Конспект на тему «Организация домашнего задания на уроке»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект на тему: «Организация домашнего задания на уроке».



Автор: учитель начальных классов Пушмина Е.А. Систематизация и обобщение знаний. Это должно выполнятся на итоге урока. В данной части урока, если она выделяется как самостоятельная, необходимо нацелить действия учителя на выделение главного и установление связей в изучаемом и изученном ранее материале. Деятельность учеников организуется на уровне понимания и осознания содержательно логических связей между различными видами знаний, их структурными компонентами. Возможно и решение других задач, например знакомство учеников с практическим применением знаний в науке, технике, жизни, выделение основных ведущих идей изучаемого материала и их осознание школьниками. При решении любой из этих задач ученики осуществляют самоконтроль за имеющимися у них знаниями и умениями. И это обуславливает выделение данного действия учителя в самостоятельную часть урока.

Подарите ученику возможность

выполнить столько, сколько он пожелает. Организация работы дома. Деятельность учителя должна предусматривать организацию помощи ученику по выполнению домашнего задания. В общем, учебном процессе урока домашняя работа наряду с другими функциями выполняет для школьника функцию самоконтроля и оценки своей деятельности по овладения знаниями и умениями.



К сожалению, не все учителя представляют, как их ученики готовят домашнее задание: когда, в течение какого времени, как и в каких условиях? Оно выполняется вне поля зрения учителя и требует от учеников высокого уровня самоорганизации и саморегулирования. Такие умения у большинства учащихся просто не сформированы. Домашняя работа тесно связанна с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности и их творческого мышления. Задание на дом органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок. Проведенный урок Домашнее задание Последующий урок Усвоение материала, теоремы…. Приобретение умения самостоятельного применения правила теоремы на практике Применение правила, теоремы при выполнения задания, совершенствования умения самостоятельной работы, развитее личностных качеств (воли, ответственности) Готовность к продолжению дальнейшей работы по теме, расширению дальнейшей работы по теме, расширению и углублению данной области знаний. Оно минимально по объему, что обязывает тщательно планировать каждый пункт задания, знать его назначения. В действительности мы часто наблюдаем совершенно иную картину. Домашнее задание иногда бывает рассчитано на простое воспроизведение некоторого действия по известному образцу, на пересказ параграфа и т.д. Материал для посильной творческой работы в этом случае отсутствует. Редко наблюдается индивидуализация заданий. Зачастую задания на дом выпадают из системы уроков и представляют собой случайные собрания задач, упражнений, параграфов. По большинству предметов велик объем домашних заданий, что создает ненужную перегрузку. Известно, что объем домашнего задания не должен превышать 2,5 часов в 5-7 классах, 3 часа в 8 классе, 3,5-4 часа в 9-11 классах. Классному руководителю полезно иногда уточнять, какое время затрачивают его ученики на выполнение домашнего задания, по каким предметам они перегружены. Вместе с администрацией школы эту перегрузку своевременно устранить. Домашнее задание разъясняется и задается до звонка с урока (или сразу после нового материал) и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, затем и как делать дома. И писать домашнее задание постоянно на одном месте доки перед уроком. С первых уроков учителю надо систематически стремится индивидуализировать домашнее задание в соответствии со способностями и возможностями конкретного ученика. Это позволит устранить возможные недоработки, пробелы в знаниях и удовлетворит потребность в углубленном изучении предмета. Чтобы этого добиться сделать, даю уровневые домашние задания. Например, для оценки 3 достаточно сделать один номер, для 4 два номера, для 5 три номера или даю творческую работу. А выучить правила, теорему …. Необходимо каждому. Задания должно быть посильно для большинства, не очень простым для сильных учащихся. Чтобы удовлетворить этим требованиям, его надо составить из двух частей: 1) общей для всех учащихся; 2) творческие задания или трудные задания.

Объем задания засвистит и от времени года. Так в начале учебного года в младших и средних классах оно должно быть минимальным. Иногда учителя строят урок таким образом, что в сентябре задания в этих классах вообще не задают. На уроке прорабатываются, и закрепляются весь материал. Но и существуют предметы которые без домашних заданий не обходятся к таким относятся уроки математики. Важная задача педагога - обучить школьников приемам осмысленной, методически правильно организованной домашней учебной работы. Это тесно связана с проблемой организации урока. И следующие рекомендации при выполнении домашнего задания ученикам напоминать время от времени и ежегодно. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫОПЛЕНИИ ДОМАНЕЙ РАБОТЫ

