- Преподавателю
- Начальные классы
- Требования ФГОС к духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся в начальной школе
Требования ФГОС к духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Филиппова С.С. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Основная педагогическая цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из основной цели духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Российской школы, начальная школа как воспитательная система, определила следующую цель: эффективно содействовать становлению и развитию духовно-нравственного , ответственного, инициативного маленького гражданина России, формированию его индивидуальности, способности к личному самоопределению и творческой реализации своих возможностей, то есть сформировать личность гуманную, творческую, адекватно оценивающую себя, умеющую уважать других, активную и самостоятельную. Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают
в области формирования :
Личностная культура
Социальная культура
-
Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности;
-
Формирование основ нравственных представлений;
-
Воспитание любви к чтению, развитию любознательности, любви к природе, стремление к здоровому образу жизни;
-
Принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
-
Формирование художественно-эстетических способностей;
-
Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
-
Формирование жизненно важных трудовых навыков;
-
Осознание обучающимися ценности человеческой жизни.
-
Создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире;
-
Воспитание ценностного отношения к русскому, бурятскому языкам, культуре;
-
Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
-
Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа доброжелательности, сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу;
-
Воспитание уважения к личности независимо от национальной принадлежности, умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, миротворение и религиозные традиции.
Семейная культура
-
Формирование отношения семье как основе российского общества;
-
Формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к младшим и старшим;
-
Формирование представлений о семейных ценностях, о роли семьи и уважения к ним;
Так как основным содержанием духовно-нравственного развития , воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, я бы хотела перечислить вам основные направления и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования.
-
Патриотизм- любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.
-
Социальная солидарность- свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь и достоинство.
-
Гражданственность- служение Отечество, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
-
Семья- любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших.
-
Труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремление и настойчивость.
-
Наука- ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. Знания учащихся- мера труда учителя.
-
Традиционные российские религии- представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
-
Искусство и литература- красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
-
Природа- эволюция, родная Земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
-
Человечество- мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
определяются поставленной целью и задачами:
-
Изменения в поведении школьника: проявление коммуникативной активности (высказывание своих суждений, анализ высказывания участников беседы); умении вести монологическую речь (умение рассказывать, описание, представить презентацию творческой работы)
-
Соблюдение культуры поведения и общения, проявление доброжелательности, взаимопомощи, сопереживания; появление инициативы, самостоятельности, самоорганизации;
-
Создание условия для реальной социально-значимой деятельности, обеспечивающих социализацию личности младшего школьника.
-
Изменение объёма знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
-
Использовать полученную на занятиях информацию во внеурочной, внешкольной деятельности, в реальной жизненной ситуации;
-
Высказывать краткую характеристику общечеловеческих ценностей и осознанное понимание следовать им;
-
Способность объективно оценивать других людей, собственные, а также героев из художественных произведений с точки зрения соответствия нравственным ценностям;
-
Сформировать навыки саморегуляции, самоконтроля, самоконтроля, самооценки, выражающееся в способности «видеть» свои недостатки и желании их исправить.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
- Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
В программу неурочной деятельности в раздел духовно-нравственное направление у нас входит две рабочих программы «Почемучка» и «Я - гражданин», которые разработаны на 4 года. Это направление подразумевает различные формы организации: один из них - факультатив, другой - кружок(«Почемучка»). Диагностика обучающихся начальной школы. Класс Задачи Форма диагностики 1класс необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника 2 -3 класс особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе. Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим» 4 класс изучения самооценки детей младшего школьного возраста Методика «Оцени себя»
А закончить свое выступление я хотела бы словами Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1
Доклад
Требования ФГОС к духовно-нравственному
развитию и воспитанию учащихся в начальной школе.
Учебно-методический комплект «Школа 2100»
Подготовила:
учитель нач. классов
Филиппова Светлана Сергеевна