Урок по экологии «Роль экологических сказок в экологическом воспитании младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Российской Федерации

Комитет по вопросам образования администрации г. Березники

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 28









Роль экологических сказок в


экологическом воспитании младших школьников




Работу выполнила: Пестова Галина Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №28,

1 квалификационной категории












г. Березники, 2013




Содержание



  1. Введение…………………………………………………………………………..2

1.1. Актуальность проблемы………………………………………………………….2

1.2. Цели и задачи работы…………………………………………………………….2

  1. Методы и формы экологического воспитания………………………………2 - 5

2.1 Экологическая сказка «Дракон в железных латах»…………………………..5 - 8 3. Заключение…………………………………………………………………………..8 4. Список литературы…………………………………………………………………8 5. Приложения…………………………………………………………………….9 - 13






1. Введение


Экологическое воспитание - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов. 2013 год - это год окружающей среды. И это не случайно. Человек - часть природы и не может существовать без неё. Однако в последнее время он стал очень неразумно относиться к природе - своему дому. Огромное количество вредных промышленных отходов вызывает сильное загрязнение воздуха, воды, почвы, гибель многих растений и животных, распространение различных заболеваний у людей и животных. Тем более что если мы возьмем наш город, то экологическая обстановка в нашем городе оставляет быть лучше.

1.1. Актуальность проблемы


Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Проанализировав, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.

1.2. Цель работы Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии. В данной работе решаются следующие задачи:

  • расширение экологических представлений школьников, формируемых во внеурочной деятельности;
  • практическая деятельность учащихся по изучению окружающей среды.

  1. Методы и формы экологического воспитания


В своей работе я использую педагогические методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, исследовательский. А еще и специальные: 1. Метод художественной репрезентации природных объектов заключается в актуализации образов мира природы средствами искусства. 2. Метод экологической идентификации заключается в педагогической актуализации постановки личностью себя на место того или иного природного объекта, в обстоятельства в которых он находиться. 3. Метод экологической эмпатии заключается в педагогической актуализации сопереживания личностью того или иного природного объекта.. 4. Метод экологической рефлексии заключается в педагогической актуализации анализа личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы. 5. Метод экологических экспектаций заключается в педагогической актуализации эмоционально насыщенных ожиданий будущих контактов личности с миром природы. 6. Метод экологической заботы заключается в педагогической актуализации экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействия благу природных объектов. Формы работы - это:

  • Экскурсии;
Экскурсия - форма организации учебно-воспитательного процесса, которая предусматривает проведение наблюдений в естественно или искусственно созданных условиях с целью развития познавательной активности младшего школьника. Экскурсии проводятся в лес, парк, сквер, луг, на водоём, поле, зоопарк, музей. Например: Путешествие в осень. Разведка осенних примет. Звери наших лесов (городской музей). Письма на снегу. Экскурсия в краеведческую библиотеку, «Идет красавица весна, идет и будит всех от сна».
  • Экологические конкурсы, викторины, праздники, игры;
Игровая форма обучения знакома детям еще с детского сада, когда развивающие игры и конкурсы позволяют более успешно запоминать информацию. Так, экологические викторины, конкурсы для младших школьников дает возможность в более доступной форме получить новые знания об окружающей обстановке. Например: Экологическая игра «Что? Где? Когда?», игра «Мы друзья природы» (правила друзей природы), своя игра «4 царства», игра «Цветочные дорожки», конкурс на лучшую экологическую листовку «Наш дом - планета Земля»
  • Экологические газеты;
Дети группой изготовляют (вырезают или приклеивают) экологические газеты.

Например: Редкие животные, заповеди юных экологов.