  1. Задание лучше делать в тот день, когда был урок, а не на кануне следующего урока. Это особенно важно для предметов с 1-2-3 часами в неделю.
  2. Начать подготовку рекомендуется с самого трудного или «нелюбимого» предмета.
  3. Читать параграф или пункт т.е не начинать с письменной части. Читать с карандашом - делать выписки, выкладки, отвечать на все вопросы к параграфу.
Для этой цели, предлагаю ученикам следующий алгоритм выполнения домашнего задания (ознакомить с правилом родителей и учеников, вывесить инструкцию в классном кабинете):
  • Внимательно прочитать параграф, выяснить суть.
  • Прочитать еще раз самое главное, выделить и выучить определения и правила.
  • Ответить устно на вопросы в конце параграфа (в этом могут помочь в первое время родители или магнитофон), это и развитие речи.
  • Только после этого приступить к выполнению письменной части домашнего задания.
Если ученик выучил правила, ответил на вопросы и применил знания при выполнении промеров, то смело может себя оценить на оценку «5». А на следующем уроке сможет доказать свою оценку. Рассмотрим другой алгоритм выполнения двух видов домашних заданий: задание на усвоение новых теоретических знаний и задание на примере знаний на практике. Усвоение теоретических знаний учеником Применение знаний на практике
  1. Восприятие и освоение темы и целей домашнего задания (чтение записи в дневнике, заголовков в учебнике, просмотр записей в тетради)
  2. Осмысление материала, изученного в классе (чтение текста учебника, деление его на смысловые части, выделение главного, выяснение смысла непонятных слов, сравнение с содержанием изученного материала на уроке)
  3. Закрепление, уточнение и расширение знаний (применение мнемонических приемов, помогающих запоминанию, использование межпредметных связей, привлечение других источников информации)
  4. Обобщение и систематизация (формулирование вывода, составление краткого конспекта, плана, систематизирующей схемы или таблицы и др.)
  5. Самоконтроль и коррекция знаний (построение связного рассказа, его пересказ, сравнение с образцом, уточнение)
  1. Восприятие и осознание задания, суть которого состоит в поиске неизвестного (условий и требований задачи)


