- Преподавателю
- Начальные классы
- Учебные занятия, как одна из форм развития у обучающих действий самоконтроля и самооценки
Учебные занятия, как одна из форм развития у обучающих действий самоконтроля и самооценки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кудряшова О.П. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учебные занятия, как одна из форм развития у обучающих действий самоконтроля и самооценки.
Учебное занятие - это особая форма организации учебного процесса с целью формирования и развития рефлексивных способностей детей, умения учиться, вступать в учебное сотрудничество, адекватно оценивать себя. Рассмотрим, как они проводятся и чем отличаются от урока.
Сравнительный анализ урока и учебного занятия.
Урок
Учебное занятие
Проходит с целым классом и длится 35 - 40минут. Заканчивается по звонку.
Организовано с малой группой детей и по времени может не быть жёстко регламентировано. Инициатива в окончании своего участия принадлежит ребёнку.
Форма коллективного действия. Решается общеклассная задача и общий результат.
Самостоятельный выбор вида и объёма заданий. Каждый обучающийся осваивает приёмы и техники контроля и оценки, решает свою задачу и получает результат.
Место постановки и решения учебной задачи. Выделение и конструирование общего способа действия, средств и способов контроля и оценки.
Работа по освоению операций, входящих в состав способа действия с использованием пооперационного контроля; коррекционная работа после проверочных работ; отработка приёмов взаимо- и самоконтроля и взаимо- и самооценки.
Учитель является организатором, инициатором и руководителем детских действий.
Учитель эксперт и консультант, выполняет эти функции по инициативе ученика.
Из таблицы видно, что на учебном занятии разворачивается планомерная работа по формированию действий самоконтроля и самооценки: - создание в классе учебного сотрудничества, которое связано с умением учиться; - освоение каждым учеником приёмов и техник самоконтроля и самооценки; - детальное проведение коррекционной работы после тестово - диагностических и проверочных работ; - обучение пооперационному контролю по заданному алгоритму.
Нами были выделены следующие типы учебных занятий:
- Учебное занятие по обучению выбору критериев оценки к заданиям.
- Учебное занятие по выработке критериев к заданиям ТДР, проверочным работам.
- Учебное занятие по формированию определённых способов действий, отработка отдельных учебных операций.
- Учебное занятие по выявлению причин ошибок, допущенных в ТДР, проверочных работах, их анализ и исправление.
- коллективная форма работы;
- индивидуальная форма работы;
- работа в паре (обязательно должен быть ученик в паре, который на хорошем уровне работает с критериями, чтобы он выступал в роли консультанта);
Как я сделал
Как надо делать
Причины ошибок
Выполнение похожего задания
В этой графе обучающиеся переписывают задание с ошибкой.
Здесь задание выполняется без ошибок.
В этой графе указывается одна или несколько причин, по которым были допущены ошибки.
На столе заданий дети самостоятельно или с помощью учителя - консультанта выбирают похожее задание и выполняют его без ошибок, с учётом выявленных причин ошибок. Обучающиеся проверяют свои задания, заполняя таблицу. Мы используем разные формы работы:коллективная,индивидуальная, в парах, в группах. Рассмотрим пример работы над одним из заданий проверочной работы. Задание. Подчеркни слова, в которых букв меньше, чем звуков. Книга, еда, тётя, маяк. - Прочитайте задание. - Каким правилом вы пользовались при выполнении задания? - По какому критерию вы оценивали свою работу? - Такое же задание было предложено ученику другого класса. Посмотрите, как он справился. На доске запись: Книга, еда, тётя, маяк.
- Как оценил себя ученик?
- Как вы думаете, в чём будет
заключаться наша работа? - Я предлагаю вам поработать в группах. Проверьте работу ученика и оцените его . - А вашу работу проверят другие дети по критерию: - умение доказать и исправить ошибку. Обучающиеся, работая в группах, находят ошибки и причины, по которым они допущены. Затем один ученик из группы выступает, а другие группы оценивают по выбранному критерию. - Почему ваша оценка не совпала с оценкой ученика, выполнявшего задание? - Какие советы можно дать ученику? - Как оцените работу группы? - А теперь проверьте свою работу. Если обнаружите ошибку, исправьте её, записав в таблицу. - У кого ошибок нет, могут закрепить это знание и взять карточку на столе - заданий. 3. Рефлексия. - Ребята, у кого прогностическая оценка не совпала с оценкой после проверки? Почему? - Чему мы посвятили наше занятие? - Чем было полезно учебное занятие для каждого из вас? Систематическое проведение учебных занятий даёт большие возможности для становления индивидуальных способов понимания учебного материала, а также помогает освоить приёмы самоконтроля и самооценки.