Учебные занятия, как одна из форм развития у обучающих действий самоконтроля и самооценки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Учебные занятия, как одна из форм развития у обучающих действий самоконтроля и самооценки.


Учебное занятие - это особая форма организации учебного процесса с целью формирования и развития рефлексивных способностей детей, умения учиться, вступать в учебное сотрудничество, адекватно оценивать себя. Рассмотрим, как они проводятся и чем отличаются от урока.

Сравнительный анализ урока и учебного занятия.

Урок

Учебное занятие

Проходит с целым классом и длится 35 - 40минут. Заканчивается по звонку.

Организовано с малой группой детей и по времени может не быть жёстко регламентировано. Инициатива в окончании своего участия принадлежит ребёнку.

Форма коллективного действия. Решается общеклассная задача и общий результат.

Самостоятельный выбор вида и объёма заданий. Каждый обучающийся осваивает приёмы и техники контроля и оценки, решает свою задачу и получает результат.

Место постановки и решения учебной задачи. Выделение и конструирование общего способа действия, средств и способов контроля и оценки.

Работа по освоению операций, входящих в состав способа действия с использованием пооперационного контроля; коррекционная работа после проверочных работ; отработка приёмов взаимо- и самоконтроля и взаимо- и самооценки.

Учитель является организатором, инициатором и руководителем детских действий.

Учитель эксперт и консультант, выполняет эти функции по инициативе ученика.

Из таблицы видно, что на учебном занятии разворачивается планомерная работа по формированию действий самоконтроля и самооценки: - создание в классе учебного сотрудничества, которое связано с умением учиться; - освоение каждым учеником приёмов и техник самоконтроля и самооценки; - детальное проведение коррекционной работы после тестово - диагностических и проверочных работ; - обучение пооперационному контролю по заданному алгоритму.
Нами были выделены следующие типы учебных занятий:

  1. Учебное занятие по обучению выбору критериев оценки к заданиям.
  2. Учебное занятие по выработке критериев к заданиям ТДР, проверочным работам.
  3. Учебное занятие по формированию определённых способов действий, отработка отдельных учебных операций.
  4. Учебное занятие по выявлению причин ошибок, допущенных в ТДР, проверочных работах, их анализ и исправление.
5) Учебное занятие по выработке умения адекватно оценивать. При проведении учебного занятия используются разные формы организации учебной деятельности такие, как:
  1. коллективная форма работы;
  2. индивидуальная форма работы;
  3. работа в паре (обязательно должен быть ученик в паре, который на хорошем уровне работает с критериями, чтобы он выступал в роли консультанта);
4) работа в группе (в группе должны быть дети с разным уровнем сформированности действий контроля и оценки, выбирается лидер). Рассмотрим организацию учебного занятия, направленного на освоение способа работы над ошибками, формирования приёмов самоконтроля и развития адекватной самооценки обучающихся. 1 класс. Тема: «Звукобуквенный анализ слова. Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе». 1.Целеобразование. - Ребята, сейчас у нас учебное занятие по русскому языку. - Чем мы занимаемся на учебных занятиях? Чем оно отличается от урока? - По какой теме вы выполняли работу? - Кто уверен, что справился с работой верно? - Зачем мы собрались на учебное занятие? - Выполняя проверочную работу, в какой точке на карте знаний вы находились? - Какие знания вам были необходимы для выполнения работы? - А теперь давайте посмотрим, как вы справились с работой и адекватно ли себя оценили. 2.Работа по нахождению ошибок в проверочной работе, их анализ и исправление. На данном этапе мы используем таблицу, которая выполняется в тетради « Мои достижения». План действий по устранению моих ошибок:

Как я сделал

Как надо делать

Причины ошибок

Выполнение похожего задания

В этой графе обучающиеся переписывают задание с ошибкой.

Здесь задание выполняется без ошибок.

В этой графе указывается одна или несколько причин, по которым были допущены ошибки.

На столе заданий дети самостоятельно или с помощью учителя - консультанта выбирают похожее задание и выполняют его без ошибок, с учётом выявленных причин ошибок. Обучающиеся проверяют свои задания, заполняя таблицу. Мы используем разные формы работы:коллективная,индивидуальная, в парах, в группах. Рассмотрим пример работы над одним из заданий проверочной работы. Задание. Подчеркни слова, в которых букв меньше, чем звуков. Книга, еда, тётя, маяк. - Прочитайте задание. - Каким правилом вы пользовались при выполнении задания? - По какому критерию вы оценивали свою работу? Учебные занятия, как одна из форм развития у обучающих действий самоконтроля и самооценки.Учебные занятия, как одна из форм развития у обучающих действий самоконтроля и самооценки.- Такое же задание было предложено ученику другого класса. Посмотрите, как он справился. На доске запись: Книга, еда, тётя, маяк.

-Учебные занятия, как одна из форм развития у обучающих действий самоконтроля и самооценки.Учебные занятия, как одна из форм развития у обучающих действий самоконтроля и самооценки. Как оценил себя ученик?

- Как вы думаете, в чём будет

Учебные занятия, как одна из форм развития у обучающих действий самоконтроля и самооценки.заключаться наша работа? - Я предлагаю вам поработать в группах. Проверьте работу ученика и оцените его . - А вашу работу проверят другие дети по критерию: - умение доказать и исправить ошибку. Обучающиеся, работая в группах, находят ошибки и причины, по которым они допущены. Затем один ученик из группы выступает, а другие группы оценивают по выбранному критерию. - Почему ваша оценка не совпала с оценкой ученика, выполнявшего задание? - Какие советы можно дать ученику? - Как оцените работу группы? - А теперь проверьте свою работу. Если обнаружите ошибку, исправьте её, записав в таблицу. - У кого ошибок нет, могут закрепить это знание и взять карточку на столе - заданий. 3. Рефлексия. - Ребята, у кого прогностическая оценка не совпала с оценкой после проверки? Почему? - Чему мы посвятили наше занятие? - Чем было полезно учебное занятие для каждого из вас? Систематическое проведение учебных занятий даёт большие возможности для становления индивидуальных способов понимания учебного материала, а также помогает освоить приёмы самоконтроля и самооценки.




© 2010-2022