«Как повысить знания учащихся при написании безударной гласной в корне слова »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Тучковская СОШ №1»

Районный семинар

учителей начальных классов

« Как повысить знания учащихся

при написании безударной гласной

в корне слова »


Выполнила:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Доровская Валентина Васильевна.

Тучково - 2015 год «Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» Константин Георгиевич Паустовский В современном обществе очень важно быть успешным. А) Успешность человека зависит от его б) грамотной речи, в) умения орфографически корректно излагать свои мысли. Г)Русский язык считаю одним из наиболее важных предметов в школьном курсе. Д) Письменная и устная речь - это общеучебный навык, преподавание которого приносит мне радость и чувство удовлетворения. Для меня важно, чтобы мои ученики могли найти безударную гласную не только а) в предложении, в предлагаемом б)тексте или в) учебнике. Также важно, чтобы дети моего выпуска хорошо усвоили этот материал а) в начальном звене, б)а в среднем и старшем звене пополнили и укрепили знания по этой теме. Всё это важно при сдаче ЕГЭ и в свою очередь каждый родитель хочет видеть своего ребенка грамотным, востребованным в современном обществе. Проверяемая безударная гласная корня - одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю легкость правила, регулирующего его написание. Ошибки на правописание безударных гласных в корне слова самые распространенные во всех классах. В начале года при анкетировании выявлено, что русский язык у моих школьников далеко не в первых рядах. Интерес к предмету. 1. Физкультура 2. Математика 3. Природоведение 4. Русский язык 5 Чтение. При написании диктантов допускают ошибки именно на правописание безударной гласной. 1. Части речи - 0 % 2. Части слова - 10 % 3. Парные звонкие и глухие согласные - 10 % 4. Написание разделительного мягкого и твердого знаков - 15 % 5. Безударная гласная - 25 %

При написании словарных диктантов выявлены ошибки на правописание безударной гласной в корне слова.
На «5» - 5 учеников,
«4» - 9 учеников,
«3» - 9 учеников,
«2» - 1 ученик.
Родители моих учеников также заинтересованы в организации помощи изучения важной темы. Передо мной стала проблема, как помочь детям в изучении данной темы, стать грамотными людьми, легко справляться с написанием безударной гласной в корне слова.
Мой многолетний опыт работы позволил сделать вывод, что эта тема, к сожалению, представляет определенные трудности для детей как начальных, так и старших классов. Много традиционных способов, все они хороши, но я сегодня остановлюсь на тех способах, которые я использую в работе и есть результат. В этой работе я решила рассказать о том, как можно работать над решением одной из самых трудных и важных орфографических задач - работе над безударными гласными в корне слова (так как это наиболее часто встречающаяся орфограмма практически в любом тексте, слов с такой орфограммой бессчетное количество).
Целью работы над этой орфограммой я считаю: повышение качества обучения учащихся при написании безударной гласной в корне слова.
Чтобы достичь этой цели я поставила перед собой ряд задач: - развитие орфографической зоркости, умение находить орфограмму; - умение доказать правописание; - развитие орфографической интуиции (в русском языке около 460 правил правописания, изучается около240).
Для того, чтобы тема «Правописание безударных гласных в корне слова» была усвоена хорошо, учащиеся должны:

  • уметь безошибочно ставить ударение в словах, находить безударный гласный;
  • уметь разбирать слова по составу, верно определять морфему, в которой находится безударный гласный;
  • уметь к данному слову подбирать родственные слова;
  • уметь выделить из группы родственных слов проверочное.

