Самоанализ урока развитие речи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Учитель: Шабанова Ольга Ивановна

Класс: 4 «Б» класс VIII вида

Предмет: Развитие речи

Тема: «Употребление предлогов в речи»

Тип урока: актуализация знаний и умений .

Урок проводился в 4 вспомогательном классе. Присутствовало 6 учащихся. Класс условно я делю на две группы.

Первую группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают устной и письменной речью.

Деятельность учеников второй группы, нужно постоянно организовывать.

Эти ученики медленно овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Они могут заучить правила правописания, но не применять их на практике. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено.

Двое учащихся, относимых ко второй группе, работали на этом уроке совместно с классом, письменную работу выполняли по карточкам, в облегчённом варианте, каждый на своём уровне развития.

Актуальность и перспективность данного урока в системе обучения. На момент проведения урока учащиеся были знакомы с темой «Предлог» в 3 классе, в 4 классе она продолжается во втором полугодии, где основная задача сводится к развитию у детей умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его отдельно от других слов. Изучение этой темы очень важно, так как учащиеся вспомогательной школы часто допускают ошибки в правописании предлогов: (слитное написание, графически неправильное написание, пропуск предлога). В последующие годы обучения во вспомогательной школе предлоги изучаются в течение трёх лет.
При планировании данного урока учитывались следующие особенности учащихся: слабая мотивация, низкая работоспособность, низкий уровень развития всех познавательных процессов.

Почти у всех детей нарушена двигательная сфера, координация движений, сложные речевые нарушения. Они с трудом запоминают материал, не могут управлять своими эмоциями. Назрела необходимость создания коррекционно-развивающей среды. Выбор сценария урока считаю актуальным, поскольку использованная метапредметная связь (ООМ- русский язык - развитие речи) позволяет учителю направить свои действия на формирование у умственно отсталых учащихся грамотного письма, развития связной устной и письменной речи, познавательных процессов; применять технологию здоровьесбережения.

Методикой работы на данном уроке я хотела показать систему создания коррекционно-развивающей среды как формы активной комплексной помощи детям с ОВЗ.

На своём уроке я использовала упражнения на развитие тактильных ощущений. Всем известно, развиваем моторику - улучшаем речь. Наши дети любят всё потрогать руками. Поэтому развитие мелкой моторики идёт постоянно. Я придерживаюсь точки зрения Выготского, который считал основным признаком обучения и единственно твёрдой почвой для формирования речи и мышления необходимость всемерно использовать предметно-практическую деятельность. Практическая работа и опыт показали, что речь глубоко умственно отсталых может развиваться; развитие речи зависит от окружения, общения, организации обучения; развитие речи идет эффективно при условии параллельной работы по коррекции высших психических функций; предметно-практическая деятельность, трудовая деятельность создают основу для формирования коммуникативной функции речи.

Таким образом, поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. При работе использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке осуществлялись следующие методы обучения:

по виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

практические (работа в тетради)

по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.

Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся, двое учащихся работали по индивидуальным карточкам с меньшим объёмом работы.

Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, задача которого - подготовить учащихся к работе на уроке. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность, настроить на позитивные эмоции.

Следующий этап - речевая разминка. Целью данного этапа является развитие чёткости произношения.

Следующий этап - актуализация знаний и умений. Через систему упражнений и показ слайдов, учащиеся вспомнили, что такое предлог, как он пишется со словами, как участвует в построении предложения. Обязательны были на этапе повторения полные ответы учащихся, несмотря на то, что класс вспомогательный и двое учащихся разговаривают очень плохо. Давалась оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.

Следующий этап урока - осмысление содержания и последовательности применения практических действий.

Здесь использовался метод наглядности и метод одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся отгадывали загадки-слайды, работали по карточкам, которые были пронумерованы и вложены в файлы. Обобщали и систематизировали полученные сведения. На данном этапе основные формы работы - групповая и фронтальная. Так же на этом этапе была проведена самая сложная и объемная работа, выполнение которой требовало от учащихся владения определенными знаниями и умениями. Данная работа включала: составление предложений по схемам, хотя по программе дети ещё не знакомились с членами предложений, постановка и объяснение пропущенных безударных гласных, разделительного мягкого знака, полные ответы детей на поставленные вопросы.

На всех своих уроках я стараюсь проводить тематическую физминутку, чтобы она была связана либо с темой урока, либо с одним из его этапов, как на данном уроке: я совместила физминутку для глаз с пальчиковой гимнастикой, связав их с одним из этапов урока. Упражнение на понимание значения предлога было выполнено в виде небольшой импровизации «звери в лесу». На протяжении всего урока использовались упражнения, позволяющие детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их.

Соблюдалась логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения - проблемности - в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.

Приемы:

-был использован материал на нравственную тему, на проявление заботы об окружающих нас животных;

-задания, побуждающие к выявлению авторской позиции, высказыванию собственного мнения.

- Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия.

На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку :

Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи (по предупреждению грамматических ошибок в устной и письменной речи.)

Метапредметная связь: с уроками чтения, окружающего мира, русского языка.

Личностно-ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.

На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.

На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз - мозг - рука. Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни учащихся. Для увеличения двигательной активности я применяла смену видов деятельности: встать, подойти к наглядному материалу, смену динамических поз: поза при письме, поза слушателя, упражнение для глаз.

Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:

через прямое требование;

связывая изученный материал с жизнью школьника;

с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.

На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.

На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною была проведена «Рефлексия» - объективное оценивание самого себя. Учащиеся оценили письменную работу друг друга. Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, и положительная психологическая атмосфера урока.

Учитель: Шабанова О.И.

29.11.2013г.


© 2010-2022