Воспитательная программа Вместе весело шагать

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа «Вместе весело шагать»

Пояснительная записка

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте - родители и педагоги.

А.С.Макаренко Воспитательная программа предназначена для обучающихся начальных специальных (коррекционных) классов VI вида и рассчитана на 4 года. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Одной из главных задач воспитательной деятельности на начальной ступени является формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами. Для детей с ДЦП достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе и самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. Легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют развитию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение отстоять свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Преодолеть трудности в первую очередь помогают родители. Но повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения обостряет страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей. Между педагогом, ребенком и родителями необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы развитию ребенка, создавали условия для его самодвижения. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет хорошо и уютно. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов. На это направлена воспитательная программа «Вместе весело шагать», основная идея которой - «Не для детей, а вместе с детьми». Цель: создание оптимальных условий для вовлечения родителей в воспитательный процесс для раскрытия и развития в ребёнке лучших качеств, необходимых для его самореализации Задачи:

  • обогащение личности ребенка с двигательными нарушениями знаниями об окружающем и социальном мире;
  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
  • воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры;
  • развитие творческих способностей;
  • коррекция двигательных навыков, необходимых для бытовой деятельности;
  • коррекция межличностных отношений;
  • осуществление индивидуально ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи детям и родителям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка;
  • включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения
Программа реализуется на основе принципов воспитания, позволяющих сформировать социально-активную, образованную, нравственно здоровую личность:
  • принцип сотрудничества и сотворчества;
  • принцип доверия и поддержки;
  • принцип гуманности;
  • принцип доступности;
  • личностно-ориентированное воспитание;
  • деятельностный подход (развитие в процессе игровой, трудовой, досуговой и творческой деятельности);
  • компетентностный подход (формирование способностей и умений, позволяющих правильно оценивать ситуацию, достигать результатов в личной жизни).
Формы и методы работы, используемые в практике общения с родителями и детьми: - анкетирование, тестирование, беседа, дискуссионные вопросы; - открытые просмотры детской деятельности; - анализ результатов детского творчества (рисунки, высказывания); - просмотр видео- и прослушивание аудиоматериалов; - игровые задания, спортивные соревнования; - открытые тематические классные часы и уроки; - экскурсии, конкурсы, викторины, ролевые игры, коллективная творческая деятельность (КТД); - родительские собрания; - коллективные и индивидуальные проекты Педагогические технологии: 1. «Навстречу друг другу» (автор Попова М.Н.) - система укрепления родительско-детских отношений через тактильно-эмоциональное взаимодействие в досуговом и праздничном пространстве. Стимулирование изменения поведения родителей под эмоциональным влиянием ребенка, развитие эмпатии, нравственно-эмоциональной культуры и ответственности родителей за внутрисемейную психологическую среду. 2. Гуманно-личностная Ш.А.Амонашвили - воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. 3. Здоровьесберегающие - предотвращение перегрузок воспитанников и сохранение их здоровья. 4. ИКТ позволяют увеличить объем нового материала, предоставляют возможность виртуальных экскурсий и поиска информации, для представления результата проекта, повышается познавательный интерес. 5. Игровые 6. Технологии сотрудничества - создание условий для активной совместной деятельности обучающихся, педагогов и родителей в разных ситуациях. 7. Технологии проведения КТД - создание условий для самореализации детей в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:
  • формированию личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, умения оценивать свои поступки, обсуждать несложные актуальные темы, брать ответственность на себя и разделять ее с другими;
  • формированию нравственных и эстетических представлений;
  • преодолению барьеров в общении, развитию умения понимать себя и других;
  • развитию творческой инициативы;
  • созданию атмосферы, способствующей возникновению радостных эмоций, душевного благополучия, ситуации успеха.
  • овладению детьми умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
  • формированию у родителей правильного представления о воспитании детей, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы, понимания значимости сотрудничества семьи и школы, взаимоотношения между родителями и детьми и участия родителей во всех проводимых мероприятиях в классе и школе, повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Ресурсное обеспечение программы:
  • кадровое обеспечение: администрация школы, классный руководитель, преподаватели музыкальной школы Баренцева региона, медицинские работники центра, социальный педагог, педагог-психолог, логопед-дефектолог;
  • партнеры: организация родителей детей с ОВЗ «Благодея», родительский клуб «Огонек души» при ГБУ АО ОЭРЦ, детский юношеский пресс-центр ГБУ АО ОЭРЦ, библиотеки города, досуговые культурные центры
  • материально-техническое обеспечение: материальная база школы, опорно-экспериментального реабилитационного центра (ОЭРЦ), материально-техническая база организаций, сотрудничающих со школой.