  1. Анализ задачи



  1. Составление плана решения



  1. Реализация плана нахождения решения



  1. Самоконтроль и коррекция



Как видно самоконтроль всегда имеется, так пускай это будет самооценкой. При выполнении простых заданий от некоторых шагов алгоритма можно отказаться. Оформление домашней работы должно быть эстетичным, аккуратным и экономичным. С этой целью необходимо разработать с учеником несколько образцов подобного оформления, помочь им осознать различные способы оформления всего домашнего задания или его элементов: подчеркивание, использование прописных букв и различных знаков для выделения важной информации, применение схем. В начальной школе дети приучены выполнять домашнюю работу так: с начло делать письменную работу, потом читать, и как правило, в начальной школе правила и определения заучивают только на уроке. В этом еще проблема по преемственности между начальной и средней школой. Особое значение имеет проверка и оценка домашнего задания. Ученики должны быть уверены в том, что домашнее задание непременно проверяется. Учитель обязан иметь ясное представление о домашней работе каждого ученика, следить за всеми его успехами и неудачами и объективно оценить проделанную работу. Для обучения оценивания учеником собственной работы возможно использование схемы самооценки «Учись контролировать себя». Учись контролировать себя (схема самооценки)
  1. Попробуй сам оценить свою работу или часть работы, почувствуй удовлетворение (неудовлетворение).
  2. Попроси родителей, других родственников, членов семьи оценить твою работу.
  3. Определи круг проблем, вопросов, которые проявились в результате самооценки (оценки) выполненного тобой задания для дальнейшего совершенствования
Такими проблемами могут быть:
  • Несовершенное состояние внешнего вида работы: ее расположение поля страницы, заголовки, подчеркивание, аккуратность и т.д.
  • Содержание работы: правильность, полнота; выполнения задания другим способом, умение определения способа (рациональный, нерациональный); план дальнейшего совершенствования и др.
  1. Определи окончательный вариант оценки (плохо, удовлетворительно, хорошо, очень хорошо, отлично)
Успешный ученик - это ученик, умеющий проверить свою работу исправить ошибки. Домашнее задание не может быть выполнен, если ученик не обучен методам и приемам самостоятельной работы на уроках. Необходимо определить и обработать адекватные виды домашнего задания. Цель Виды заданий Усвоение фактического материала
  1. Подготовка к краткому пересказу заданного текста
  2. Подготовка к изложению вопроса, проблемы с включением материала из дополнительных источников
  3. Обобщение и систематизация изученного материала (таблица, схема, план и т.п.)
  4. Ознакомление с содержанием материала, планируемого для изучения на следующем уроке.
  5. Подбор материала по проблеме из различных источников по заданию учителя.
  6. Заучивание наизусть
  7. Сбор фактического материала по использованию теоретических знаний в практической деятельности
Усвоение знаний в системе
  1. Установление связей при сравнении содержания изучаемого материала с ранее изученным (сравнительная таблица)
  2. Объяснение изученного материала
  3. Рассмотрение развития явления (процесса) на протяжении длительного времени
  4. Подготовка к пересказу по заданию и плану учителя или составленному самим учеником, простому или сложному
  5. Определение последовательности изученных фактов, событий, явлений, причин и т.д.
  6. Составление хронологии страны, военных действий
  7. Составление понятийного аппарата.
Формирование обобщения
  1. Упражнений в определении и формулированию вывода по фактическому материалу
  2. Доказательства положения
  3. Самостоятельный анализ различных обобщений
  4. Работа с тексом для определения главного и второстепенного материала, установление связей и закономерностей
  5. Составление конспекта, тезисов сложных статей, тем учебника
Применение знаний
  1. Выполнение упражнений, заданий, решение задач (по образцу, аналогии, алгоритму)
  2. Применение знаний, умений но в нестандартной ситуации
  3. Самостоятельное составление задач и упражнений
  4. Практическая работа, которое можно выполнить только в домашних условиях
  5. Подготовка рецензий, аннотаций и литературные исторические и другие произведения.
  6. Написание сочинений, рефератов, докладов
Контроль знаний учащихся
  1. Подготовка ответов (устных и письменных) на заданные вопросы
  2. Составление тестов по определенной теме
  3. Выполнение тестов
  4. Написание, отзывов на изученную тему
  5. Сочинения разного плана
Формирование мировоззрения
  1. Определение достоинств и недостатков, противоречий значения каких-то событий, явлений, процессов и т.д.
  2. Рассмотрение в развитии событий, явленней процессов
  3. Доказательство правильности формулировки вывода, оценки, идеи, взглядов.
  4. Конкретизация изучаемого материала (или какой-то его части)
И.т.д. Существуют правила методики задавания на дом.
  1. Отводить специальное время на уроке, сообщать домашнее задание тогда, когда оно вписывается в логику урока.
  2. Добиться полного внимания всего класса. Этот этап урока не менее важный , чем все остальные, так как он определяет успех
  3. Содержание домашнего задания должно быть понятно всем без исключения учащимся.
  4. Важно, чтобы учащиеся знали не только то, что нужно сделать, но и как сделать, то есть владели методикой выполнения домашнего задания.
  5. Задавать на дом только в случае уверенности в возможности проверки выполнения и оценивания на следующем уроке.
Многие ученики не знают рациональных методов заучивания материала, не владеют мыслительными операциями, не имеют навыков самоконтроля. Каждому учителю необходимо обучать учащихся выполнять домашнее задание по своему предмету и осуществлять действенный контроль. Можно ознакомить учащихся с советами психологов по выполнению домашнего задания.
  1. Готовить домашнее задание в строго определенное время (выработки условного рефлекса)
  2. Проветривать комнату перед выполнением домашнего задания
  3. Иметь определенное рабочее место, соблюдать порядок на рабочем столе
  4. Обращать внимании е на правильное освещение (свет с лева)
  5. Иметь соответствующую росту мебель (стул, стол)
  6. Сосредотачивать внимание на предстоящем деле
  7. Определить цель выполнения домашнего задания
  8. Выделять главное в содержании учебного материала по каждому предмету
  9. Устанавливать логические связи между главными идеями, вопросами, темы, признаками рассмотренных предметов, явлений, процессов.
  10. Закреплять понятное в памяти, повторять логические части текста
  11. Выполнять задание, начиная со среднего по трудности предмета
  12. Обязательно делать 10-15 минутные перерывы для отдыха при смене видов деятельности.
Домашнее задание - это воспитание отношение к труду, любви к нему превращение работы в приятное задание; приучение к самостоятельности; управление своей волей; формирование привычки правильного использования своего времени. Тем не менее, хотелось бы обратится к учителям с некоторыми советами:
  • Не стремитесь занять все после урочное время учеников выполнением заданной вами домашней работы;
  • Не считайте свое предмет главным или единственным;
  • Не заставляйте учеников выкладываться так , словно кроме вашего предмета в их жизни больше ничего не существует;
  • Помните, что у других членов педагогического коллектива такое же мнение о своем предмете
  • Не завывайте, что главная ценность в обучении все-таки является ученик
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что домашнее задание должно быть логическим продолжением предшествующего урока и началом следующего, оптимальным по объему вариативным по содержанию и прежде всего необходимо самому ученику.

Литература:
  1. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург: КАРО, 2005.
  2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М: Просвещение , 1984.






© 2010-2022