Изучение правописания слов с безударным гласным в корне.
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса - воспитание познавательного интереса у школьников. Именно благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения может стать а) движущей силой развития интеллекта. Интерес содействует б) формированию волевых качеств личности, а также в) укреплению её активной жизненной позиции. Древние римляне считали, что корень учения горек, но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус. Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Д) Огромное влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно. Интерес е) способствует значительному повышению работоспособности. Скучное обучение приводит к утомлению за короткое время. Ведь как писал Л. Фейербах: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума». Можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:
  • такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;
  • учебный труд интересен, если он разнообразен;

  • чем больше новый материал связан с ранее усвоенными знаниями, тем он интереснее для учащихся;
  • обучение должно быть трудным, но посильным;
  • чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем ему интереснее работать;
  • яркость, эмоциональность учебного материала воздействует на отношение ученика к предмету.
  • важно понимание нужности, важности изучения данного предмета;

В 1 классе провожу работу: - над развитием фонематического слуха учащихся, - веду наблюдение над словами, написание которых расходится с их произношением, - отрабатываю умения находить в словах ударные, безударные слоги, проговариваю слова. - в двусложных словах путем постановки ударения проверяю с детьми безударные гласные (на основе соотношения «один - много»). - при первом знакомстве с правописанием безударной гласной в простейших словах нужно идти от слова с ударной гласной к его форме с безударной гласной: лес- леса, реки- река, море- моря. - При выполнении письменных упражнений с заданием нужно подобрать проверочное слово целесообразно на первых уроках записывать сначала проверочное слово (это мы видим наглядно). Посмотрите моих 1 - клашек Учитывая возраст детей и их стремление к игровой деятельности, знакомство с правилом и работу над ним можно проводить с помощью дидактических игр, например: «Волшебная яблоня». На этой яблоне кроме обычных яблок, выросли еще пять. Эти яблоки не простые. Они крупнее остальных, и на них написаны буквы. А сорвать яблоки может тот , кто скажет, какие буквы пропущены в словах, и докажет это подбором проверочных слов:

З..мля, з..рно, в..лна, с..мья м..ря л..сток п..терка, пл..сать, Игра «Буква убежала ». СТ…ЛЫ, З…МЛЯ, Р…ДЫ, П…ЛЯ, ДР…ВА, Л…СА, Р…КА. Задание: запишите данные слова в столбик, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, написание которых надо проверить. Рядом напишите проверочное слово. Вспомним, как мы проверяем безударную гласную. Что для этого надо сделать? Затем я предлагаю детям прочитать правило и ответить на вопросы: - С каким правилом мы познакомились? - Как пишутся безударные гласные в словах?
Можно использовать игру «Маячки», которая дает детям возможность зрительно запоминать слова, присматриваться к ним. Выглядит это следующим образом. Даю 2 предложения: В лесу жила лиса. В норе у нее были лисята. При выполнении задания дети читают дважды слова: сначала орфографически, затем орфоэпически. Цель этого задания - обратить внимание детей на несоответствие написания слов их произношению. К словам с «маячками» подбираем проверочные слова путем изменения формы слова (лес, лисы, норы, лисы). Здесь должна сказать, что, наблюдая несоответствие написания произношению, дети приходят к выводу о том, что части слова, пишутся одинаково, несмотря на различное произношение в разных словах. Этот вывод является подготовкой к сознательному усвоению правописания безударных гласных. На втором году обучения, опираясь на знания, умения, полученные в 1 классе, я продолжаю работу над безударными гласными с более сложными словами. Во 2-м классе умения и навыки в правильном написании безударных гласных формируются а) на базе знаний состава слова. При изучении темы «Состав слова» я использую б) слоговые таблицы, по которым дети составляют родственные слова, сравнивают их, находят слова с безударной гласной в корне, подчеркивают проверочное слово и выделяют в словах корень, например,


вы
пить
лю
ле
леп
ный
пит
лен
ка

ВЫЛЕПИТЬ, ЛЕПКА, ЛЕПИТЬ , лепит, ЛЕПЛЮ, ВЫЛЕПЛЕННЫЙ Лепка, лепит будут проверочными для остальных слов этого ряда.

