- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок на тему Буква ь и ее особенности
Урок на тему Буква ь и ее особенности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Логачева Г.В. |
Дата | 15.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Буква ь (мягкий знак) и её особенности»
Предмет: литературное чтение, русский язык (обучение грамоте) «Начальная школа ХХI века» авторы: Л.Е Журова, А.О. Евдокимова,М.И. Кузнецова
Класс: 1
Автор: Логачёва Г.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Александров Гай Саратовской области
2012-2013 учебный год
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет литературное чтение, русский язык (обучение грамоте) «Начальная школа ХХI века» Класс 1 «А» Тип урока урок открытия нового знания
Технология построения урока проблемно-диалогическая
Тема урока Буква ь (мягкий знак) и её особенности Цель урока создание условий для овладения обучающимися знаниями о букве ь (мягкий знак); для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования чувства прекрасного, привитие любви к природе, заботе о ней Основные термины, понятия звук, буква, звуко-буквенный анализ слова, орфограмма ("опасное место"), лексическое значение слова, предложение
Планируемый результат
Предметные умения Правописные умения: - каллиграфически правильно писать букву ь; - каллиграфически правильно писать сочетания, слова с буквой ь; -правильно списывать слова и предложения, - уметь проверять написанное, сравнивая с образцом. Учебно-языковые умения: - проводить звуко-буквенный анализ слова; - видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить - уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. Речевые умения: - правильно называть буквы русского алфавита. - составлять слова из букв - составлять предложение из слов; - объяснять лексическое значение слова.
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения - уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция:
Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова «Букварь» М.М. Безруких, М.И. Кузнецова «Прописи №3»
Технические средства обучения:
Компьютер.
Экранно-звуковые пособия:
презентация в Power Point «Буква ь».
Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Слайды,
видеофрагмент
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный
Метапредметные (УУД)
регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Видеозапись (слышны звуки пения птиц, показ леса) - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок обучения грамоте, на котором вы продолжите раскрывать секреты русского языка. - Ноги на месте, Руки на месте, Локти у края, Спина прямая. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте Всё ли в порядке? Книга, ручка и тетрадки? Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте «Букварь», «Пропись», пенал. - Почему это важно? Выскажите свои мысли - Ребята, подумайте, где мы можем это слышать? - Какое настроение у вас вызывают эти звуки? - Я рада, что у вас хорошее настроение, надеюсь, что до конца урока оно останется таким же хорошим. - Мы совершим прогулку по лесу. - А сколько листьев на земле в лесу, а листья не простые, все с заданиями.
Обучающиеся проверяют школьные принадлежности.
Дети: Чтобы не терять времени во время работы. Быстро находить нужный материал.
Дети: В лесу
Дети: Радостное, чувство удовлетворения
Актуализация опорных знаний
Предметные: - правильно называть буквы русского алфавита; - правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; - составлять слова из букв.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;
а
р
е
о
ш
л
т
у
к
ж
с
ы
е
м
н
и
в
г
Можете ли вы назвать буквы, изображенные на экране? Почему на данный момент вы уже можете их назвать? Назовите буквы. Учителем обращается внимание на правильность названия буквы.
- Как вы думаете, возможно ли их разделить на две группы? По какому признаку? - Назовите группу гласных букв.
Индивидуальная работа: 3 человека у доски, остальные - с учителем. Чтобы книги нам читать, Надо буквы повторять. Буквы сделала рука, А увидят глазки. Чтоб потом мы без труда Прочитали сказки. 3 ученика (индивидуальное задание) 1) Запишите слово по картинке (медведь) 2) Составьте схему слова (картинка - олень) 3) Запиши письменными буквами пословицу «Своя земля и в горсти мила» - Возможно ли гласные буквы разделить на две группы? По какому признаку? - Какие бы еще гласные буквы вы добавили к е,ё? Докажите, почему.
- А вот какое описание одного предмета составила я: имеет форму шара, может быть желтого или зеленого цвета.
Дети: Да.
Дети: Потому что мы их уже изучили
Дети: На - гласные/согласные; - гласные - смягчающие согласный звук; не смягчающие; - гласные - обозначающие один звук/обозначающие два звука; - согласные - глухие/звонкие
Дети: Гласные буквы на плакате обозначены бардовым цветом, а согласные - светло-коричневым.
Дети: Буквы, обозначающие один гласный звук и два звука
Дети: Буквы я, ю
- Потому что эти буквы обозначают два звука.
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Показ слайдов: медведь, олень
«Своя земля и в горсти мила»
- Назовите буквы, обозначающие согласные звуки. - Выскажите предположение, возможно ли их разделить на две группы? По какому признаку? Докажите.
