Конспект урока по русской грамоте в 1 классе: Слово делится на слоги. Перенос слова

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Перенос слов". Урок в 1-м классе

Цель:

  1. Ознакомить учащихся с правилами переноса слов, учить проводить исследование;

  2. Развивать умения видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова с изученными орфограммами;

  3. Закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки;

  4. Воспитывать чувство взаимопомощи, любви к родному языку, природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке
Книги, ручки и тетрадки?

II. Чистописание.

Я тетрадочку возьму
И как надо положу
Я, друзья, от Вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!

1. Работа в тетрадях.

-Рассмотрите рисунок в тетр.

-Куда спешит улитка? Кто её там ждёт?

-Какие буквы живут в этом домике? (ъ, ь, ы)

-Сегодня мы с вами поможем улитке добраться до домика. Расчистить дорожку мы сможем, выполняя различные задания.

-Нарисуем улитку на строчке.

(Показ на доске: сначала е- образные рожки, затем туловище и «домик»)

(Показ улитки на компьютере)

-Осенью, особенно в сырую погоду, на огородах и в лесу можно найти множество улиток-слизней. Называются они так, потому что часто оставляют свои следы в виде тонкой плёнки - застывшей слизи. Глаза улитки могут отличать только свет от тьмы. Свою пищу, улитки находят по запаху. Запахи они могут улавливать за 1-2 метра. Носа у улиток нет, но у них есть рожки - щупальца, их даже две пары. Нижней парой они ощупывают поверхность во время движения. Верхняя пара рожек - зрение и обоняние. Это и есть главные органы чувств улиток.

- Подчеркните самую красивую улитку, которую вы написали

2. Роль твёрдого и мягкого знаков.

-Какие буквы написаны на следующей строчке? (ь, ъ, ы)

-Обратите внимание на одинаковые элементы написания этих букв, на соединения с этими буквами.

(Ученики проговаривают написания букв и прописывают по образцу).

Он очень вежлив Мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить.

А Твёрдый знак отличается молчаливостью и твёрдостью. Там где он появляется, слышится чёткость.

3. Прочитайте слова и скажите, какую роль выполняют Буквы Ъ и Ь?

Моль; платье; съел; объявил; рыбы.(б.=зв.)

-Назовите односложные, двусложные, трёхсложные слова?

- В каких словах звуков и букв поровну?

- Запишите слова, подчеркните ь и ъ знаки

III. Словарная работа .

-Итак, улитка добралась до яблоневого сада, но пройти через него можно, если соберём урожай.

-Перед вами необычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и волшебные с буквами.

Сорвать эти яблоки сможет только тот, кто подберёт для каждого из них подходящее слово.

На доске:

Конспект урока по русской грамоте в 1 классе : Слово делится на слоги. Перенос слова

Ученики подбирают для каждого слова яблоко, снимают их и прикрепляют на месте пропусков.

-Напишите слова, поставьте ударение, подчеркните буквы, сорванные с яблони.

-Какое слово лишнее?

IV. Постановка проблемного вопроса.

Сообщение темы.

Я сейчас расскажу,

Как слова переношу:

Зима - зи - ма,

Пожар - по - жар,

Коза - ко - за,

Комар - ко - мар.

Здесь порядок очень строгий,

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

- А теперь попробуйте сами разделить слова для переноса: лиса

петушок

трава

парта

цветок

- Как вы считаете, этих знаний достаточно, чтобы правильно переносить слова?

- Над какой темой, мы будем сегодня работать?

IV. Постановка учебной задачи.

В русском языке много разных "тайн", в том числе и о случаях переноса. Поэтому эпиграфом нашего урока я предлагаю взять слова: "Всё тайное становится явным".

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

Сегодня на уроке наша задача - раскрыть "тайны" случаев переноса слов с одной строки на другую. Я ставлю четыре знака вопроса.

Доска: Конспект урока по русской грамоте в 1 классе : Слово делится на слоги. Перенос слова

-Как вы думаете, а существуют ли правила переноса слов? Что бы вы предложили?

-Итак, ваша задача определить правила переноса слов.

V. Ознакомление с новым материалом.

1. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов.

Задача: сформулировать и озвучить правила переноса слов.

I группа

IIгруппа

III группа

IVгруппа

V группа

Ре-бя-та;

Пас-тух;

Сол-ныш-ко.

Вывод: Слова переносятся по слогам.

Май-ка;

Зай-ка;

Вой-на.

Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге.

Боль-шой;

Буль-он;

Отъ-езд.

Вывод: Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.

Кас-са;

Ван-на;

Мас-са.

Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяются переносом.

Ася-яма;

Ава-рия;

Яго-да.

Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

-Улитке осталось перебраться через луг, поможем ей.

2. Работа на доске под руководством учителя.