Мониторинг воспитательной работы

Индикаторы

Инструменты мониторинга

Уровень воспитанности

Методика Н.П.Капустина

Удовлетворённость обучающихся и родителей школьной жизнью

Методика А.А.Андреева,

Е.Н.Степанова

Изучение интересов детей и родителей, занятость детей во внеурочное время

Анкетирование, наблюдение, социологические опросы

Удовлетворенность родителей работой педагога

Методика Е.Н. Степанова

Изучение межличностных отношений, лидерских качеств

Социометрия, наблюдение Нравственная воспитанность уч-ся методика М.И.Шиловой

Изучение запросов родителей

Анкетирование, индивидуальные беседы с педагогом, психологом, соцработником



Содержание программы Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Воспитательная программа «Вместе весело шагать» включает эти направления и дополнительный блок - работа с семьей.

Воспитательная программа Вместе весело шагать

Воспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагать

Воспитательная программа Вместе весело шагать


Воспитательная программа Вместе весело шагатьВоспитательная программа Вместе весело шагать

Воспитательная программа Вместе весело шагать


Направление

Задачи

Формы реализации

Прогнозируемый результат

Наша дружная

семья

(«В семье дружат - живут, не тужат»)

Воспитательная программа Вместе весело шагать

• знакомство с культурой семейных отношений;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

• оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей их ребенка;

• включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности класса и школы;

• воспитание уважительного взаимоотношения между членами семьи

• анкетирование,

•тестирование,

• беседа,

•дискуссионные вопросы; • открытые просмотры детской деятельности (открытые тематические классные часы и мероприятия);

• игровые задания;

• экскурсии;

• конкурсы и викторины;

ролевые игры,

• коллективная творческая деятельность (КТД),

•родительские собрания, и консультации для родителей;

•спортивные соревнования;

• коллективные и индивидуальные проекты;

• «Портфолио семьи»


• возможность для социального проектирования успешности детей и членов семьи; • демонстрация положительного опыта воспитания детей в семье; • знание интересов и увлечения родных; • знание социальных ролей в семье, культуры семейных отношений, биографии своих родителей, предков, родословную; • умение рассказывать о своей семье, родственниках, родословной, о профессиях своих родителей, родственников

Край наш северный

(«Всякому мила своя сторона»)

Воспитательная программа Вместе весело шагать

• совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания как основы социальной адаптации;

• развитие потребности к изучению своей Родины, своего народа, края, города;

• формирование активной деятельной позиции;

•овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире;

• воспитание бережного отношения к природе, истории, традициям Севера

• анкетирование;

• тематические классные часы гражданско-патриотической направленности;

• экскурсии по городу, в музеи, библиотеки;

•встречи с интересными людьми;

• уроки мужества;

• беседы;

• викторины;

• конкурсы;

• мастер-классы

• способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающей действительности;

• представление об истории своего города, общеизвестных людях, традициях края;

• умение экологически грамотно вести себя в природе;

• умение отстаивать свое мнение;

• рост социальной активности.