- Как можно проверить свои предположения при помощи схем?
- Опишите признаки этого предмета.
Проверка индивидуальной работы. - Как показали, что в слове «медведь» звук [дۥ] - мягкий?
Анализ схемы слова «олень» [алۥэнۥ]. - Чем эти слова различаются в своем буквенном составе; объясните, почему количество звуков в этих словах одинаковое, а количество звуков разное.
- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? Проверка третьего задания Прочитайте пословицу, объясните ее смысл. (из индивидуальной работы) - Как называется наша страна? - Как называли ее в старину?
Дети: Согласные буквы, обозначающие глухой согласный звук и звонкий согласный звук.
Дети: Различие схем согласных букв, обозначающих глухой и звонкий согласный звук
Дети: Поставили мягкий знак.
Дети: Звуков меньше, чем букв, ак как мягкий знак не обозначает звука.
Дети: На что указывает мягкий знак в слове.
Дети: Свои родные места и земля - самое дорогое у человека. Это зовется Родиной. Дети: Россия. Дети: Русь.
Постановка учебной проблемы
Предметные: - производить звуко-буквенный анализ слова; - составлять звуковую схему слова.
Метапредметные (УУД)
познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные: - высказывать свое предположение;
коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли.
Р У С Ь
- Я вам предлагаю произвести звуко-буквенный анализ слова Русь, одновременно составляя схему слова. - Какие инструменты вам понадобятся для того, чтобы начертить схему слова?
-Обозначьте каждый звук буквой. (1 ученик на обратной стороне доски, затем проводится самопроверка)
- Как вы обозначите звук [ л] ?
- С какой буквы напишем это слово? - Почему?
Дети: Определенные цветные квадраты
Обучающиеся раскрашивают квадраты определенными цветами, в зависимости от характеристики звука: красный цвет - гласный звук, синий цвет - твердый согласный звук, зеленый цвет - мягкий согласный звук.
Дети: С заглавной. Дети: Название страны.
Формулирование проблемы, планирование
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Метапредметные(УУД)
регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.
- Вы сегодня знакомитесь с новой буквой. - Что вы уже знаете об этой букве?
- Что еще необходимо узнать? Сформулируйте учебные задачи. - По какому плану будете работать?
- Для чего все это вам нужно знать?
Предположения, высказанные обучающимися, фиксируются учителем.
Дети: Как буква называется.
Дети: Какие звуки обозначает эта буква.
Дети: Как правильно называется, читается. Дети: Как правильно пишется. Дети: Как правильно соединяется с другими буквами. Дети: В каких словах встречается.
Открытие нового знания
Предметные: - уметь определять, обозначает ли звуки буква ь; - уметь определять функцию буквы ь в словах русского языка; - учиться выяснять значение новых слов; - овладевать умением прогнозировать содержание текста по его опорным словам.
1 этап. Выдвижение гипотезы. - Какие у вас есть предположения, мысли? - Как вы думаете, с какой учебной задачи необходимо начать свою работу?
- У вас появилась мысль о том, что буква ь звука не обозначает. - Вы согласны в этой мыслью? - А можно ли согласиться, не проверив?
Дети: Какие звуки обозначает буква мягкий знак.
Дети: Буква мягкий знак звука не обозначает.
- овладевать умением правильного написания буквы ь, соединением данной буквы с другими;
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд
Я исследую слово…
-
Произнеси или прочитай слово
-
Составь или выбери его звуковую схему.
-
Посчитай количество звуков и букв.
-
Сделай вывод.
Слайд
Слайд
цель щель пень тень день деньки
Индивидуальная работа
- Как вы думаете, чтобы добиться верного результата, надо ли соблюдать план работы? Почему? - Предлагаю вам понаблюдать за словом по следующему плану.
- Надо ли вам видеть этапы работы над словом? Почему?
2 этап. Формулирование правила.
- Посчитайте количество звуков и букв в выбранных вами словах.
- Как вы думаете, почему букв получилось больше, чем звуков?
- Для чего же в русском языке нужна буква ь?
Физкультминутка: Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась. Два - изящно потянулвсь. Три - нагнулась и присела. На четыре - улетела!
3 этап. Первичное закрепление. -На какую учебную задачу вы сейчас нашли ответ? - Но вы поставили перед собой еще одну задачу: научиться читать сочетания, слова с буквой ь. -Кто уже умеет правильно читать слова с буквой ь?
- Что поможет остальным ребятам правильно научиться читать слова с буквой ь?
