Технологическая карта урока по литературному чтению на тему И. А. Бунин

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта по литературному чтению в 3 «Б» классе


Учитель: Сигаева Лилия Сергеевна

Класс: 3б

Предметная область: филология ( литературное чтение)

Тема: И.А. Бунин «Листопад»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Цель: наблюдение за эмоциональной окрашенностью лирического произведения; использование различных приемов выразительного чтения; повторение знаний о сравнении и рифме.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

Личностные:

  • Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;

Метапредметные:

  • Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, деятельностный, репродуктивный, словесный.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Ресурсы: учебник Э.Э.Кац. Литературное чтение.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

1.Организационный момент. Проверка домашнего задания

Здравствуйте ребята, меня зовут Лилия Сергеевна, урок литературного чтения проведу у вас я.

И сначала проверим ваше домашнее задание. 1)Какие отрывки вам больше всего понравились, расскажите.

2)Когда происходят события в рассказе Паустовского «Барсучий нос»?

- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк, с одним из поэтов мы познакомимся сегодня. Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы






Регулятивные

2.Актуализация знаний.





































2.1. Работа над стихотворением «Листопад»




2.2 Беседа по содержанию прочитанного

Послушайте стихотворение и подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад».

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в бедной дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди хлеба, цветов, трав, в глубочайшей полевой тишине. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи - восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Сейчас мы прослушаем это стихотворение, а вы в это время закроете глаза и нарисуете картину в своем воображении, затем поделитесь со всеми.

- Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?

- Подберите слова из словаря настроения.

- Какое настроение выражено автором?

- Чем восхищается автор?


Слушают, запоминают новую информацию










Отвечают на вопросы






Регулятивные

Познавательные

3. Закрепление нового материала



























3.1 Работа над содержанием стихотворения

Словарная работа.

Найдите объяснение слову терем, багряный, сноска в учебнике внизу.

Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли багр

от этого возникли названия багровый и багряный.

Багряный - чистый, яркий алый цвет

И еще в стихотворении присутствуют дополнительные слова:

Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.

Завороженный - от слова ворожить ( колдовать)

Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса

- Прочитайте про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.

- Подумайте: где вы будете читать быстро, где медленно, громко, тихо, где делать паузы.

- Какие сравнения вы заметили в этом стихотворении?

е) Чтение по частям вслух.

- Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

- А почему лес расписной? Кто его расписывал?

- С чем сравнивает поэт лес? (с теремом) Найдите и зачитайте этот отрывок.

- Что такое терем? Кто жил раньше в теремах? Чем терем отличается от простой избы?

- Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.

- Какой прием используется?

- С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте

- Что говорит о ёлочках? Зачитайте

- Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)

- Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)

- Почему Бунин говорит «оконца», а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)

- Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

- Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста

- Почему слово "Осень" поэт пишет с большой буквы?

- Как называется такое изображение осени?

- Какой приём автор использует (Олицетворение)


Регулятивные

Познавательные Коммуникативные 4. Физкультминутка.

«Дождик»

Дождик осенний из туч моросит,

(броски расслабленными кистями рук)

Дерево сбросив листочки стоит

(руки вверх, пальцы направлены вверх (ветви деревьев))

Ветер осенний ветви качает

(плавно покачивают руками)

Листья под деревом ветер гоняет.

(присаживаются и «ворошат листья» под деревом, имитируя их шелест: «ш-ш-ш-ш..»)




Познавательные Коммуникативные: Регулятивные

5. Работа над содержанием стихотворения








5.1 Работа в парах: поиск выразительных средств языка

II часть

А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.



А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:
"молчанье" - ч ;
"вышине" - ш ;
"можно" - ж ;
"тишине" - ш ;
"расслышать" - ш ;
"шуршанье" - ш .

- Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

- Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

- Этот приём называется звукопись.

- Для чего Бунин описал звуки и леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)

- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово "сегодня"? Что хотел сказать Бунин своим читателям?

Перечитайте первое и последнее четверостишия. Что изменилось в настроении леса?

- Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности.

(Олицетворения, сравнения, эпитеты)

I ряд - находит и подчёркивает сравнения

II ряд - олицетворения

Проверка

- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:
"Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть, из серебра".

- Мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:
"И точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом".

- День солнечный, яркий:
"Сегодня так тепло кругом"…

Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

- А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:
"Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье".











Личностные

6. Подведение итогов

С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Вывод: Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь в лесу?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение 1часть, 2 часть или полностью, по выбору.



© 2010-2022