Не менее интересным видом работы является подбор родственных слов с заданными корнями. ЛАСК ЗИМ СВЕТ Ласка Зимушка Рассвет Ласковый Зимний Светит Ласкать Зимовать Засветил Приласкать Зимовка Светлячок
У детей формируется умение осознанно составлять гнезда однокоренных слов, учитывая 2 их признака: 1. сходство по смыслу 2. наличие одинаковых частей. Другой вид работы рассчитан на слуховое восприятие. Диктую слова. Дети должны выделить в них корни, записать их, а далее сверить с написанным на доске образцом (закрыт образец). Встречать, вредитель, горбатый, гористый, грибной, грязнуля, дождливый, звериные, зимовка, играть. Для становления навыка и быстрого контроля результатов работы учителем запись вести лучше столбиком. Это помогает детям быстро найти орфограмму и давать ей характеристику - рассуждение. Обучение рассуждению можно проводить по памятке, например,в слове«грязнуля » есть орфограмма на безударную гласную в корне слова, так как есть выбор букв: и, е, Я. Я выбираю букву я, т.к. однокоренное проверочное слово «грязный»,где ударный звук обозначаем только буквой я. Корень гряз. Здесь моя задача, чтобы памятка воспринималась детьми зрительно и использовалась ими в практической работе, поэтому пока дети не овладеют приемом выбора букв, памятка должна находиться на передней стенке. Следующий прием - это работа, когда дети сами учились обнаруживать в тексте слова с безударной гласной.
Дары леса. Лес кормит людей, зверей, птиц. Люди любят ходить в лес. Часами ищут грибы и ягоды. Они приносят из леса полные лукошки лесных даров. Белка сушит грибы, грызёт орешки. Задание: найти из текста 8 слов с безударной гласной.
Посмотрите моих 2 - классников. 3 класс. А) Восприятие орфограмм на слух всегда представляет трудности для детей, поэтому я очень часто использую загадки, стихи, пословицы, предложения из рассказов, отрывки из стихотворений, помещенных в «Литературном чтении »,и др. источниках, насыщенные словами с орфограммами. В этом случае дети слова не записывают, а лишь показывают сигнальную карточку с безударной гласной. А.А. Блок. Ветхая избушка. Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка - старушка Из окна глядит. Дети называют слова избушка, в снегу, стоит, старушка, из окна, глядит, их проверочные, показывают а) сигнальные карточки с безударными гласными, например, слово в снегу, проверочное слово - снег, карточка с безударной гласной Е. На уроке литературного чтения после работы с текстом продолжаю работу. Я говорю детям: «А теперь найдите 5 слов с безударной гласной». Этот прием можно использовать часто. Он ценен тем, что дети учатся работать с текстом самостоятельно, быстро в нем ориентироваться, отрабатывают технику чтения и закрепляют навыки правописания безударных гласных. Неоднократно практикую также выполнение аналогичных домашних заданий: выписать из учебника литературного чтения 10 слов с безударной гласной в корне слова и подобрать к ним проверочные слова. Чаще всего из литературного произведения , которое задано на дом. Иногда разрешается листать весь учебник, лишь задание было выполнено верно. А иногда аналогичное задание, но с учебника окружающего мира.
Б) Использую ребусы, чтобы заинтересовать детей.
НОЧ 100 рожка Я Здесь следует отметить, чтобы правильно записать слово с безударной гласной корня, нужно распознать в нем смысловые части, в первую очередь корень, и суметь установить его правильное написание. Для этого ребенок должен знать, что такое корень, и уметь выполнять такие операции. В результате такой ежедневной работы при использовании разных методов, форм, путей, способов при изучении этой темы я заметила, что дети меньше стали допускать ошибок

