Новые педагогические технологии в урочной деятельности в

ГКОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»

«Применение ТРИЗ - технологии

в обучении младшего школьника»

















«Сделать серьёзное занятие занимательным - вот задача первоначального обучения» К. Д. Ушинский В статье представлен обобщенный опыт работы по применению элементов одной из инновационных технологий формирования универсальных учебных действий, способных повысить эффективность образования младшего школьника - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - технологии), разработанной Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся "умения учиться", т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. Современный учитель призван учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития, умеющую критически мыслить. Цель моей работы состоит в том, чтобы показать: - как, используя элементы ТРИЗ, создавая условия для полноценного интеллектуального и психического развития детей;

- как переориентировать педагогические функции обновленного содержания образования, методов воспитательно-образовательного процесса, форм взаимодействия с детьми на:

  • организацию опыта творческой деятельности;

  • выработку эвристического, проблемного и исследовательского навыка учебной деятельности;
- создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей и склонностей каждого ребенка.

Благодаря чему успешно решаются следующие задачи: - всестороннее развитие личности ребенка, его дарований и творческих способностей, развитие любознательности как основы познавательной активности младшего школьника; - формирование познавательного интереса и способностей детей к творчеству через введение их в мир проблемных ситуаций и изобретательских задач, упражняя в решении их, используя элементы ТРИЗ; - развитие навыков системного, поискового, изобретательского мышления через рассматривание событий, предметов, явлений, веществ в их развитии, изменении, применении;

- развитие творческого воображения через специальные игры, упражнения, тренинги, приемы фантазирования; - воспитание культуры общения и навыка сотрудничества со сверстниками и взрослыми через коллективную творческую деятельность; - стимулирование уверенности детей в своих силах и способностях, создание условия для их актуализации;

- создание условий для раннего выявления интересов и способностей детей. ТРИЗ в педагогике для учащихся - это снятие барьера боязни решать проблемы, технология решения проблем. Для педагогов - это технология, которая вместо призывов к проблемному обучению дает инструмент решения проблемных задач. В результате применения данной технологии отмечаю у моих воспитанников положительное эмоциональное отношение к занятиям, познавательную активность, развивающуюся фантазию; расширение кругозора, увеличение словарного запаса; увлечённость, повышенный интерес к изучению предметов, желание учиться. Радость успеха является для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности. Эффективное использование технологии ТРИЗ позволяет мне добиваться устойчивых положительных результатов. Мои ученики с большим желанием и довольно успешно участвуют в различных олимпиадах, в том числе дистанционных, являются победителями интеллектуальных конкурсов, предметных олимпиад. 50 % учеников имеют достаточный и высокий уровни учебных достижений, которые подтверждаются в основной школе. Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество методов и приемов, помогающих не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

На сегодняшний день в своей педагогической работе использую следующие приемы ТРИЗ: 1. Системный оператор;

2. Типовые приемы фантазирования;

3. Морфологический ящик (копилка)

4. Приемы создания речевых творческих продуктов (загадки, метафоры, творческие сочинения по картине); 5. «Раскадровка», «Синтез пословиц»

6. Прием использования «маленьких человечков»

Приведу примеры использования методов и приемов ТРИЗ технологии на разных уроках.

6. В лесу

3. На празднике

9.Фабрика по переработке древесины

4. Семя в шишке, росток

1. Новогодняя ель

7. Украсят, хоровод вокруг

5. Корневая система, ствол, крона

2. Ствол, крона, ветки (корневая система осталась в лесу)

8. Линейка, карандаш, мебель1. Систематизация объектов осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». Минимальная модель - девять экранов: Окно № 1 - сам объект и его функция (система). Окно № 2 - части объекта (подсистема). Окно № 3 - окружение объекта (надсистема). Окно № 4 - прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы). Окно № 5 - части объекта в прошлом. Окно № 6 - место его функционирования в прошлом. Окно № 7 - перспективы развития объекта (будущее системы). Окно № 8 - части объекта в будущем. Окно № 9 - место объекта в будущем.

