Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах.

Кому из учителей не известно, чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

Письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации. Значение слова непостоянно, оно изменяется в ходе развития ребенка.

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Букваря» дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры - более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что дает значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приемов обучения.

Я представляю один из способов словарно-орфографической работы на уроках русского языка.

Перед началом работы учитель может разбить словарные слова, изучаемые в данном году на группы, например, по определенным темам и изучать эти слова не по алфавиту, как они представлены в школьном учебнике, а так как считает нужным. Групп слов может быть не более 34, т.к. на изучение каждой группы отводится неделя.

В течение недели можно проводить следующую работу:

  1. 1 день

У каждого учителя есть разные способы ознакомления детей со словарным словом: разгадывание загадок, ребусов, подбор синонимов, антонимов (где возможно), ассоциации, подбор анаграмм, показ картинок и т.д.

На этом этапе работы можно приготовить таблицу с частями слов.

  • Дети составляют слова из частей. При этом происходит не только ознакомление с новыми словами, но и развивается концентрация внимания.

рус

вочка

порт

ник

учи

та

ребя

ский

хо

тель

уче

рошо

де

фель

Русский, портфель, учитель, ребята, хорошо, ученик, девочка


  • Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза);

  • Запись в словарики (я с детьми завожу отдельные блокноты) с выделением орфограмм и расстановкой ударения;

  • Выяснение значения каждого слова;

  • Озаглавливание блока.

  1. 2 день

Запись изученных слов в тетрадь по слогам, для переноса, орфографически проговаривая.

  1. 3 день

Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов, составление предложений.

  1. 4 день

Составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание текста (каждый пишет свой текст).

  1. 5 день

Словарный диктант по изученному блоку.

При закреплении слов из блока, кроме словарного диктанта, можно использовать технологию критического мышления - методику составления синквейна.

Синквейн (от французского слова, которое означает пятистрочье) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна (в нашем случае словарное слово, изучаемое в рамках какого-либо блока);

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза, несущая определенный смысл (предложение с данным словом, состоящее из 4 слов);

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциации с первым словом).

Пример синквейна

  1. Молоко

  2. Коровье, белое

  3. Льется, пить, кипит

  4. Мама налила вкусное молоко.

  5. Корова

Составление синквейна очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, воображение, речь. Кроме этого, данный вид деятельности позволяет учителю проследить работу каждого учащегося над данным блоком, проводимую в течение 4 дней (5 день - закрепление). При составлении синквейна, кроме всего сказанного, дети повторяют части речи, а учитель, проверяя работы, может увидеть недочеты, пробелы в знаниях каждого ребенка.

Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия - учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 10 г. Сочи

Кирсанова Наталья Сергеевна



© 2010-2022