Чтение стихотворения Г. Сатира «Из лесов пришел олень» Сравнить слова, на что указывает буква «ь», как читаются согласные звуки, если после него ставится буква «ь»
- А теперь догадайтесь, что нужно сделать. - Прочитайте данные слова. Объясните значение каждого слова.
-Наша страна огромна. Она богата своими лесами и животными, которые в них обитают. Можно ли еще кого встретить в лесу?
- Прочитайте текст и проверьте свои предположения.
- Что вы узнали из первой части текста?
- Что узнали из второй части?
- Что узнали из третьей части?
-Посмотрите на иллюстрацию в «Букваре» («Букварь», стр 144) - Как заботятся мать и отец?.
- Вы задумались, почему так назвали текст? - С кем можно сравнить этих птиц?
- На какие из поставленных учебных задач вам уже удалось найти ответ?
- Над какой учебной задачей предложили бы поработать сейчас?
- Кто из вас уже умеет писать букву ь?
- Уверены, что правильно? - Можете ли вы высказать свои предположения о ее правильном письме?
- Где на странице "Прописи" вы получите информацию о правильном написании буквы ь?
Написание буквы ь, сочетаний, слов с буквой ь.
- Сравните написание этих слов. Что заметили? цель щель пень тень день деньки - Почему одно слово написано с буквой ь, а другое без нее? Каково их значение? - По какой книге вы можете проверить правильность объяснения значения слова? - Как будете пользоваться словарем? Работа в парах Работа со словарем - Влияет ли буква ь на значение слова?
- Какую учебную задачу отрабатывали сейчас?
Дети: Гусь, конь, лось (придумывают слова для исследования)
Дети: Буква ь звука не обозначает
Дети: Для смягчения согласного звука
-Дети:Какие звуки обозначает буква ь.
Дети: «Букварь»
Работа по «Букварю» с. 142 Дети: Согласный звук читается мягко, если после него стоит буква «ь».
Работа по «букварю» с. 143.
Обучающиеся высказывают свои предположения
Дети: Насекомых, птиц.
Букварь" с. 144 - чтение текста. Г. Юдин «Отец и мать». Чтение текста по частям вслух хорошо читающими обучающимися.
Дети: Птицы готовятся к появлению птенцов.
Дети: Птенцы вырастают. Забота родителей.
Дети: Выросли птенцы и полетели из гнезда.
Дети: Беспокоятся, суетятся, трудятся, нежно.
Дети: Как и люди вырастают у своих родителей, взрослеют и у каждого своя дорога.
Дети: На что указывает «Ь» в слове.
Дети: Научиться правильно писать букву «ь»
Обучающиеся высказывают свои предположения. Работа в "Прописи"№3, с.50.
Дети: Из синей рамочки, в которой записана буква ь. Стрелками показано правильное направление движения руки при написании буквы ь.
Обучающиеся отмечают различие в написании этих слов в последней букве.
Дети: На первой строке буквы ц - щ; на второй - п - т.
Дети: Имеют разное значение.
Дети: По словарю.
Дети: Обучающиеся доказывают, что буква ь влияет на лексическое значение слова.
Дети: Учились правильно писать букву ь, сочетания, слова с данной буквой
Применение нового знания
Предметные: - правильно записывать слова, предложения, текст; - проверять написанное, сравнивая с образцом; - находить букву ь в слове; - определять количество звуков в слове, в котором есть буква ь.
Метапредметные (УУД)
регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные: - осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Слайд «Дождливая Осень Выполнение разноуровневых заданий.
1 уровень Переставить буквы так, чтобы получились слова. Слова записать. Подчеркнуть букву ь. сугь леьн епнь
2 уровень Составить предложение из слов. Записать его. Записать цифрой, сколько звуков в слове день. Весь лил дождь день.
3 уровень Составить текст из предложений. Записать его. Подчеркнуть слово, где звуков меньше, чем букв. Весь день лил дождь. Птицы улетели на юг. Наступила осень.
- Прогулка по лесу подходит к концу. Да и погода дождливая, пора возвращаться. Давайте ответим на вопрос
Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом: синий - самый легкий уровень, зеленый - уровень средней степени сложности, красный - самый сложный уровень. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который по его мнению соответствует степени освоения им учебного материала уроке знаний, и выполняет его. После выполнения задания - самопроверка. Сверяет написанное с образцом.
Рефлексия учебной деятельности
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
не понял
понял и могу Я понял научить на ?
понял - Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти ответ? Проверьте себя. Работа в парах
- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний. Дети: Как буква называется. Какие звуки обозначает эта буква. Как правильно пишется.
Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.
Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале.