Урок внеклассного чтения. М. Зощенко Великие путешественники

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

Автор: Корнатовская В.В., учитель начальных классов ЧУ «ШСР «Альтер» Аннотация. C целью создания условий для повышения интереса к чтению у учащихся, предлагаем урок внеклассного чтения М.Зощенко «Великие путешественники». Данная тема изучается в 3 классе в разделе «В мире приключений и фантастики». Урок с использованием технологии критического мышления, с применением интерактивного оборудования, работа в программе ACTIVSTUDIO. Цель урока: создание условий для знакомства с произведением М.Зощенко «Великие путешественники». Использование методики критического мышления дало возможность каждому ученику почувствовать свою значимость на уроке, приобрести уверенность в своих действиях, научиться межличностному общению. Данный урок несёт большую воспитательную направленность: помогает жизненному самоопределению детей, осмыслению нравственных ценностей, учит смотреть на себя со стороны. Использование межпредметных связей с уроками окружающего мира оживляет детей и делает урок интересным и увлекательным.


В рамках обновления государственного общеобразовательного стандарта образования как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих применять усвоенные знания в практической ситуации и использовать в процессе социальной адаптации [1]. Предмет «Литературное чтение», входящий в образовательную область «Язык и литература» в начальной школе, формирует функциональную грамотность, нравственные качества личности ребенка, его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, положительную мотивацию к учебному процессу, развивает его индивидуальные способности и умения в познавательной деятельности. То есть помогает развитию ключевых компетенций. [2]. В настоящее время набирают обороты компьютерные технологии. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи личностно- ориентированного обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, а главное, повысить качество образования [3]. В связи с этим возникла идея создания урока внеклассного чтения с применением интерактивного оборудования, работа в программе ACTIVSTUDIO[4]. Идея подкреплялась личным опытом учащихся и материалами произведения, взаимным проникновением личных эмоций, переживаний и чувств героев произведения во внутренний мир самих детей. Урок внеклассного чтения проводится в 3 классе по учебнику «Хрестоматия. Литературное чтение», Павленко В.К, Баянбаева Ж.А., Алматы: «Атамұра», 2014г.[5]. Данная тема изучается в разделе «В мире приключений и фантастики» с.159- 166. Урок с использованием технологии критического мышления. При подготовке урока был использован обширный дополнительный материал и интернет ресурсы, рассказывающие о великих путешественниках, визуальные средства для решения проблемы урока: аудиозапись, интерактивное оборудование. Целью данного урока было создание условий для знакомства с произведением М.Зощенко «Великие путешественники». Задачи: - расширение круга представлений, общего кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития учебно-познавательной мотивации ученика; - развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности. Были определены критерии ожидаемого результата: - умение выражать свое отношение к поступкам и позиции героев; - уровень самосознания и самооценки школьников; - умение работать в коммуникации; - толерантность в общении со множеством разных людей. Ожидаемым результатом урока стали: - яркое представление о мире, в котором живет ребенок; - о взаимосвязи явлений и предметов; - о существовании многообразного мира, материальной и художественной культуры; Новизной учебных результатов, достигаемых в условиях данного урока, стало углубление интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека-личности, формирование умений работать с произведением, использование элементов библиотеки ACTIVSTUDIO. Ведущей технологией, которая использовалась на этом уроке, была технология критического мышления, поэтому в структуре урока прослеживаются следующие основные этапы:

  • Стадия вызова (вызов интереса к теме, актуализация имеющихся знаний, побуждение к активной работе);
  • Стадия осмысления (попытка систематизировать знания);
  • Стадия рефлексии (осмысление полученной информации, формирование у учащихся собственного отношения к изучаемому материалу) [6].
В настоящее время данная технология считается инновационной. Она представляет первый опыт практической реализации личностно ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что ученик в процессе обучения сам контролирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. При планировании урока были учтены особенности развития младших школьников. Урок опирается на конкретные теоретические знания и практические умения учащихся работать с текстом, участвовать в беседе, делать выводы. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе. Использование методики критического мышления дало возможность каждому ученику почувствовать свою значимость на уроке, приобрести уверенность в своих действиях, научиться межличностному общению. На первом этапе «Вызов» осуществлялось выявление первоначальных представлений учащихся о теме обсуждения. Учащимся предлагалось вспомнить великих путешественников и соотнести имя путешественника с географическим регионом. Затем из предложенных качеств нужно было взять те, которые пригодятся в путешествии, и поместить их в рюкзак.
На этапе «Осмысления» использовался приём «Прогнозирование». Работая индивидуально, в паре, в группе, учащиеся предположили по названию, о чём будет произведение. При знакомстве с произведением М.Зощенко «Великие путешественники» использовался методический приём «Чтение с остановками». Кроме этого, использовался метод «Чтение с пометами». Во время прослушивания аудиозаписи 1 части учащиеся выделяли в тексте то, что взяли с собой главные герои. В процессе чтения 2 части текста учащиеся смогли оценить действия главных героев с позиции профессионального доктора, закрепили полученные знания по оказанию первой медицинской помощи при укусах насекомых. Приём «Представление» помог учащимся представить ощущения героев, оказавшихся ночью в лесу. После работы над 3 частью текста каждый ученик придумал окончание рассказа и после обсуждения в группе лучший вариант был представлен на «Авторский стул». Возвратившись к проблеме, учащиеся смогли ответить на поставленный вопрос в начале урока: «Возможно ли стать великими путешественниками, имея маленький багаж знаний? Почему? На этапе «Рефлексия» учащиеся обсудили в группе, получилось ли великое путешествие, написали об этом в своих пожеланиях, и свои пожелания выразили разными символами на «Поляне пожеланий» . Творческое домашнее задание, которое было предложено учащимся, предусматривало написание эссе на тему: «Рассказы о вчерашних путешествиях».

Рефлексия урока показала заинтересованность к теме и высокий уровень понимания проблемы, связанной с расширением кругозора и развитием эрудиции детей через чтение. Главная цель урока была достигнута, все задачи реализованы.

Список литературы

  1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 г.г. // Постановление Правительства Республики Казахстан от 25.06.12г. №832
  2. Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе, реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. // Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. - с. 23-24.
  3. А.И.Яковлев. Использование ИКТ в образовании. // emag.iis.ru/ARC/
  4. Уроки ACTIVSTUDIO. // activstudio.do.am/index/uroki_activstudio/0-18
  5. В.К. Павленко, Ж.А.Баянбаева. Учебник «Хрестоматия. Литературное чтение», Алматы: «Атамұра», 2014г, с.159-166.
  6. Т.Ю.Мерзлякова. Критическое мышление. Что это? // festival.1september.ru/articles/415219/








План - конспект урока внеклассного чтения



Ход урока

Действия учителя и обучающихся с ИАД

Тема: М.Зощенко. «Великие путешественники»

Страница 1: выполнение действия- демонстрация названия произведения и автора, по стрелке страница 2.

I. Ewek.

1. Психологический настрой.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

-Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье. Ведь улыбка и хорошее настроение пригодятся нам в сегодняшнем путешествии.

Страница 2: выполнение действия- воспроизведение звукового файла. По стрелке страница 3.

2. Сообщение темы.

- Поднимите руки, кто любит путешествовать?

- А теперь поднимите руки, кто был в дальних путешествиях?

- Посмотрите на доску, тут географические регионы. За пол минуты каждой группе необходимо соотнести путешественника с регионом.

1группа- 1 путешественник

2группа-2 путешественник

3 группа- 3 путешественник

4 группа- проверяет с помощью «Лупы»

(группы обсуждают)

- А теперь давайте проверим.

Страница 3: выполнение действия- демонстрация географических карт (соотнесение путешественников с картами). Эффект «Волшебная лупа». По стрелке страница 4.

