Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка



Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир». Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.
Задачи курса: Образовательная задача - формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира. Развивающая задача - обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования. Воспитывающая задача - решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников. Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.

 готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

 достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

 личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

 формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

 воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:  осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;  обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;  овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);  использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;  расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:  познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);  регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

 коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Изучение курса «Окружающий мир» способствует формированию целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего Я), расширяют представления о психической природе человека(познавательных процессах, отличие от высших животных и др.) В основе построения курса лежат следующие принципы:

  • принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений;
  • педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставления каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты;
  • культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудированного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию;
  • необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задач экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром;
  • принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность спешного обучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы;
  • краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей и т. п.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек - природа - общество»;

  • осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменить себя, понимает важность здорового образа жизни;

Методы и формы обучения предмета: -продуктивные (наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды) - тематические экскурсии; -рассматривание пейзажей; - использование художественной литературы и научно-познавательной книги; - практические методы изучения окружающего мира; - дидактические игры; - проблемные методы.

Содержание тем учебного курса

Содержание

Кол-во часов

1.

Что тебя окружает?

2

2.

Кто ты такой?

12

3.

Кто живет рядом с тобой?

6

4.

Россия - твоя Родина.

12

5.

Мы - жители Земли.

7

6.

Природные сообщества.

22

7.

Природа и человек.

9


Всего:

70







Введение. Что нас окружает (2 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия:

  • «читать» информацию, предс тавленную в виде схемы;

  • сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой (12 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники - органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Универсальные учебные действия:

  • описывать кратко особенности разных органов чувств;

  • сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;

  • анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;

  • различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;

  • характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;

  • реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Кто живет рядом с тобой (6 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на

природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению -правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать»

выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия.

  • составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

  • характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;

  • реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия - твоя Родина (12 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Родной край - частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб - главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист). Города России. Москва - столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург - северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Конституция - главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия - многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне - предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V-IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;

  • различать флаг и герб России. основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;

  • ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

Мы - жители Земли (35 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля - планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы. Животное и растение - живые существа. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных. Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий). Практические работы. Составление режима дня для будней выходных.

Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Универсальные учебные действия:

  • кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);

  • выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;

  • называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;

  • различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;

  • узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);

  • различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;

  • составлять небольшое описание на тему «Лес - сообщество»;

  • моделировать на примере цепи питания жизнь леса;

  • конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;

  • отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;

  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

  • проводить несложные опыты по определению свойств воды;

  • отличать водоем от реки как водного потока;

  • описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);

  • приводить примеры лекарственных растений луга;

  • узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;

  • отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ.

  • приводить примеры культур, выращиваемых на полях.

  • «Читать» информацию, представленную в виде схемы;

  • описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям).

  • Различать плодовые и ягодные культуры;

  • составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;

  • приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;

  • приводить примеры из Красной книги России (своей местности).



Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

- составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

- называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

- различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

- кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);

- называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

- называть царства природы;

- описывать признаки животного и растения как живого существа;

- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

- «читать» информацию, представленную в виде схемы;

- воспроизводить в рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

- ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

- приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебник:

Н.Ф. Виноградова Окружающий мир : 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана - Граф, 2012.

Рабочие тетради:

Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир. Рабочая тетрадь» - М. : Вентана - Граф, 2012.

Методическое обеспечение:

Окружающий мир. 1-2 классы. Методическое пособие - М. : Вентана - Граф, 2011.

















календарно-Тематическое планирование









п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню
подготовленности

учащихся

Вид

контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата

план.


Дата факт.

1

Введение. Что тебя окружает?

Что такое окружающий мир?

1

Комбинированный

Сравнение понятий: «объект природы», «изделие». Анализ стихотворения «Чудо»
Н. Юрковой. Выполнение заданий в рабочей тетради

Уметь сравнивать объекты природы
и объекты, созданные человеком; выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Уточнение понятий «объект природы», «живая - неживая природа», ввести новые термины

02.09

2

Бывают ли чудеса на свете?

1

Комбинированный

Чудеса природы. Чудеса, созданные человеком

Уметь читать и анализировать текст учебника; работать со словом «изобретение»
(напр придумывают предложения)

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

07.09

3

Кто ты такой?