Эта модель является универсальной. Ее можно применить и на других уроках. Например: «Окружающий мир», тема «Домашние и дикие животные» В виде объектов могут выступать другие животные, растения, предметы, машины и т.д. Системный оператор - шаг к проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это моменты интеллектуального затруднения, в котором имеющийся опыт человека не показывает выход из создавшегося положения. При формулировке проблемных ситуаций существует алгоритм, состоящий из 3 шагов:

  1. Что имеем? 2. Что хотим? 3.Что мешает?
2. Типовые приёмы фантазирования. Методы решения проблемных ситуаций разнообразны. Одно из средств решения проблем в работе с младшими школьниками - это использование (ТПФ). В гости к детям приходят волшебники: Увеличения, Уменьшения, Дробления - Объединения, Специал - Универсал, Оживления, Путаница, Волшебник времени. Фрагмент урока окружающего мира по теме «Компас». Учитель: Мы заблудились в лесу. Надо попасть домой. Какие волшебники нам помогут? Ученики: Волшебник Увеличения - Уменьшения. Увеличить в росте нас будем выше деревьев и увидим, куда идти. Ученики: Волшебник Времени. Может изобрести машину времени. Она отнесет нас обратно домой. Фантастичность решения помогает мотивировать познавательную деятельность, развивать воображение. Далее целесообразно решить эту же ситуацию реальным способом. Волшебников можно результативно использовать на уроках математики. Например: 1. Волшебник Путаница перепутал числа от 1 до 10. Помогите ему расставить их в порядке возрастания. 2. Волшебник Переноса времени предлагает вам задачу: Владику 5 лет, он ходит в детский сад. Приходит волшебник и переносит его на 3 года вперед. Сколько лет будет Владику и, что он будет делать? 3. Помогите волшебнику Остановки времени решить задачу: Роме 5 лет, а его другу Мише 7 лет. Пришел волшебник и остановил время для Миши, а на Рому его волшебство не подействовало. Прошло 2 года. Сколько сейчас лет Роме? Сколько лет Мише? При работе над составом числа используем образ волшебника «Дроби», волшебника «Объединяй». Например: «Волшебник раздробил число 80 на круглые десятки. Назови их». Или: «Помоги объединить два треугольника, чтобы получился квадрат». Приемы фантазирования. «Перевирание сказки» (Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка). «Сказка наизнанку» (Красная Шапочка злая, а волк добрый). «Салат из сказок» (Что произойдет, если Золушка выйдет замуж за Емелю). «Что было бы если на земле исчезли все кошки; - на земле исчезла вода; и т.д. «Исключение лишнего слова». Называется три слова, например: солнце, помидор, собака. Дети должны исключить одно слово, причем принцип, по которому они это сделают, они должны выбрать сами. Они могут предложить исключить помидор, так как это слово начинается с буквы "П", остальные слова начинаются с буквы "С". Или могут предложить исключить слово собака, так как все остальные слова обозначают круглые предметы. Могут предложить такой вариант: в словах собака солнце - 6 букв, а в слове помидор - 7, следовательно, можно исключить помидор по такому признаку и т.д. 3. "Морфологический ящик / копилка" для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах: - на русском языке - сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов; - на математике - сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации; - окружающий мир - копилки различных видов животных и растений; - литературное чтение - копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев. 4. Прием создания речевых творческих продуктов. Следующий прием ТРИЗ, который применяю на своих уроках, составление загадок. Загадка - это настоящее высокое творчество. По методике разработчика ТРИЗ А.А. Нестеренко сама составляю загадки и постоянно побуждаю учащихся к их составлению. Так, при работе над сочинением загадок по действиям объекта предлагаю детям отгадать загадки, записанные на доске, и проанализировать, как они составлены.

Летает, а не муха.

Гудит, а не пылесос.

Оставляет след, а не мел.

Что это? (Самолёт)

Светит, а не солнце,

Висит, а не яблоко,

Нагревается, а не утюг.

Что это? (Лампочка) Коллективно продумывается последовательность сочинения загадок по действиям, например:

1) выбрать объект;

2) придумать, какие действия он выполняет;

3) придумать, какие ещё объекты выполняют такие же действия;

4) вставить слова-связки «...но не ...» и прочитать загадку.