3. Определение качеств путешественника.

-Сегодня мы тоже отправляемся в путешествие, где пригодятся ваши знания, ум и дисциплинированность. Отправляясь в путешествие возьмём с собой этот рюкзак. И первая вещь, которую положим в рюкзак за ваши правильные ответы - это компас. Кроме этого, каждой группе необходимо собрать в рюкзак необходимые качества путешественника. В конверте №1 из предложенных качеств нужно взять только 4. (Приложение1)

(переносим в рюкзак)

- Условие, которое соблюдаем при ответах- не повторяться.

( рюкзак увеличивается)

-Посмотрите, каждая группа выбрала такие качества, как смелость, взаимовыручку, хорошее настроение. С такими качествами мы легко справимся с любыми трудностями.

Страница 4: выполнение действия- пополнение рюкзака (компас, необходимые качества), эффект « Пошаговое изменение размера объекта».

По стрелке страница 5.

4. Проблематизация.

- Изучая сегодня произведение М.Зощенко «Великие путешественники» мы попробуем решить проблему: возможно ли стать великими путешественниками, имея маленький багаж знаний. Почему?

Страница 5: выполнение действия- демонстрация названия произведения, проблемы.

II. Rеаl.

5. Прогнозирование.

- Посмотрите на название и в течении 5 секунд подумайте, о чём может быть это произведение?

(индивидуально, в паре, в группе)

- Давайте узнаем, оправдаются наши прогнозы или нет?

- Читать будем с остановками. Условие, которое должны соблюдать: читаем вместе, нельзя забегать вперёд и читать следующую часть.

Страница 5: выполнение действия- демонстрация портрета писателя и титульного листа книги, по стрелке страница 6.

6. Работа с текстом

Слушанье аудиозаписи 1 части.

-Когда мы будем слушать аудиозапись 1 части, вы будете в тексте, простым карандашом, подчеркивать, что взяли с собой главные герои.

Обсудите в группе, что они взяли с собой и каждая группа запишет только 3 вещи.

(запись на доске)

-Пригодятся эти вещи им в путешествии? Почему?

- Достаточно этих вещей, отправляясь в путешествие?

-Подумайте в группе, без каких ещё вещей нельзя обойтись в путешествии?

- Записываем на доску по 1 вещи. Я предлагаю следующий перечень предметов, необходимых в путешествии.

Вам интересно, как будут развиваться события дальше?

Страница 6: выполнение действия- воспроизведение звука. (слушание 1 части текста). По стрелке страница 7.

Страница 7: использование «инструмента пера»,

Выполнение действия- переход на страницу 4 нажатием значка «компас», эффект « пошаговое изменение размера объекта». Страница 4: выполнение действия- с помощью нажатия цифры 1 переход на страницу 8.

2 часть.

-Выберите чтеца от своей группы и будем читать по абзацам.

-Какие знания применяли во время путешествия и с какой целью?

-Вернёмся к тексту и прочитаем.

-Как бы оценил их действия профессиональный доктор?

-Возьмите конверт №2 (Приложение 2). За пол минуты составьте перечень предметов, которые предложил взять с собой путешественникам доктор Айболит. (рис.1. На рисунке изображён доктор Айболит)

(каждая группа зачитывает, в рюкзак помещаются медикаменты)

-Давайте узнаем, что будет дальше? Чтобы перейти к другой части нам нужно отдохнуть.

Страница 8: выполнение действия- демонстрация роя ос, воспроизведение звука.

По стрелке страница 9.

Страница 9: Выполнение действия- переход на страницу 4 нажатием значка «компас», пополнение рюкзака (медикаменты), эффект « пошаговое изменение размера объекта».

Страница 4: выполнение действия- с помощью нажатия цифры 2 переход на страницу 10.

7. Физ. минутка.

Мы шагаем по планете,

Любопытные мы дети.

Шар Земной мы обойдём,

Много нового найдём.

