Конспект урока русского языка на тему: Заглавная буква в словах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка на тему: Заглавная буква в словахКонспект урока русского языка на тему:

"Заглавная буква в словах"

МАОУ СОШ №147

Учитель: Аверьянова Татьяна ВикторовнаКласс: первый

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: русский язык

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:

  1. Учебник: « Русский язык 1 класс». Автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011);

  2. презентация к уроку. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной;

  3. рабочая тетрадь «Русский язык. 1 класс». Автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011);

  4. Е.М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. 1 класс. Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013).

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

Цель: воспитание уважительного отношения к людям, любви к родному городу и стране, через формирование логических действий обобщения на примере составления правила употребления заглавной буквы в именах собственных и умения отличать имена собственные от имён нарицательных.

Задачи урока:

  • формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц; учить использовать полученные знания на практике;

  • содействовать развитию речи учащихся, умения анализировать, обобщать, делать выводы

  • содействовать проявлению доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, осваиванию социальной роли обучающегося, уяснению мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Тип урока: урок «обобщение знаний»

Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;

  • метапредметные: познавательные - работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;

  • коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;

  • регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: учебник «Русский язык. 1 класс», автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011); Электронное приложение к учебнику; презентация, выполненная учителем; Е. М. Тихомирова. «Тесты по русскому языку. 1 класс». Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013); компьютер с необходимым программным обеспечением, проектор, экран.

Структура (план) урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  4. Определение темы урока, постановка цели и учебной задачи

  5. Усвоение и обобщение полученных знаний и способов деятельности

  6. Физминутка

  7. Реализация построенного проекта.

  8. Самостоятельная работа с тестом

  9. Рефлексивно-оценочный









ХОД У Р О К А

Этап урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения I.Организационный момент

Фронтальная беседа

приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования (наличие учебной тетради, ручки); эмоционально настраивает на урок

приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок.

Индиви-дуаль-ный. Провер-ка готов-ности к уроку.

II.Актуализация опорных знаний.



Фронтальная.

Словесный. Практическая

Вступительное слово учителя.

Парная работа

  • Проводит игру. Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать».

- Что первоклассники любят больше всего на свете? Вот меня в детстве звали Танечка, а сейчас как зовут? А потом будут звать бабушка Таня. А вас? Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена.

Внимательно слушают, дают обоснованные ответы

Отвечают: конечно играть.

Принимают учебную задачу, обобщают изученный ранее материал

учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками

Фрон-тальный.

Устные ответы.

взаимоконтроль


III.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Практическая работа у доски,

Словестные

индивидуальные

  • Вызов учителем к действию:

  • - Кто готов написать на доске имя своего лучшего друга?

  • Я тоже запишу рядом имя своей подруги. (Анализируем записанное).

  • - Так почему же я написала с большой буквы, ??? с маленькой, а ??? тоже с большой? Кто из нас прав? Ответить на вопрос нам поможет наш урок.

  • - В связи с чем у нас возникли трудности?

3 человека записывают имена

Делают вывод (не достаточно хорошо знают правило)

Личностные: понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Самоконтроль, самопроверка самооценка действий

IV.Определение темы урока, постановка цели и учебной задачи

Словестные

частично-поисковый

  • Просит ответить на вопрос «Для чего в русском алфавите нужны заглавные буквы?»

  • Ответы детей фиксирует на доске в виде рисунка или схемы.

Как вы думаете, какой будет тема урока? А зачем нужно это знать?

-Чему будем учиться?

-Чему научимся?

-Зачем нам нужно это знать?

Дают ответы на поставленные вопросы

Формулируют тему, цель

взаимопроверка

V.Усвоение и обобщение полученных знаний и способов деятельности.





1.Пальчиковая гимнастика.

Фронтальная, индивидуаль-ная.Практи-ческий, словесный.





Упражнение для развития мелкой моторики.

  • Обобщает знания учащихся - Встречали ли вы ещё слова, которые пишутся с заглавной буквы?

  • Просмотр анимации - Давайте посмотрим анимацию и попробуем ответить на вопрос, какие же слова в русском языке пишутся с большой буквы. (ЭОР к теме: «Заглавная буква в словах», сюжет «анимация»). Вопросы после просмотра частей:

  1. Какие буквы выделены? Что они обозначают?

  2. А что обозначают буквы, выделенные на конверте? Как вы поняли?

  3. Как же пишутся фамилии, имена и отчества людей?

  4. Почему некоторые буквы в словах выделены? Что обозначают эти слова?

  5. С какой целью на письме выделяют эти слова?

  6. Попробуйте сделать вывод. Какие слова пишутся с заглавной буквы? Почему?