Умей быть умней

(«Век живи - век учись»)

Воспитательная программа Вместе весело шагать


• развитие мотивации к процессу получения знаний;

• ознакомление с ролью научных и учебных исследований в жизни людей;

• знакомство с методами исследований;

• формирование умений осуществлять исследование, работать с информацией, организовывать свою исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

• развитие умений, способствующих саморазвитию;

• воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу

• викторины; • олимпиады; • познавательные игры и беседы; • детские исследовательские проекты;
• конференции; • интеллектуальные марафоны;

• предметные недели;

• Ломоносовские чтения;

• конкурсы разного уровня

• портфолио достижений

• способность к самоорганизации и решению жизненных задач;

• индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития;

• воспитание умения учиться


Как прекрасен этот мир

(«За всякое дело берись умело»)Воспитательная программа Вместе весело шагать

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, мотивации к творческому труду, работе на результат;

• развитие инициативы и способностей к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• помощь в овладении навыками коллективного взаимодействия и общения;

• воспитание умения видеть прекрасное

• творческие конкурсы;

• выставки;

• концерты;

• театральные постановки;

• посещение театров, выставок;

• коллективные и индивидуальные творческие проекты

• активная жизненная позиция;

• потребность в самореализации в творческой деятельности;

• владение навыками самоорганизации

Здоровье всего дороже

(«Здоров будешь - все добудешь»)Воспитательная программа Вместе весело шагать

• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня;

• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;

• развитие психических процессов в ходе двигательной деятельности;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

• формирование потребности в здоровом образе жизни;

• психолого-медицинская диагностика;

• анкетирование;

• спортивные соревнования;

• тематические классные часы по пропаганде здорового образа жизни;

• беседы с медицинскими специалистами;

• походы;

• дни Здоровья;

• подвижные игры;

• встречи с известными спортсменами

• умение заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих;

• соблюдение на оптимальном уровне правил личной гигиены и режима дня;

• составление и выполнение комплексов утренней гимнастики на развитие координации, гибкости, на формирование правильной осанки;

•умение взаимодействовать со сверстниками в ходе двигательной деятельности

В добрый путь

(«Спешите делать добро!»)

Воспитательная программа Вместе весело шагать

• расширение представления о социальном устройстве жизни;

• умение критически оценивать свои поступки, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

• коррекция поведения и развития детей;

• создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе;

• сплочение классного коллектива

• виртуальные путешествия;

• дискуссии по проблемам общения;

• КТД;

• мониторинг;

• социальные акции;

• выпуск классной газеты


• приобретение навыков групповой деятельности при разнообразии социальных ролей и позиций;

• проявление сознательного интереса и активное участие в совместных делах;

• сформированность классного коллектива;

• развитие ученического самоуправления;

• активное участие родителей в жизни класса и решении его проблем;

• сопротивление негативному влиянию;


Модель выпускника


Человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования, имеющий свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности:

  • человек, знающий свою родословную, малую родину, Родину, уважающий и чтящий обычаи, традиции предков, их веру, обладающий национальным сознанием российского гражданина;
  • человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающийся самообразованием;
  • человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий потребность в физическом совершенствовании;
  • человек свободный, осознающий свои права и признающий права других людей, имеющий уважение к законам и обладающий социальной ответственностью, гражданской активностью;
  • человек, владеющий культурой поведения, сознающий, что такое духовная и материальная культура, понимающий прекрасное в окружающей действительности, изучающий творчество выдающихся деятелей культуры и искусства


Литература


  1. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/ под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005
  2. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. - М.: Просвещение, 2012
  3. Жук С. Воспитательная система класса на основе литературного произведения//Управление школой, 2009 - №16.
  4. Кудешов П.С. Долгосрочная воспитательная программа класса//Справочник классного руководителя, 2010 - № 3, 4 (Издательский дом МЦФЭР)
  5. Поляшова Н.В. Методические рекомендации по организации здоровьесбережения младших школьников в школах Архангельской области//Реализация регионального компонента в обучении младших школьников. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2006
  6. Тартышная М.А. Новые технологии воспитания в работе классного руководителя. - М.: Центр Педагогический поиск, 2009
  7. Федеральные образовательные государственные стандарты начального общего образования - М.: Просвещение, 2011
  8. Щипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М.: Владос, 2004





















© 2010-2022