Страница 10: выполнение действия- демонстрация текста физминутки, воспроизведение звука.

По стрелке страница 11.

3часть. (чтение про себя)

8. Представление (звучит музыка)

- Закройте глазки. Представьте, что вы попали ночью в тёмный дремучий лес. Вы заблудились. Луна спряталась за макушки высоких деревьев. За кустами кто-то шевелится! Где-то крикнул филин:- Ух! То там, то там промелькнули тени.

Откройте глазки.

- Что почувствовали? Почему?

-Что могло помочь им преодолеть страх?

- Прочитайте 3 часть про себя.

Найдите в тексте, какая неудача постигла Стёпку? (зачитывают)

В течение 1 минуты обсудите в группе, чего он не предусмотрел?

(обсуждение в группе и пополнение рюкзака)

-Как поступили Лёля и Минька? С какой целью? Прочитайте.

- Как понимаете последнюю фразу?

Страница 11: выполнение действия- демонстрация картины дремучего леса, воспроизведение звука. Выполнение действия- переход на страницу 4 нажатием значка «компас», эффект « пошаговое изменение размера объекта».

Страница 4: выполнение действия- пополнение рюкзака (спички, зажигалка)

Страница 4: выполнение действия- с помощью нажатия цифры 3 переход на страницу 12.

По стрелке страница 13.

В течение 1 минуты обсудите в группе, чем закончится рассказ.

- Предположения представьте на авторский стул.

9. Авторский стул

- Давайте сравним ваши варианты с оригиналом.

4 часть

Жужжащее чтение вслед за учителем.

- Читать будем вслед за мной.

- Оправдались ли ваши прогнозы о содержании произведения, которые мы называли в начале урока?

- Как вы думаете, правильно ли поступили ребята со Стёпкой? Почему?

- Что чувствовали ребята, когда увидели родителей?

- Что чувствовали родители, когда увидели детей?

(Увеличение рюкзака)

-Что чувствовали читая 4 часть? Почему?

Страница 13: выполнение действия- демонстрация картинки и надписи «авторский стул», переход на страницу 4 нажатием значка «компас», эффект

« пошаговое изменение размера объекта».

Страница 4: выполнение действия- по стрелке страница 5.

10. Возврат к проблеме.

- Посмотрите, какой мы собрали рюкзак и каждый из вас может иметь такой рюкзак.

- Но этого достаточно чтобы стать Колумбом? Обоснуйте?

- С какой целью автор написал это произведение?

- Сейчас каждый попробует ответить на поставленный мною вопрос в начале урока:

« Возможно ли стать великими путешественниками, имея маленький багаж знаний? Почему?».

(индивидуально, в паре, в группе)

Вывод: Да, великим можно стать, но пока у вас очень маленький багаж знаний, но мы постоянно будем его пополнять и обязательно сделаем открытие.

Страница 5: выполнение действия- демонстрация рюкзака, переход на страницу 14 нажатием значка «компас».

III. R.

Возьмите конверт №3 (Приложение 3). В течение 1 минуты напишите пожелания путешественникам. Обсудите в группе, на доске на «Поляне желаний» свои пожелания выразите каким- нибудь символом.

(спикер группы записывает пожелания символом)

Страница 14: выполнение действия- использование «инструмента пера», по стрелке на страницу 15

11. Итог. Оценивание.

-Возьмите конверт №4 (Приложение4). За хорошую работу вам сегодня в подарок - календарики. (рис.2. На рисунке изображены дети, держащие земной шар. Имеется надпись М.Зощенко «Великие путешественники.)

Домашнее задание: выразительно читать текст, написать эссе на тему: «Рассказы о вчерашних путешествиях»

1 группа. От имени Лёли

2 группа. От имени Миньки

З группа. От имени Стёпки

4 группа. От имени родителей

Страница 15: выполнение действия- демонстрация домашнего задания.

7

© 2010-2022