Показ учителя

Перечисляют и обобщают слова, которые пишутся с заглавной буквы

Делают вывод





Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.

Внимательно слушают, обобщают материал, делают вывод о правильном написании имен собственных, анализируют просмотренную анимацию, выполняют упражнение в соответствии с требованием учителя.

Индивидуальный.







Правиль

ное выполне

ние упражне

ния для мелкой моторики пальцев рук.

2. Правила посадки за столом во время письма.

Индивидуальная.Практический

- Проверим посадку, правила обращения с ручкой.

Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку.

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой.

Индивидуальный. Проверка прав. посадки и верного обращения с ручкой.

3.Работа по учебнику

упр. 1 с. 122.

групповая

Проверим наш вывод по работаем в малых группах по 4 человека: по две группы слов каждой группе.. -Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? -Как определить, какую букву выбрать? Запишите по одному словосочетанию из любой группы слов.

Обращает внимание на изучение словарного слова: (Огромна и прекрасна наша страна. Много здесь городов, деревень, сел и поселков. Назовите главный город нашей страны? Как еще называют Москву?)

- слово Москва, записанное на с. 123. Что это за слово? (Словарное)

(ЭОР: Работа со словарным словом: прослушивание информации о слове Москва)

- Кто может сказать, как пишется это слово, почему? Почему нужно запомнить его правописание? Запишем слово в тетрадь. Составим предложение.

-Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так? вопрос о названии городов.

- Давайте попросим группу экспертов рассказать, почему именно так названы города Орехово- Зуево, Тобольск, Лермонтов, Екатеринбург.

- Слушаем экспертов: ребята сами выбирают, кто о каком городе рассказывает.

Каждая группа делает вывод по своим словам







Группа ребят из 3 человек работает с материалами странички для любознательных

Остальные ребята выполняют задание в рабочей тетради упр. 76

Познавательные:

общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с большой буквы;

логические - осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий.


Взаимопроверка, самоконтроль







Взаимопроверка, выявление причин затруднения.

VI. Физминутка

Коллективная, индивидуаль-ная. Практи-ческий.

Показывает фотографии городов.

  • Высотное здание

  • Низкое здание

  • Понравилось сооружение

Потянуться вверх

Присесть

Руки в стороны, показать эмоции

Осуществляют профилактику утомления.

Правильное выполнение упражнения.

VII.Реализация построенного проекта.

Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный,

практический,

Возвращаемся к началу урока - Давайте вспомним игру в начале урока. Почему меня раньше называли Таня, а теперь называют Татьяна. Это что - разные имена? - Почему одних людей называют по имени, а других по имени отчеству? Как лучше?

- Давайте прочтём заметку, с. 124.

Да действительно, ребята, называя собеседника по имени, отчеству, мы показываем своё уважительное к нему отношение.

- О том, как называются эти имена, узнаем из текста учебника с. 123. упр. 2 (разбиваем столбики между парами учащихся).

Вспомните, как пишутся клички животных, почему?

Что происходит, если кличку животного переносят на человека?





Работа в парах

Учатся обобщать и делать вывод



учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками

взаимопроверка

VIII.Самостоятельная работа с тестом

Практический, эвристический, частично-поисковый

  • Предлагает выполнить задания теста и проверить по доске самостоятельно



  1. В какой паре неверно указаны полное и сокращённое имена?

Людмила - Люба Александр - Саша Елена - Лена

2. С какой буквы пишется название деревни?

-только с заглавной буквы

-только с маленькой буквы

-или с заглавной, или с маленькой

3. Сколько слов в этом предложении ты напишешь с заглавной буквы?

вячеслав андреев живёт в городе кисловодске.

( 2 слова, 3 слова, 4 слова)

4.Запишем предложение и подчеркнём известные нам орфограммы

У Наташи Егоровой живёт чудесный кот Щёголь.

  • Выяснение, кем и почему допущены ошибки. Коррекция знаний

Самостоятельно выполняют задания теста

самопроверка по эталону

IX. Рефлексивно-

оценочный

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Учитель возвращает ребят на начало урока - Вот и подходит к концу наш урок. Давайте посмотрим на записи, сделанные в начале урока. Кто же правильно написал имя друга? Почему?

- Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока?

Давайте продолжим фразу:

На уроке я узнал, что… Я выполнял задания… (Как?) Лучше всего у меня получилось…. Я работал (самостоятельно или с помощью кого - то?)

Домашнее задание: попробуйте найти дополнительное использование заглавной буквы.

Отвечают на вопросы учителя, продолжают фразу

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Фрон-

тальный.

Устные ответы.

Список использованной литературы:

  1. В. П. Канакина. Русский язык. 1 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Е. М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. 1 класс. Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  3. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной.















© 2010-2022