Все мы - люди

1

Комбинированный

Обсуждение статьи учебника. Составление словесного портрета. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Уметь соотносить научный текст с рубрикой «Картинная галерея»; сравнивать портреты: два возраста, две разные судьбы

Текущий

Понятие «физические качества», «организм человека»

09.09

4

Наши помощники - органы чувств. Обоняние

1

Комбинированный

Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради

Углубить знания
об органах чувств. Уметь использовать слово «чувство» как

научный термин и синоним нового слова «ощущение»

Текущий

Понятия: «внешние чувства» - «ощущения»,

обоняние, осязание, зрение, вкус, слух

14.09

5

Наши помощники - органы чувств. Вкус
и осязание

1

Комбинированный

Текущий

16.09

6

Что такое здоровье

Чтобы меньше болеть

1

Комбинированный

Сравнение понятий: «здоровье - болезнь». Обсуждение статьи учебника. Составление режима дня

Задуматься над вопросами: «что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна?».

Уметь различать время по часам; соблюдать режим буднего и выходного дня.

Знать правила подготовки рабочего места к занятиям, правила чтения, письма, чем заниматься в свободное время

Текущий

21.09

7

Режим дня школьника

1

Комбинированный

Обсуждение правил организации труда
и отдыха. игровые ситуации «Как подготовить рабочее место»,
«правильная поза». Выполнение заданий в тетради

Текущий

23.09

8

Физичес

кая культура

Что такое физическая культура

1

Интегриро

ванный

Обсуждение вопроса: «Что такое физическая культура?». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Практический

28.09

9

Закаляться может каждый

1

Комбинированный

Работа с иллюстрациями и текстом учебника. «Сочинялки»: придумать веселую историю про мальчика, который не любит физкультуру

Знать ивыполнять:

- правила безопасного поведения;

- правила сохранения и укрепления здоровья

Текущий

30.09

10

Почему нужно правильно питаться

Что такое правильное питание

1

Комбинированный

Обсуждение вопросов: «зачем человек питается? какую функцию выполняют белки, жиры, углеводы?». Работа
с рисунком-схемой
в учебнике

Обсуждение вопросов: «Почему нужно правильно питаться? Есть ли у питания режим? Какие продукты полезны, а какие вредны?
(Попробовать составить меню завтрака, обеда и ужина.) Как вести себя за столом? Что значит есть правильно? Как себя закаливать? Всегда ли солнце, воздух и вода наши друзья?».

Знать основные правила поведения, сохраняющие здоровье.

Уметь отличать полезное от вредного

Текущий

Режим питания.

Понятия:

«белки, жиры, углеводы»

05.10

11

О витаминах

1

Комбинированный

Обсуждение вопросов: зачем нужны нашему организму витамины, полезен ли сахар? Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника

Дидактическая игра

07.10

12

О правилах питания

1

Комбинированный

Игра «Приглашаем в гости». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника

Текущий

Надгортанник, пищевод, гортань

12.10

13

Почему нужно быть осторож

ным?

Правила дорожного движения

1

Комбинированный

Обсуждение вопросов: «кого называют осторожным человеком?
когда и как нужно проявлять осторожность?»

Знать: основные правила поведения на дороге, знаки дорожного движения: запрещающие, предписывающие, предупреждающие.

Уметь выполнять Правила дорожного движения

Текущий

14.10

14

Чтобы избежать неприятнос

тей

1

Комбинированный

Обсуждение вопросов: «Когда и почему у человека возникают неприятности?». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника

Знать правила поведения с незнакомыми людьми

Текущий

Игра «Мой адрес»

19.10

15

Можно ли изменить себя

Зачем изменять себя

1

Комбинированный

Упражнения - элементы аутотренинга. Обсуждение вопроса: «Почемучка - это хорошо или плохо?»

Знать правила поведения в обществе

Тематический

Аутотренинг

21.10

16

Кто живет рядом
с тобой

Что такое
семья

1

Комбинированный

Обсуждение вопроса «Что такое семья?». Работа с рисунком-схемой. Выполнение заданий «Соображалки» и «Смешинки»

Знать об особенностях семьи как части общества; о правах
и обязанностях, есть ли они у детей; основные правила поведения в семье

Творческая работа (рисунок)

Решение логических задач (с. 68). Объяснение новых слов:

«поколение», «домочадцы»

26.10

17

Домашнее хозяйство

1

Комбинированный

Обязанности в семье. Обсуждение вопроса «Существует ли «женский» и «мужской» труд?». Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой»

Анкетирование

Смысл пословиц: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи», «Долог день до вечера, коли делать нечего»

28.10

18

Семейный досуг

1

Комбинированный

Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время». Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Уметь использовать эти знания для обогащения жизненного опыта

Анкетирование

09.11

19

О правилах поведения

Какие бывают правила

1

Комбинированный

Обсуждение понятия «правила поведения». Составление рассказов про мальчика Васятку «Радость», «Удивление», «Жалость».