В 4 классе я продолжаю работать по этой теме. Главное , чему нужно научиться детям : а) - верно ставить в словах ударение, б) - безошибочно разбирать слова по составу в) - выбирать способ проверки в зависимости от части слова, в которой встретилась орфограмма. Дети должны понять,что безударную гласную в корне проверяем формой проверяемого слова или родственным словом, г)- если слово нельзя проверить, нужно обратиться за помощью к словарю или вспомнить его написание, если оно заучивалось д) -Если в приставке, то нужно вспомнить, к какой из двух групп приставок - с гласной О или гласной А - относится данная приставка. В начальных классах дети запоминают, что с гласной А всегда пишутся приставки НА, ЗА, НАД. Все остальные, хотя и произносятся с А, пишутся с О (О, ОБ, ОТ и другие). е) - Если безударная гласная в суффиксе, то вспомнить правило написания данного суффикса, если оно изучалось.
В своей работе использую карточки с нарастающей степенью трудности, использую диски, слайды, различные тетради с печатной основой, организую работу по вариантам и в парах. а). Работа в парах с карточками проходит следующим образом по знакомому им алгоритму:
  1. Прочитай задания.
  2. Выполни эти задания в тетради.
  3. Проверь себя.
  4. Расскажи соседу (правило, вывод).
  5. Обменяйтесь карточками и тетрадями с соседом по парте, проверьте друг у друга выполненные задания.
б) . Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачеркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно На работу в паре по карточкам уходит 8-10 минут в среднем. Сигналом окончания работы пары по карточкам служит зеленый цвет жетона, который есть на каждой парте. Желтый цвет означает, что пара работает, красный - требуется помощь паре. Тех учащихся, которые закончили работу по карточкам раньше других, проверяю я, затем они помогают проверить остальных: услышать вывод, проверить записи в тетрадях. Детям очень нравится.
При изучении этой темы я использую разнообразные тренировочные упражнения. Например: 1. Выборочный диктант с записью слов, имеющих безударные гласные в корне с последующим анализом их по составу. 2. Предупредительный диктант с разбором слов по составу. 3. Запись предложений с частичным или полным проговариванием по морфемам слов, имеющих безударные гласные в корне (заходили: за - приставка, ход - корень, ил - суффикс, и- окончание; всходило солнце: вс - приставка, ход - корень, и, л - суффиксы, о - окончание). 4. Письмо по памяти текста, предварительно разобранного со стороны смысла слов, их состава и правописания. 5. Подбор однокоренных слов с заданным корнем. Далее в один столбик записывают с проверяемой гласной в корне, в другой - с безударной гласной в корне. 6. Подбор слов к заданным схемам. Например, КОРЕНЬ + СУФФИКС ОК (СНЕЖОК, РОЖОК, САПОЖОК, БЕРЕЖОК).
Работа над правописанием слов с безударным гласным в корне, проверяемом ударением.
Чтобы заинтересовать ребят, я часто читаю им сказки. Одна из них - «Заколдованные буквы» из книги В.Волиной «Весёлая грамматика», ведь сказки - самый любимый литературный жанр у детей. Как-то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими. Буква О стала походить на букву А, Е на И, А на О, И на Е, Я на И. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение не коснулось, называются Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Ребята могли бы помочь им. Запомни волшебные слова: ударение над гласной может сделать букву ясной. На уроках я рассказываю ребятам о том, что когда говорят о важном, о главном, часто употребляют слово «корень». У слов тоже есть самое важное, самое главное - корень. Это часть слова, которая несёт самый главный смысл. Корень берёт на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются родственными или однокоренными. Ведь они, как ветвистое дерево, произрастают из общего корня. ЛЕС лесок лесной лесник подлесок
А так как детям нравятся всякие условности, то им интересно находить и выделять корень в однокоренных словах, а затем находить орфограмму и объяснять её. Слово «орфограмма» очень абстрактно и, чтобы легче запоминалось, мы называем её ошибкоопасным местом в слове или ловушкой. Запоминаем алгоритм, составляем памятку по правописанию слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:
  1. Произнеси слово. Есть ли в нём орфограмма с безударным гласным.