  • Экологические акции, проекты;
Акция - это ряд действий, актов, предпринимаемых для достижения какой-либо цели. Цель всех экологических акций важна и благородна: сохранить живую природу, приумножить весьма оскудевшие зеленые насаждения, особенно в крупных городах, заставить всех землян задуматься о грозящей катастрофе, пагубности подрыва разумного равновесия между производственно-экономической деятельностью человека и биосферой. Дни акций дают повод и для того, чтобы учитель вместе со школьниками занялся сбором экологической информации по своему городу, подготовкой рефератов на природоохранные темы. Например: Животные в истории моей семьи, эко-проект «С новосельем птицы!», акция «Комнатные растения», эко-проект «Вот он хлебушко душистый», операция «Помогите птицам зимой», развешивание и изготовление кормушек
  • Правиловедческие занятия;
Например: Лучше вдыхать аромат розы, чем аромат никотина, красная книга - сигнал тревоги, мы выбираем здоровье,
  • Экологические сказки.
Именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. К тому же экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе. Вот почему мне больше всего нравиться проводить и ставить с ребятами экологические сказки. Представляю экологическую сказку «Дракон в железных латах», которая затрагивает проблемы окружающей среды города Березники В городе очень плохая экология. В числе проблем - загрязнение атмосферного воздуха, в частности, содержание в нем загрязняющих веществ выше предельно допустимых концентраций в результате увеличения выработки продукции и роста потребления топлива. Другая проблема - состояние реки Камы и других, водных объектов, страдающих в результате превышения промышленными предприятиями установленных нормативов сброса загрязняющих веществ Поэтому теме экологии мы сейчас уделяем очень серьезное внимание.

3. Разработка внеклассного занятия по экологии.


Тема занятия: Экологическая сказка «Дракон в железных латах» Цель: познакомить с экологическими проблемами города Березники; формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных) в предметной области «Экология»; Оборудование: фонограмма взбадривающей музыки, макет дома, завода, костюмы для героев сказки. Ход занятия: Звучит взбадриваюшая музыка, выпрыгивают две лягушки.