Ролевые игры: «Театр», «Библиотека»

Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе,
со сверстниками
и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей.

Текущий

11.11

20

Умеешь ли ты дружить?

Урок-игра. Работа в парах
(с. 48, № 14, рт)

1

Комбинированный

Обсуждение вопроса «правила дружбы». Разыгрывание сценок

Знать основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха.

Уметь использовать эти знания для обогащения жизненного опыта

Текущий

Истории
о детях (чтение)

16.11

21

Умеешь ли ты общаться?

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника. составление памятки «Правила дружбы». Разыгрывание сценок «Узнай по жестам, о чем я говорю»

Творческая работа

Язык мимики и жестов

18.11

22

Россия - твоя Родина

Родина - что это значит?

1

Комбинированный

Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Осознание понятия «Родина»; проявление любви к своему Отечеству взрослыми
и детьми. Интерес
к истории родного края.

Знать название родной страны, ее столицы, региона, своего города.

Текущий

Слова-синонимы: Отчизна - Родина - Отечество

23.11

23

Города России

1

Комбинированный

Как узнать о прошлом города? Знать, сколько лет родному городу. Исторические места и памятники родного города

Уметь использовать знания для поиска дополнительной информации

Текущий

Достопримечательности

25.11

24

День России

1

Комбинированный

Беседа по тексту и иллюстрациям учебника и рабочей тетради

Текущий

Президент России, Государственный праздник

30.11

25

Родной край - частица Родины.

Экскурсия в краеведческий музей

1

Экскурсия

Экскурсия по родному городу (селу)

Текущий

02.12

26

История рассказывает о прошлом

1

Комбинированный

Сравнение слов история и случай. Беседа на тему «Что такое история»

Знать общие исторические сведения из жизни славян; как Русь начиналась

Текущий

07.12

27

Как Русь начиналась

1

Комбинированный

Беседа на тему «Славяне - предки русских людей». Работа с текстом учебника, рубрикой «Картинная галерея»

Уметь на основе репродукции картины
Н. К. Рериха составить представление
о первых поселениях славян

Текущий

«Русская трапеза», «Ремесло»

09.12

28

О труде славян

1

Комбинированный

Чтение и обсуждение текста и иллюстраций учебника. Беседа «Русская трапеза». Занятия славян.

Знать основные положения по теме урока: жизнь, быт, труд, ремесло славян; важное понятие «труд - основа жизни»

Текущий

Пословицы о труде

14.12

29

Первые русские князья

1

Комбинированный

Знакомство с первыми русскими князьями. Работа с текстом учебника, рассказ о князе

Знать о первых русских князьях, их значении в истории нашего государства.

Уметь называть имена князей

16.12

30

Мы - граждане России

1

Комбинированный

Обсуждение прав граждан и прав детей (с использованием рисунков и текста). Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Знать понятие «многонациональный народ России»; что каждый человек должен чтить традиции своего народа, беречь свою национальную культуру

Текущий

21.12

31

Как трудятся россияне

1

Комбинированный

Обсуждение рисунка-схемы (в учебнике). Выполнение заданий в тетради

Знать важное обществоведческое понятие «труд - основа жизни»

Текущий

Пословицы о труде

23.12

32

Все профессии нужны… Урок-встреча сродителями, врачами, работниками ГИБДД

1

Комбинированный

Встреча с родителями учащихся класса. Беседа «Профессии наших родителей»

Знать, как человек выбирает профессию, когда задуматься
о будущей специальности

Текущий

28.12

33

Знаменитые города России

1

Комбинированный

Беседа с использованием иллюстраций «Москва - столица России». Воображаемая ситуация «Если бы я был жителем Санкт-Петербурга». Рассказ учителя «Дом на Мойке»
(с использованием иллюстраций). Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Знать основные положения по теме урока: Москве было 860 лет
(в 2007 г.); как Москва строилась; кто основал город; князь Юрий Долгорукий, князь Иван Калита - в чем их заслуги; внук Ивана Калиты - Дмитрий Донской; достопримечательности Северной столицы России (Петропавловская крепость, Зимний дворец)

Текущий, работа
в тетради

Находить на карте России города и называть их

18.01

34

Твое первое знакомство
со звездами

Солнечная «семья»

1

Комбинированный

Обсуждение вопроса:
«что входит в Солнечную систему?». Сравнение рисунков: планета без жизни и Земля. Выполнение заданий в тетради

Знать: Солнечная система, девять планет; Солнце - источник света, тепла, энергии; знать пословицы
и поговорки о солнце

Текущий, работа
в тетради

Планеты Солнечной системы. Астроном - ученый, изучающий планеты и звезды.
Н. Коперник

20.01

35

Земля - планета Солнечной системы

1

Комбинированный

Обсуждение вопроса:
«чем Земля отличается от других планет?»