  2. В какой части слова она находится?
  3. Если в корне, то измени слово или подбери родственное, чтобы безударный стал ударным.
  4. Скажи, как надо писать корень. Проговори ясно. Напиши. Проверь.
Одно из важнейших условий формирования интереса к учебной деятельности - её разнообразие, поэтому, многие задания носят игровой характер. Не надо боятся, что интерес, возникающий в процессе игры - это интерес к игре, а не к самому учебному предмету. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес их внутренней сути. «Мысль ученика начальных классов неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира - это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления» - писал В.А.Сухомлинский.
Работа над словами с непроверяемыми написаниями. В процессе работы со словами с безударными гласными ученики приходят к выводу, что не ко всем из них можно подобрать проверочное слово. Так ребята узнают: 1.) что в русском языке существуют слова, правописание которых нужно запоминать. Я рассказываю о том, что таких слов очень много, запомнить все просто невозможно ,2.) и люди пользуются орфографическими словарями в трудных для себя случаях. А для того, чтобы не искать каждое слово с непроверяемыми написаниями в словаре, важно, чтобы ученик понимал истоки слова (там, где это возможно). Поэтому, я стараюсь рассказывать о происхождении слов, а в некоторых случаях прошу ребят попытаться объяснить самостоятельно, откуда произошло слово. 3.)Этимология - один из более интересных и увлекательных разделов о языке, который сможет помочь сознательному овладению навыками правописания трудных орфограмм. В начальных классах можно рассказать учащимся о том, что слово столица - произошло от слова стол, -копейка- копьё- окно -око, -очки от очи, - черепаха от череп, - перчатки от перст, -деревня от слова дерево. От иностранных слов произошли слова -тетрадь - (тетра - четыре, 4 листа), - карандаш (кара - чёрный), - акварель, аквариум, аквалангист (аква - вода), - телевизор, телефон, др. (теле - далеко), - автомобиль (автос - сам, любилис - подвижный) и т. д. Слово библиотека- хранилище для книг пришло к нам из греческого языка. . Библио - на греческом языке - книга, тека - хранилище.После рассказа о происхождении слова библиотека можно попросить объяснить значение слов фильмотека, видиотека, картотека. 4.) Словарные слова следует включать в упражнения на любую грамматико-орфографическую тему. Целесообразно записывать а) по темам, б) по алфавиту, в) по однородным орфограммам. 5.) Не все гласные можно проверить. Важно учить видеть эти слова. Например, какие слова нельзя проверить? Волосок, говорить, голова, одиночка, фонари, салат, поварёшка. Важно найти свой способ запомнить, как пишется слово. Придумать так, что не только память, но и ум скучать не будет. Например, слово огурец. Оно начинается на букву О. Как это запомнить? Лежит на грядке огромный ОГУРЕЦ. «Ого! Какой огурец! Ого-го!» - кричат дети. Рты у всех открыты, похожи на букву О. да и сам ОГУРЕЦ похож на букву О. И сразу ясно, что писать слово ОГУРЕЦ нужно только с буквой О. Или слово сентябрь. Вот что получилось. Первого СЕНтября мальчик СЕНя едет в школу на стоге СЕНа, а с деревьев падают жёлтые оСЕНние листья, Вот и выходит, что слово СЕНТЯБРЬ пишется с буквой Е. Оживить уроки русского языка, повысить его познавательное значение можно при помощи использования в работе малых форм устного народного творчества. Загадки составляют самостоятельный фольклорный жанр. Они неотъемлемая часть народной педагогики, средство развития остроумия, сообразительности, воображения, образного мышления. Отгадывание загадок вырабатывает у ребёнка умение сравнивать и сопоставлять явления окружающей действительности, раскрывает красоту мира. Сама форма загадки привлекает внимание, делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка - это не только игра, но и эффективное упражнение для умения рассуждать, доказывать. Использовать загадки можно при работе над любой темой. Дом на рельсах тут как тут, Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай, Отправляется… Трамвай Круглое, румяное С дерева достану я. На тарелку положу, «Кушай, мамочка!» - скажу. Яблоко Носил мальчик зелёный кафтанчик. А стал паном - Обзавёлся красным кафтаном. Помидор Вот различные упражнения для работы над словами из словаря. 1. Откуда эти шары? М..сква м..шина е а о я р..бята ..зык