Лягушка № 1: Лягушки проснулись в зеленой постели, Лягущка № 2: На солнце взглянули и хором запели: Вместе: Квакая хорошая нынче погода, Еще не бывало синей небосвода! Квакая высокая нынче трава, Квак много ромашек повсюду - кваква! Учитель: Услышав лягушек, поющих у речки, Нахмурился дед, что сидел на крылечке. Он тихо вздохнул и подумал: «Ну вот! Лягушки поют - значит, дождик пойдет!» Начинается дождь (дети имитируют звуки дождя). Вдруг дед замечает изменения на своей одежде. Дед: Что же это такое - глазам своим не верю - рубаха - то была новенькая, вся расшита золотыми цветами да птицами, а тут стала старой и как решето: вся в мелких дырочках. Вот это дождик. Без волос останешься! Что же это твориться! Кто же это хулиганит! На шум и возгласы деда выходят два сына: добрый сын Иван и нагловатый Колян. Колян: Ты чего шумишь батяня! С утра спать не даешь! Иван: Что случилось батенька? Дед: Случилось, ой случилось! Вот рубаха - то как решето стала. А все дождь! Колян: И из - за этого весь сыр бор? На тебе пачку денег (дает деньги). Здесь на три рубашки и один костюм тройку! Иван: Постой! Ты говоришь, дождь. Да что же это за дождь такой. Дед: Вот и я думаю, не простой это дождь, а волшебный. Уж не Чудо ли юдо заморское хулиганит, или дракон многоголовый напускает злые чары? Старик пытается направить сыновей набраться уму - разуму. Колян: Цыц! Я сказал быть по - моему! Отправляйтесь в путь дорожку набирайтесь уму разуму. Разузнайте, что за волшебный едкий дождь. А вернетесь, решу, кому свое наследство передать. Иван: Как батюшка решит, так и будет! Отправляются братья в дорогу. Приходят на поляну, располагаются. Иван засыпает Колян: А я поем! Что это мы тут по дороге насобирали? На поляне появляется ежик. Еж: Здравствуй, Колюшка! Что ты кушаешь? Колян: Грыбы….. Еж: Ой. Грибы я тоже люблю! Колян: Я сказал, грыбы отседова! Еж: А где ты их собрал? Колян: Вон там у «Ависмы». Они такие ровненькие, ладненькие. Еж: Не ешь их, Колюшка, беда будет. Колян: Ага, я их выброшу, а ты тут как тут, заберешь и был таков. Колян съедает грибы и ему становиться плохо Еж: Говорил я тебе, говорил. И так средняя продолжительность жизни человека в нашем городе 57 лет, а ты ее еще укорачиваешь. Колян: Ох, озяб я, озяб. Ага, спички, коробок - получился костерок. Колян разжигает костер (разбрасывает красные лоскутки), искры разлетаются, начинается пожар. Еж: Говорил я тебе, говорил - беду накличешь, а беда не приходит одна. На поляне появляются животные: лягушка, ворона. Они будят Ивана. Тот справляется с огнем. Иван: Это проделки Чуда - Юда, сгубить нас решил, огнем спалить, рубаха -то на мне чуть не сгорела. Звери шепчут про Коляна. Иван: Так ты с Чудом Юдом заодно! Колян оправдывается, просит прощения у животных и у Ивана, обещает исправиться. Колян: Ох! Нелегкая это работа - спасать животных из пожара! Иван: Но нужная, согласись Колян. Колян: Да я бы сейчас искупался. А вон и речка. Иван приглашает животных с собой. Все идут к речке. Только пытаются воити в воду, появляется щука. Щука: Не купайтесь в реке, братцы молодцы, не пейте ее воды, худо будет. Колян: А что это за речка - то? Щука: Да Кама! Иван: Неужто так опасно? Шука: Сброс стоков в течении нескольких лет, практически без чистки, привел к сильному загрязнению речной воды. На дне реки - многолетние отложении тяжелых металлов. Значительно превышена концентрация железа, марганца, цинка, никеля. Видите, какой я стала: худая, больная да беззубая. Иван: Видно не сладко живется рыбам в реке. Жаба: Да и нам, земноводным, несладко живется. А я все думала: Белое море, холодная водичка, искупнешься - красота! И ездит далеко не надо - все под боком. Ну и вышло боком. Оказалось, это шламонакопитель, куда сбрасывают жидкие отходы «Сода», «Ависма». Дорогое это удовольствие: за сброс тонны анилина выплачивается штраф 1 миллиард рублей. Прорыв дамбы, отделяющей «Белое море» от Камы может привести к экологической катастрофе нескольких регионов России. Иван: Что же делать? Как найти настоящего дракона? Как до него добраться? Щука: Раньше я могла исполнять разные желания людей, стоило только сказать «По щучьему велению…..». А теперь не знаю, получиться ли?
Иван отворачивается и говорит «По щучьему велению……», все оказываются перед заводом. Животные: Ой, дракон! Да какой большой! В железных латах……Ворона: Знакомый дракон, нанюхалась вдоволь, тут пролетая: 533 источника выбросов в атмосферу! Жаба: Не сможете ли вы, братья, одолеть этого дракона, потому что сделали его люди. И вот дымит он ядами оттого, что в топках горит уголь или нефть. В них обязательно есть сера, которая с дымом попадает в тучи, в них получается едкая серная кислота - вот тебе и ядовитый дождик. Иван: Получается, что виноваты в бедах людских и природных…… Все: Сами люди! Появляется дед. Дед: Пока еще не поздно, примите, дети мои, заветы старшего поколения! В руках у деда плакаты, которые дед читает и передает детям. 1 плакат: Хорошо знать тех, с кем ты рядом живешь, заботиться о них, любить их и всегда помогать им. (Поднимают плакат «Знать») 2 плакат: Запомни: ты человек хозяин природы. Ты поступишь как настоящий хозяин, как настоящий человек, если будешь любить свой зеленый дом. (Поднимают плакат «Любить») 3 плакат: Сохранить все накопленное природой богатство Животного и растительного мира. (Поднимают плакат «Сохранить») Учитель: Но мы не сидим, сложа руки. В городе на природоохранные цели израсходованы миллиарды. В производство вводятся новые установки по улавливанию и обезвреживанию вредных газов. 40% от стоимости заводов составляют биологические очистные сооружения. Будьте друзьями нашей природы, берегите ее и охраняйте!

4. Заключение
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. Я думаю, что после постановок таких сказок, мои дети будут любить и понимать природу. Сказки ложь, да в них намек человечеству урок.

5. Список литературы


  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. - М., ТЦ Сфера, 2008.
  2. Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки. - М., Детская литература, 2000.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития.- Ярославль, 1998.
  4. Ушакова М.М. Экологические сказки как средство воспитания экологической этики. - Нижний Новгород, 2009
  5. Хрестоматия для школы. Сказки, стихи, рассказы о животных.- М., ДРОФА-ПЛЮС, 2006.








Приложения

Экологическая сказка «Дракон в железных латах»





Урок по экологии «Роль экологических сказок в экологическом воспитании младших школьников»










Урок по экологии «Роль экологических сказок в экологическом воспитании младших школьников»



Урок по экологии «Роль экологических сказок в экологическом воспитании младших школьников»



Урок по экологии «Роль экологических сказок в экологическом воспитании младших школьников»




Урок по экологии «Роль экологических сказок в экологическом воспитании младших школьников»

© 2010-2022