Знать: отличие Земли от других планет; небесные тела; Луна - спутник Земли

Текущий

Небесные тела

25.01

36

Глобус - модель Земли

1

Практичес

кий

Знакомство с глобусом - моделью Земли. Выполнение заданий
в тетради

Знать, что глобус - модель Земли

Текущий

27.01

37
38

Царства живой природы

Бактерии. Грибы

2

Комбинированный

Сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии».

Выполнение заданий
в тетради

Знать основные положения по теме урока: четыре царства живой природы; представители каждого царства; основные качества животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилища, воспитывают потомство)

Текущий, работа
в тетради

Сходства
и различия растений, животных, бактерий, грибов. Съедобные и несъедобные грибы

01.02

03.02

39

Какие животные живут
на Земле

1

Комбинированный

Работа с рисунком-схемой в учебнике. Выполнение заданий в тетради

Знать о разнообразии животного мира
на планете Земля, их значение

Текущий, работа
в тетради

08.02

40

Как животные воспринимают мир

1

Комбинированный

Чтение и сравнение текстов. Учебный диалог «Если быстро бегать». Выполнение заданий в тетради

Знать об органах чувств животных, почему у животных некоторые органы чувств отсутствуют, а другие лучше развиты

Текущий, работа
в тетради

10.02

41-
42

Как животные защищаются
и питаются, строят жилища

2

Комбинированный

Работа с иллюстративным материалом учебника. Составление схемы «Жилища животных»

Знать основные положения по теме урока: пищевые цепи; для чего нужны животные; защита от врагов

Текущий

15.02

17.02

43

Животные воспитывают потомство

1

Комбинированный

Работа с рисунком и текстом учебника. Выполнение заданий в тетради

Знать, кто из животных воспитывает свое потомство

Текущий

22.02

44

Жизнь растений

Какие бывают растения

1

Комбинированный

Рассматривание рисунков и анализ текста
в учебнике. Сравнение понятий «дерево - кустарник - травянистое растение»

Знать основные положения по теме урока: растение - живое существо; сходства
и различия с животными

Текущий, творческое задание

Культурные и дикорастущие растения

24.02

45-
46

Органы растения и их значение для его жизни

2

Комбинированный

Выполнение рисунков по теме. Рассматривание частей растений, зарисовка. Анализ текста учебника. Выполнение заданий в тетради

Знать органы растения и их значение для его жизни; основные положения по теме урока: предназначение листьев; какие бывают корни, стебли, листья

Текущий

Простой и сложный лист

29.02

02.03

47

Лес и его обитатели

Что такое лес?

1

Экскурсия

Экскурсия в лес (лесопарк). Сравнение «жителей» разных этажей леса. Создание рисунка-схемы

Знать основные положения по теме урока: лес - многоэтажный дом; ярусы; паспорт дерева; хвойные и лиственные деревья

Текущий

Лес - многоэтажный дом

07.03

48

Как развивается растение

1

Комбинированный

Опыт с семенами бобовых. Наблюдение и фиксирование результатов в схеме

Знать благоприятные условия для развития растения, этапы развития растения

Текущий

09.03

49

Деревья леса

1

Комбинированный

Проектная деятельность «Паспортизация деревьев»

Знать названия деревьев на пришкольном участке

Творческая работа

14.03

50

Кустарники леса

1

Комбинированный

Работа с текстами
и иллюстрациями учебника

Знать названия кустарников на пришкольном участке

Практическая работа

16.03

51

Травянистые растения леса

1

Комбинированный

Работа с гербарием и иллюстративным материалом.