- Запишите предложение:

Бродит стадо по лугам.

- Разделите слова на слоги.

3. Заучивание правила.

Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.

4. Чтение правила в учебнике. (уз.с. 21)

1. Послушайте стихотворение А. Шибаева "Как я перенёс слова".

Едва

Укол

Опять

я перенёс

я перенёс

я перенёс

е - два

у - кол

о - пять

и получил

и получил

теперь наверно,

за это "2".

За это "1".

будет "5".

- Как вы думаете мальчик прав? Почему?

* Запишите это слово в тетради, разделите его на слоги

- Можно ли это слово разделить для переноса? Почему?

- Какой сделаем вывод?

Конспект урока по русской грамоте в 1 классе : Слово делится на слоги. Перенос слова

Вот раскрыли одну "тайну" переноса слов

- В чём она заключается?

* Приведи свои примеры.

VI. Физминутка.

Учитель называет слова. Если слово можно перенести, поднимайте руки вверх, если нельзя перенести, то приседайте.

Лось, бусы, яма, сани, малина, Аня, весна.

У нас остались ещё три "тайных" вопроса, на которые нужно ответить. На один из этих вопросов нам поможет ответить Буратино.

Буратино. Здравствуйте, ребята! Вчера Мальвина дала мне домашнее задание: разделить слова для переноса, что может быть проще. Я сделал так:

маль - чик

кон - ьки

силь - ный

пал - ьто

- Как вы думаете в каких словах Буратино допустил ошибки при переносе?

- Какой вывод сделаем?

* Запишем слова, которые Буратино перенёс неверно, и правильно разделим их для переноса.

(На доске: ? конь - ки)

- Как нужно переносить слова с Ь ?

* Приведите свои примеры.

- Какое слово, написанное Буратино "лишнее"? Почему?

Ещё одну "тайну" нам помогут раскрыть Знайка и Незнайка.

Сценка.

Знайка. Отвечай - ка мне Незнайка,

Как со строки на строку

Их перенести могу?

(Незнайка мелом на доске разделяет слова для переноса: за - йка, ча - йка, ле - йка,

ма - йка)

Знайка. Эх, не зря же ты Не - знайка!

Переносится: только

зай - ка

чай - ка

лей - ка

май - ка.

Не позорь себя Не - знай - ка.

А запомни: чай - ка, зай - ка.

- Ребята, вы поняли, как нужно переносить слова с буквой Й в середине слова?

(На доске ? зай - ка)

* Запиши два слова и правильно раздели их для переноса.

* Приведи свои примеры.

У нас осталась последняя тайна. Посмотрите на доску, прочитайте слова. Что в них общего?

- Как эти слова можно разделить для переноса?

Доска. Ванна Касса Аллея Жужжать

- Какое слово "лишнее"?

- Запишите слова в тетрадь разделив его для переноса.

- Какой вывод сделаем?

VII. Первичное закрепление.

Выполнение упражнения Уз. С … (по заданию).

VI. Закрепление пройденного.

1. Упражнение в делении слов для переноса.

Выполняется на доске и в тетрадях с объяснением:

Огонь, подъ-ём, конь-ки, змея, лей-ка, мас-са.

- Разделите эти слова для переноса.

VII. Итог урока.

- Ну, вот и добралась улитка до домика, молодцы вы хорошо потрудились.

Примечание: на каждом этапе, после выполнения задания улитка перемещается по дорожке в сторону домика.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

- Какие "тайны" переноса слов мы раскрыли?

* Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

Если вы считаете, что усвоили тему на "отлично", покажите улыбающегося человечка.

Если где - то в чём - то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

Дома расскажите, о чём узнали на уроке.



1. Работа в группах.

Задача: сформулировать и озвучить правила переноса слов.

I группа

IIгруппа

III группа

IVгруппа

V группа

Ре-бя-та;

Пас-тух;

Сол-ныш-ко.

Вывод: Слова переносятся по слогам.

Май-ка;

Зай-ка;

Вой-на.

Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге.

Боль-шой;

Буль-он;

Отъ-езд.

Вывод: Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.

Кас-са;

Ван-на;

Мас-са.

Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяются переносом.

Ася-яма;

Ава-рия;

Яго-да.

Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

1. Работа в группах.

Задача: сформулировать и озвучить правила переноса слов.

I группа

IIгруппа

III группа

IVгруппа

V группа

Ре-бя-та;

Пас-тух;

Сол-ныш-ко.

Вывод: Слова переносятся по слогам.

Май-ка;

Зай-ка;

Вой-на.

Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге.

Боль-шой;

Буль-он;

Отъ-езд.

Вывод: Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.

Кас-са;

Ван-на;

Мас-са.

Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяются переносом.

Ася-яма;

Ава-рия;

Яго-да.

Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.



© 2010-2022