Или используется таблица для сочинения загадок:

Что делает?

Какой?

Какой объект делает так же?

Кто такой же? Коллективно составляются 2-3 загадки с использованием алгоритма или таблицы. Обращаю внимание учащихся на то, что загадки по действиям желательно придумывать про подвижные, «активные» объекты, которые сами производят различные действия. Можно придумывать интересные загадки по действиям о животных, людях, транспорте, бытовой технике и т. д. У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:

Какая?

Кто такая же?


нарядная

сверкающая

привлекающая внимание

барышня

звезда

модница

Нарядная, как барышня

Сверкающая, как звезда.

Привлекающая внимание, но не модница. Ответ: новогодняя елка. Приведу в качестве примера игры, которые провожу при изучении лексики. Это: лексическое лото, кроссворды, чайнворды, "Снежный ком", "Найди слово", "Дуэль" или "Аукцион", задача которых сводится к тому, чтобы последним назвать слово, выражение, фразу по определенной теме.

Наиболее часто провожу следующие фонетические игры: игры-загадки ("Какой звук задуман?"), игры-имитации ("Скороговорки"), игры-соревнования ("Необычный телефон"), игры с предметами ("Назови слово"), игры на внимательность ("Правда-ложь").

5. Модели «Раскад­ровка» и «Синтез пословиц» применяются для быстрого усвоения пересказа.

Алгоритм работы: 1.Прочитай текст. 2.Раздели его на части.3.Составь раскадровку. Новый кадр рисуем тогда, когда меняется место действия, появляется герой, либо резко меняется настроение героя. 4. Обсуждаем каждый кадр. Что делает этот герой? Зачем он это делает? Что он получает в результате? 5. Составляем пословицы. Модель пословицы: Кто... (характер), тот...(результат). Кто...(действие), тот ...(результат). Кто... (цель), тот... (результат). 6. Выбираем ключевые кадры и определяем мораль: - Какие кадры для вас самые важные? Какая пословица для вас самая важная? На одно и то же люди смотрят по-разному, поэтому мораль может быть у каж­дого своя. 7.Составляем пословицы по первому и последнему кадру. 8. К каким кадрам подходит главная пословица? (Несколько вариантов.) 9. Подберите замену данной пословице. (Подбор знакомых пословиц.) Целесообразно эту работу проводить на уроках литературного чтения. Так, при изучении татарской народной сказки «Три дочери» дети составили следующие пословицы: «Кто думает о себе, тот будет наказан» . «Кто мать не чтит, тот в беду попадет». «Худо тому, кто добра не делает никому». «Кто жалеет, тот и разумеет». Знакомая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». 6. Прием «маленьких человечков». Используем на уроках «Ознакомление с окружающим миром» при знакомстве с твердыми, жидкими и газообразными телами природы. Объясняя внутреннее строение тел и их свойства, я говорила: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки - молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?» В данной статье приведены примеры лишь небольшой части используемых на уроках методов и приемов данной технологии. Итак, ТРИЗ - это сложный, но интересный процесс овладения знаниями. Он требует от учителя большой подготовки, так как уроки носят ярко выраженный диалоговый характер, а для активного участия ребят в обсуждении изучаемого материала учитель должен так настроить детей, чтобы они сами могли найти необходимые аргументы в защиту правильной версии, т. е. самостоятельно проанализировать и обобщить материал. При проведении уроков можно применять следующие формы работы с детьми: беседу, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прослушивание музыки, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ. Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации. В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей. Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство учителя заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.

Литература:

1. Глазунова М.А. и др. «Интегрированный курс на основе ТРИЗ педагогики », «Педагогика» № 6 2002 г.

2. Зиновкина М. «К знаниям через творчество» « Учитель» № 5 1999 г.

3. Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. «Формирование талантливого мышления у школьников» Саратов, 2001.

4. Курышев В.А. «ТРИЗовый подход при решении задач» «Школьные технологии»

№ 4 2003г.

5. Хоменко Н.Н. «Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ»; «Школьные

технологии» № 5. 2000 г.





© 2010-2022