Знать названия травянистых растений на пришкольном уч

Текущий

21.03

52

Лесная аптека

1

Комбинированный

Работа с таблицей «Лесная аптека». Обсуждение вопроса «Как человек использует лес»

Знать основные положения по теме урока: роль человека в жизни леса; когда человек друг, а когда - враг; как лес помогает человеку

Творческая работа

Охрана
леса

23.03

53

Звери леса

1

Комбинированный

Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради

Знать основные положения по теме урока: обитатели леса: кто они; к животным относятся не только звери;

представители всех ярусов и подземелья

Текущий, работа в тетради

Пищевая цепь

04.04

54

Птицы - лесные жители

1

Комбинированный

Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц (звукозапись). Расск по рисункам: птицы леса

Текущий

06.04

55-
56

Ужи - обитатели леса. Насекомые леса

2

Комбинированный

Беседа о змеях. Чтение текста об ужах. Воображаемая ситуация «В некотором царстве, в лесном государстве»

Текущий

11.04

13.04

57

Мы пришли
в лес

1

Комбинированный

Работа в группах «Правила поведения в лесу»

Знать и соблюдать правила поведения в лесу

Текущий

18.04

58

Водоем
и его обитатели

Путешествие капельки

1

Комбинированный

Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы в учебнике. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Знать три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное

Текущий

Круговорот воды в природе. Вода - вещество.

Три состояния воды. Свойства воды

20.04

59

Свойства воды

1

Комбинированный

Практическое наблюдение за свойствами воды. Проведение опытов

Знать, что свойства воды выясняются опытным путем; три состояния воды

Текущий

25.04

60

Рыбы - обитатели водоемов

1

Комбинированный

Жители пресных водоемов. Чтение текста
в учебнике «Поход
на дальнюю речку»

Знать, что вода - источник жизни
на земле

Текущий

Исток - начало реки

27.04

61

Пресный водоем. Обитатели водоемов

1

Комбинированный

Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба - живое существо». Рассматривание рисунков, чтение текста в учебнике

Знать виды водоемов, обитателей водоемов.

Уметь назвать
по 2-3 представителя животного и растительного мира водоемов

Текущий.

Выполнение заданий в тетради

Виды водоемов. Влаголюби

вые и засухоустой

чивые растения

02.05

62

Болото - естественный водоем

1

Комбинированный

Беседа с использованием иллюстративного материала. рассказы детей по рисункам «Животные болот и прудов», выполнение заданий в рабочей тетради. Беседа «Кто такие земноводные», рассматривание рисунка в учебнике. Обсуждение проблемы «Почему природе нужны все?»

Знать основные положения по теме урока: образование болот; обитатели болот; к чему приводит осушение болот; земноводные и их польза; растения болот

Текущий. Работа
в тетради

Земноводные «амфибии»

04.05

63

Луг и его обитатели

Жизнь луга. Его обитатели и растения

1

Экскурсия

Экскурсия на луг. Наблюдение и сравнение сообществ луг и лес. Ответы на вопросы: есть ли на лугу ярусы? Какие растения и животные обитают на лугу и почему? Работа с текстами учебника

Знать основные положения по теме урока: ярусы луга: первый - светолюбивый, второй - менее прихотливый к свету, третий - мхи; значение луга

Текущий

Сенокос. Лекарственные растения

11.05

(за 09.05)

64

Животные
луга

1

Комбинированный

Рассматривание и описание животных луга Сравнение насекомых с другими животными.

Знать, каким животным раздолье на лугу (насекомые или пауки - животные?); луг - украшение Земли

Текущий

11.05

65

Поле и его обитатели

Растения и животные поля

1

Комбинированный

Беседа с использованием иллюстративного материала «Какие бывают поля». Беседа о культурах поля. Работа с рубриками «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое».

Знать отличие луга и поля; что поле - большой огород; несколько растений зерновых культур, овощных, бобовых, масличных, прядильных культур

Текущий, работа
в тетради

Луг и поле. Зерновые культуры; овощные, бобовые, масличные, прядильные культуры

16.05

66

Сад и его обитатели

Растения и животные сада

1

Комбинированный

Беседа о плодовых деревьях. рассматривание иллюстраций в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа с иллюстрациями и текстом учебника

Знать плодовые культуры: семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные

Текущий.

Творческая работа

Животные - защитники сада. черенкование - способ размножения растений

18.05

67

Природа и человек

Будем беречь природу

1

Экскурсия

Беседа «Как человек помогает природе». Красная книга России

Знать, что такое Красная книга; какие растения и животные вашего края занесены в Красную книгу

Текущий

23.05

68

69

Животные - друзья человека

2

Комбинированный

Беседа о пользе животных

Текущий

25.05

25.05

70

Систематиза

ция знаний.

1

Итоговый

30.05


42


© 2010-2022