2. Зашифруй слово. П арта Е ль Н очь А кула Л уна
3. Собери слово. ТРАДЕТЬ (тетрадь) НУЕИЧК (ученик)
4. Догадайся, какое слово. *е**а** - тетрадь *о*о*е* - воробей Д*в*чк* - девочка Р*б*т* - ребята С*р*к* - сорока
5. При работе над словами из словаря всегда интересно проходит работа с ребусами. Они развивают абстрактное мышление, учат думать. 6. Так же можно давать списывания с различными заданиями. Например, спиши, вставь пропущенные слова, или прочитай, запиши пропущенные слова. Ярко светит мартовское солнце. Возле лужицы чирикают, суетятся, дерутся …… На заборе вертят головами и трещат длиннохвостые ….. Потрещат, пострекочут, встретят начало весны и отправятся в лес заниматься своими гнездовыми делами. На проталинках в поле и в лесу ходят иссиня-чёрные ….. Ходят важные, тугим крылом поблескивают, землю ковыряют, червяков да личинок вытаскивают. Около старого скворечника, трепеща чёрными крылышками, распевают свою звонкую песенку …. Они умеют подражать голосам многих птиц. 7. Различные сказочные ситуации делают обучение более увлекательным. Отправляясь в путешествие, весёлые человечки возьмут с собой:
  1. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.
  2. Название этого овоща произошло от латинского слова «капут», что значит «голова».
  3. Огородное растение с крупными семенами-горошинами.
  4. этот овощ получил своё название агурос за то, что в отличие от других овощей, его едят неспелым.
  5. Этот овощ был завезён из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфел; как и трюфель, они растут в земле.
  6. Про этот овощ сложена загадка: «Красна девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали».
Для закрепления правописания непроверяемых орфограмм могут быть использованы следующие приёмы: 1. - составление предложений с данным словом; 2. - образование от данных корней различных частей речи; 3. - подбор однокоренных слов; 4. - графическое выделение непроверяемых орфограмм; 5. - группировка слов (по частям речи, склонениям, спряжениям, по месту ударения); 6. - проговаривание слов; 7. - подбор синонимов, антонимов и т.д. Разнообразие упражнений при работе над словами с непроверяемыми написаниями сделает обучение интересным и поможет быстрее запомнить написание таких слов.
Работа над составом слова. Говоря о работе над безударными гласными в корне, считаю нужным сказать о важности работы над составом слова в целом, так как корень - важная, но, всё-таки, часть слова. Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудна она потому, что успешное и действенное усвоение понятий морфем (частей слова) предполагает наличие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их, осознанно делать выводы и обобщения. Тема «Состав слова» важна потому, что: а) служит важным средством развития мышления и речи учащихся; б) анализируя слова по составу, учащиеся постепенно начинают осознавать закономерности правописания.
Приступая к работе над темой «Состав слова», я рассказываю ребятам о том, что всё на свете состоит из чего-то. Лес - из растений, облака - из множества водяных капелек. «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре. С одной, корнем, мы уже знакомы. Остальные: приставка, суффикс, окончание. Есть корни, которые умеют и в одиночку справляться с выражением смысла. Например: слон, лес, дом. Но каждая морфема вносит в слово определённый смысл. Усвоить значение морфем помогут весёлые стихи. Приставка Я пристаю не к берегу, а к корню - Не чаю в нём души. Я весела, сметлива и проворна - Ты так и запиши! Всегда стою я впереди и помню: За мною - всем стоять. Всех оставляю позади, и корень - Об этом нужно знать! Прибавили приставку - и готово: Есть в мире слово новое! Прибавили ещё одну - и снова Родится слово. Здорово!\ Корень. Не всегда, кто впереди - тот главный. Без приставки можно жить - и славно! А смотреть ребятам нужно в корень! Главный смысл - в нём, и мы поспорим: В слове нет морфем важнее корня, И неплохо бы об этом помнить! Суффикс. В корне - смысл, но не весь, Главный, но не полный. Потому приставка есть - Смысл она дополнит. Рад я в этом ей помочь, После корня встать не прочь! Ну, и что ж, что после корня - Всё равно я всех проворней! Слову отдаю, друзья, Всё своё значение, Но всегда имею я Вот некоторые из упражнений, которые можно использовать при обобщении темы «Состав слова». 1. Напиши однокоренные слова в таком порядке: - с ударением на гласный в приставке, корне, суффиксе, окончании. Чистенький, вычистить, чистота, чистый, чистюля. Город, городской, пригород, городок, загородный. Светлячок, светлый, рассвет, светильник, рассветёт, свеча, засветило.
