- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка на тему Особенности психических процессов у здорового и больного человека (3)
Методическая разработка на тему Особенности психических процессов у здорового и больного человека (3)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Степанова А.В. |
Дата | 10.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »
Раздел: Основы общей психологии
Тема: «Особенности психических процессов у здорового и больного человека»
Специальность: 060501 Сестринское дело
(Базовый уровень подготовки среднего профессионального образования)
Купино
2014
Рассмотрена на заседании
ЦМК общепрофесиональных дисциплин
Протокол № « » 2014г
Председатель ЦМК
_______________________Андреева Н.М
Автор - составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Степанова Алена Владимировна, педагог-психолог Боярко Татьяна Николаевна
Купино
2014
Пояснительная записка к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Особенности психических процессов у здорового и больного человека». Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Особенности психических процессов у здорового и больного человека, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о психических процессах личности, которые впоследствии применяют в практической и профессиональной деятельности. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060501 Сестринское дело базовый уровень подготовки. В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
- Особенности психических процессов у здорового и больного человека
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ Тема занятия Особенности психических процессов здорового и больного человека
Место проведения кабинет психологии
Продолжительность проведения занятия 90 минут Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала. Цели занятия: 1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: особенности психических процессов личности 2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения. 3. Развивающая: Повышение мотивации к обучению. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать особенности психических процессов у здорового и больного человека
Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14
Междисциплинарная интеграция:
Психология ПМ 02 Анатомия и физиология человека
Основы медицинской генетики ПМ 03 ПМ 04 ПМ 05 ПМ 06 ПМ 07
Внутридисциплинарная интеграция:
Психология личности
Особенности психических процессов у здорового и больного человека
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для закрепления материала.
Домашнее задание: конспект лекции. Учебное пособие Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс стр.61-64
Задания для внеаудиторной работы студентов: Чтение дополнительной литературы, составления словаря или кроссворда по теме занятия.
Перечень литературы:
Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012- 414 с.
Дополнительная: Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2006.-400с
Описание хода занятия
№ Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций
Ориентировочное время
Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК 1; ОК 7. Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста
3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
4. Изложение нового материала (приложение №1) Цель - сформировать знания по основам психологии
65 мин
Традиционный метод изложения материала
5. Физкультминутка реализация ОК 14 (приложение №2) Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
3 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13 Цель: организовать студентов для самостоятельной работы
3мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.
7. Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3. (приложение №3) Цель: сформировать знания по основам социальной психологии
10 мин. Выполнение студентами тестов и заданий.
8. Подведение итогов
2 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.
9. Задание на дом
2 мин.
Конспект лекции. Учебное пособие Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс стр.61-64
Чтение дополнительной литературы, составления словаря или кроссворда по теме занятия
Всего
90 мин
Приложение №1
Память
Память, определение и характеристика Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Физиологической основой памяти является система условных рефлексов. Память -общемозговая функция, в которой участвуют все разделы головного мозга, а также подкорковые образования, но самое большое значение имеют височные доли головного мозга. Основные процессы памяти:
- заучивание;
- сохранение;
- воспроизведение;
- узнавание;
- забывание
- Желание
- Осмысление
- Повторение
- Проговаривание вслух
Виды памяти Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит: От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель -выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания; б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логическихкомпонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный
на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у
механической памяти в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки)-работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная. Эти типы памяти в той или иной степени выраженности имеются у каждого человека. Виды памяти обусловлены генетически; г) мнемические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания). Выделяют также кратковременную память, промежуточную память, долговременную, оперативную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью или перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2. Это логическая формула памяти человека, то есть в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален, по объему кратковременной памяти можно прогнозировать успешность обучения по формуле: ОКР 2 + 1= балл учебный. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов; 1. ДП с сознательным доступом (то есть человек может по своей
воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней
доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга
может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека). Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий зту деятельность благодаря информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате чего нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях. Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации. Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни
максимальны потери от забывания. Наиболее важными качествами памяти являются:
- быстрота запоминания;
- объем усвоенного;
- прочность сохранения;
- точность воспроизведения информации.
и антероградную амнезию, когда выпадает из памяти то, что было
после заболевания. При органических заболеваниях головного мозга
могут быть частичные амнезии, когда поражается какой-либо вид
памяти. Различают тотальную амнезию, когда из памяти выпадают
события до и после бессознательного состояния, Парамнезии - ошибки, обманы памяти. Их подразделяют: на конфабуляции - пробелы памяти замещаются событиями и
фактами, не имевшими места в действительности, то есть вымыслами, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Наблюдается при старческом психозе, при хроническом алкоголизме, прогрессирующем параличе, сифилисе мозга; псевдореминисценции - патология памяти, при которой про
исходит сдвиг событий во времени, больные события прошлого переносят в настоящее. Это нередко наблюдается у больных со старческим психозом. 4. Гипермнезия - повышенная способность к запоминанию,
обострение воспоминаний в воспроизведении мельчайших деталей
давно прошедших впечатлений, но недостаточное запоминание текущих событий. Наблюдается при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении. Не всегда гипермнезию следует относить только к болезненным нарушениямпамяти. Гипермнезия иногда произвольно создается педагогом или
психологом для целей оптимизации памяти в условиях суггестопедического интенсивного обучения.
Тактика деятельности
медицинского работника по уходу
за больными с расстройствами памяти Пациенты с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается больных с амнезией, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При различных «промахах» и неправильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться, а по возможности направить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать больных с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что их высказывания лишены реальности. Это вызывает только раздражение больного, и контакт с ним медицинского работника нарушается.
Приложение №2
Физкультминутка
И.п. - о.с. 1 - руки через стороны вверх; 2-3 раза подняться на носки; 4 - и.п.; 4 раза, темп медленный. И.п. - о.с. 1 - прогнуться, руки отвести назад; 2-4 раза держать; 5-6 - и.п.; 6 раз, темп медленный. И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 - наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3-4 - и.п.; 4 раза, темп средний. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад: 2-4 - держать; 5-6 - и.п.; 4 раза, темп медленный. И.п. - сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний. Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение №3
Вопросы для закрепления пройденного материала
- Дайте определение понятию «Память»
- Перечислите основные процессы памяти
- Перечислите виды памяти
- Перечислите основные нарушения памяти