2. Подбери, подходящие по составу, слова: …..н ый ……ск ий …….очк а …. езд …… ники …. еньк ий бег … ет 3. Точное и ясное понимание значения слова нужно для выделения в нём корня и других морфем, подбора проверочных слов, определения части речи и формы слова, понимая его связи в предложении. Подобных слов в русском языке немало. Мальчики посидели на берегу реки. Мой дедушка совсем поседел. Несёт меня лиса за тёмные леса. Саша влез на лестницу. Идём в лес за ягодами.
4. Очень интересная работа с шарадами. А)Корень мой находится в снегу, В подставке я приставочку найду. Суффикс мой вы в чайнике встречали. Весь же я в лесу и на поляне. (подснежник)
Б). Задумано слово, однокоренное слову крикливый. В нём приставка такая же, как в слове пробежал, а суффиксы и окончание как в слове молчал. (прокричал)
Работа над правописанием безударной гласной в корне слова при изучении других тем русского языка. Слова с проверяемыми безударными гласными в корне являются настолько общеупотребляемыми и распространёнными, что практически каждое упражнение учебника русского языка содержит эти слова. Это обеспечивает возможность работать над их правописанием систематически в каждом классе. Так как работа над правописанием корня слов неизбежно сочетается с морфемным анализом, это помогает усвоению написаний и других морфем. При работе над темой «Предложение» можно выполнять такие задания. 1. Запиши только подлежащее: Морской конёк живёт около берега среди травы. Облетели с деревьев последние листья. Проживают в умной книжке Хитроумные братишки. Объясни их правописание.
2. Напиши предложения в таком порядке: Как?______ где? какой? _____ . Низко над леском молодой месяц висит. Молодой месяц низко висит над леском. Какие? _____ как? _______ где? Первые звездочки робко засветились на небе. Робко засветились на небе первые звёздочки. Подчеркни и объясни орфограммы.
3. Напиши под диктовку, подчеркни главные члены. Гроза. Надвинулась тёмная туча. Над лесом блеснула яркая молния. Глухо прокатился отдалённый гром. Пронёсся свежий ветер. Хлынул проливной дождь. 4. При работе над распознаванием частей речи можно давать следующие задания: К данным словам подбери однокоренные слова разных частей речи: зимовка хитрец соринка золотник ночёвка строительство
5. Напишите слова в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное: низина, низовье, низкий, понизить, унизительный, низок. 7. При обучении различать приставки и предлоги можно дать такое задание: Спиши, раскрывая скобки. Найди слова с безударным гласным в корне, объясни правописание: Тропинка (с) пускалась (с) горы. Ленту (в) плели (в) косу. Колобок (с) катился (с) окошка, (по) катился (по) дорожке, (до) катился (до) леса. 8. При знакомстве с понятием слова-синонимы может быть предложено следующее упражнение. Спиши, заменяя, где следует, слово «совёнок» синонимами. Совёнок. В лесу мы нашли гнездо. Там был совёнок. Совёнок не умел летать. Мы взяли совёнка из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза её блестели. Совёнок громко пищал. Мы пожалели совёнка. Витя посадил совёнка на дерево. Объясни правописание подчёркнутых слов. Найди в тексте ещё слова с этой орфограммой.
9. При знакомстве со словами-антонимами: Напиши слова-антонимы к словам: Дешёвый - удлинить - Сытый - печалиться - Старый - молчать - Горячий - бежать -
10 . При работе со словами-омофонами: Составь предложение с парами слов: слезал - слизал скрепит - скрипит поседела - посидела раскалю - расколю вышел - вышил прядёт - придёт запевать - запивать прожевать - проживать сторожил - старожил палить - полить умалять - умолять и т. д.
Большое значение имеет орфографическое комментирование, проходящее в ходе письма и в его темпе, обеспечивает осмысление письма. Комментирование выполняет функцию «управления» процессом познания. Целью орфографического комментирования я считаю развитие орфографической зоркости. Орфографическая зоркость - это умение быстро находить в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки в своей или чужой работе. Одна из главных причин допускаемых ошибок - слабая сформированность орфографической зоркости. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных заданий: языкового анализа и синтеза - выделения звуков и букв, морфем, при чтении, при письме диктантов, при списывании. Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов. Высокую поисковую умственную активность, связанную с конструктивной деятельностью, вызывают такие задания, которые требуют от школьника исправления чьих-либо ошибок. « За каждым «не так» ребёнок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребёнка в норме, и он ещё выше оценивает свою твёрдую ориентацию в мире», - писал К. Чуковский.
Ребята очень любят исправлять чужие ошибки. Сочинение Незнайки: Я в лису весенней был, Яркий солнце мне свитил. Ветер свежая еграла, Серце радосна стучяла.
Много заданий, в которых нужно найти и исправить ошибки, в «Справочном пособии по русскому языку для начальной школы» (авторы Нефёдова Е. А., Узорова О.В.) Но я их сочиняю сама. По тинуло холодом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. От крылись яркие сеяющие горы.
Исправь ошибки. Почему они вызвали смех? Мальчик полоскал кошку. Мама отварила дверь. Все уже спустились с горы, а Витя всё слизал. Петя весело запивал песню.
Я считаю, что важно в начале любого урока русского языка, работая в классе или индивидуально, проводить лингвистическую зарядку, которая занимает 3-5 минут на уроке, но имеет большое значение, так как активизирует учащихся, прививает интерес к предмету. Вот примеры лингвистических зарядок, которые я использую в своей работе: 1. Игра в рифму: котик - …… котёнок - …… 2. «Не повторяйся». Назови как можно больше признаков предмета. Кот (какой?) …, …, 3. Звукоподражание. Как слово лимон скажет пёс? Кот? Лиса? Медведь? 4. Игра «Междометия». Сказать «Ах» с шестью разными интонациями. 5. Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов. 6. Зрительная прогулка по кабинету с заданием. Например: назови всё коричневое, всё треугольное. 7. Сочини небывальщину. Чтобы сказала моя собака, если бы умела говорить? 8. Сплети «венок слов». Например: листья (по очереди прибавляя слова, строим распространённое предложение). 9. Устные сочинения-миниатюры. « О чём говорят за окном два листочка?» « О чём говорит твоя ручка с тетрадью?» « Что было бы с Бабой Ягой, если бы она попала в пустыню?» 10. Игра-фантазия. «Что можно сделать с линейкой?» 11. Игра-спектр. Раскладываются картинки, через 20 секунд закрыть глаза, ведущий убирает или меняет местами картинки. Что изменилось? 12. Игра «Сыщик». Определить на ощупь, что в мешочке. 13. Игра «Телепатия». Угадай, какое слово я задумала? Слово женского рода из пяти букв, начинается на букву «д», или нарисовать такую гусеницу
Заключение. В этой работе я хотела показать, что для формирования любого орфографического навыка в классе или индивидуально, учителю необходимо представлять:
  • как систематически и последовательно готовить детей к сознательному восприятию теоретического материала задолго до его изучения;
  • как разумно использовать практические знания с целью эффективного изучения теоретических сведений;
  • какие упражнения привлечь для успешного формирования понятий, умений, навыков;
  • как в дальнейшем (после изучения темы) предупредить забывание материала и добиться глубоких и прочных знаний.

Так же учитель должен знать основные приёмы работы при формировании орфографического навыка:
  • поиск в тексте слов с данной орфограммой;
  • морфемный анализ слов (если данное орфографическое правило строится на морфологическом, а не на фонетическом и не на историческом принципе написания);
  • словообразовательные упражнения;
  • использование алгоритмов проверки;
  • постепенный переход к сокращённым рассуждениям по алгоритмам;
  • расширение числа и видов упражнений, в которых комментируются не один тип орфограмм, а любые их типы.

Сегодня я остановилась лишь на некоторых формах работы при изучении этой темы, которые я использую в своей работе. Поверьте, их очень много, обо всем не расскажешь, т.к. эта тема глобальная. Сразу все может и не получится, но при разнообразии разных приемов, наглядности, игровых моментов и главное систематичности выполнения различных упражнений обеспечит вам успех работы по правописанию безударных гласных.

5


© 2010-2022