Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»


Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20

сайт: schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19

электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26

«Утверждаю»
Директор школы

______________ /Курмышова О. А./
«______»____________2015 г.



«Согласовано»
Заместитель директора по содержанию ______________Гармаш В.Ю.

Рабочая программа

по обучению грамоте (чтению) и литературному чтению

для 1 класса

учителя Данич Татьяны Александровны





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 27.08.15 г.



Москва

2015 г.


Пояснительная записка


При составлении рабочей программы календарно-тематического и поурочного планирования по литературному чтению за основу взята программа для общеобразовательных учреждений (комплект «Перспектива» программы для начальной школы. Москва «Просвещение», 2011). Обучение грамоте (обучение чтению), литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская «Азбука» (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2015 г., Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградова «Литературное чтение» (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2011г. Учебники «Азбука» и «Литературное чтение» для 1 класса обеспечивают развитие речевой и читательской компетенции, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности, освоение литературоведческих понятий. Материалы учебников предоставляет возможность для освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивают условия для индивидуального развития всех обучающихся. Программа рассчитана на 132 часа (92 часа на обучение грамоте и 40 часов литературное чтение), 4 часа в неделю. Предлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления: - формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений; - приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся. Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы.

Основные задачи курса: - формирование у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение - это произведение словесного искусства; - развитие воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного; - формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно - речевые умения; - преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру; - чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы детей. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков детской литературы, произведения современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества, т. е. все то, что составляет золотой фонд детской литературы. Основным элементом содержания программы «Литературное чтение» являются художественные произведения. Однако программой предусмотрено знакомство детей с научно-познавательными произведениями, в которых те или иные явления описываются иначе, чем в художественных текстах. Сравнение научно-познавательных и художественных произведений создает условия для более глубокого их понимания. Произведения для чтения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, что дает возможность отразить в круге чтения разные, наиболее интересные для учащихся стороны жизни; познакомить детей с основными литературными жанрами: сказка, стихотворение, рассказ, басня, былина и драматическое произведение (в отрывках). В программе указаны нормы скорости чтения, которые ученикам начальных классов следует освоить. Это связано с тем, что чтение - общеучебный навык, обеспечивающий успеваемость ребенка в средней школе. В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» для 1 класса общеобразовательных учреждений разрабатывались с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта и направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении предмета «литературное чтение» в начальной школе. При изучении курса литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1-4 классов авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС.

Личностные результаты


1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.

4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты


1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

3. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

4. Умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).

5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.

8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты


1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание программы учебного курса


1 КЛАСС (40 ч)


Круг детского чтения. Тематика 1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы. 2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).
Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты. Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения. 1. Развитие навыка чтения. - Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов. - Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30-40 слов в минуту.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения. - Полные ответы на вопросы по содержанию текста. - Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка. - Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста. - Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы. - Формирование умения сосредоточиться на чтении текста.
3. Воспитание культуры речи и чтения. - Формирование умения слушать собеседника. - Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении. - Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения. - Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности. - Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику - сверстнику и взрослому. - Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром. 1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки. - Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов. - Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок. - Сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев
2. Слушание художественных произведений. - Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного. - Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ. - Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное. - Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему. - Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям. - Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте. - Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу. - Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов. - Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами. - Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений. - Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом. - Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). - Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся


Учащиеся должны знать:

- наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской литературы;

- автора и заглавие 3-4 прочитанных книг;

- имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в классе.

Учащиеся должны уметь:

- читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;

- читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;

- отвечать на вопросы к прочитанному тексту;

- воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;

- высказать свое отношение к прочитанному.


Календарно - тематическое планирование

уроков обучения грамоте на 2015/2016 уч.г.


Дата

№ урока

Тема


Кол - во часов

1 четверть


1

«От пера до компьютера». Знакомство со школой, классом и первым школьным учебником «Азбука»

1


2

Речь устная и письменная

1


3

Предложение. Слово

1


4

Слово. Слог

1


5

Деление на слоги

1


6

Слог и ударение

1


7

Упражнение в определении ударения

1


8

Звук. Звуки в окружающем мире

1


9

Гласные и согласные звуки

1


10

Гласные и согласные звуки

1


11

Как образуется слог?

1


12

Закрепление знаний о звуках русского языка

1


13

Закрепление пройденного материала

1


14

Буквы гласного Аа. Звук [а]

1


15

Буквы гласного Аа. Звук [а]

1


16

Буквы гласного Оо. Звук [о]

1


17

Буквы гласного Оо. Звук [о]

1


18

Буквы гласного Ии. Звук [и]

1


19

Буквы гласного Ии. Звук [и]

1


20

Буква гласного ы. Звук [ы]

1


21

Буква гласного ы. Звук [ы]

1


22

Буквы гласного Уу. Звук [у]

1


23

Буквы гласного Уу. Звук [у]

1


24

Буквы согласного Нн. Звуки [н], [н']

1


25

Буквы согласного Нн. Звуки [н], [н']

1


26

Буквы согласного Сс. Звуки [с], [с']

1


27

Буквы согласного Сс. Звуки [с], [с']

1


28

Буквы согласного Кк. Звуки [к], [к']

1


29

Буквы согласного Кк. Звуки [к], [к']

1


30

Буквы согласного Тт. Звуки [т], [т']

1


31

Буквы согласного Тт. Звуки [т], [т']

1


32

Буквы согласного Лл. Звуки [л], [л']

1


33

Буквы согласного Лл. Звуки [л], [л']

1


34

Закрепление пройденного материала.

1


35

Буквы согласного Рр. Звуки [р], [р']

1


36

Буквы согласного Рр. Звуки [р], [р']

1

2 четверть


37

Буквы согласного Вв. Звуки [в], [в']

1


38

Буквы согласного Вв. Звуки [в], [в']

1


39

Буквы гласного Ее. Звуки [йэ] ['э]

1


40

Буквы гласного Ее. Звуки [йэ] ['э]

1


41

Буква е - показатель мягкости согласного звука

1


42

Закрепление пройденного материала.

1


43

Буквы согласного Пп. Звуки [п], [п']

1


44

Буквы согласного Пп. Звуки [п], [п']

1


45

Закрепление пройденного материала.

1


46

Буквы согласного Мм. Звуки [м], [м']

1


47

Буквы согласного Мм. Звуки [м], [м']

1


48

Закрепление пройденного материала.

1


49

Буквы согласного Зз. Звуки [з], [з']

1


50

Буквы согласного Зз. Звуки [з], [з']

1


51

Закрепление пройденного материала.

1


52

Буквы согласного Бб. Звуки [б], [б']

1


53

Буквы согласного Бб. Звуки [б], [б']

1


54

Закрепление пройденного материала.

1


55

Буквы согласного Дд. Звуки [д], [д'].

1


56

Буквы согласного Дд. Звуки [д], [д'].

1


57

Закрепление пройденного материала.

1


58

Буквы гласного Яя, обозначающие звуки [йа] ['а]

1


59

Буква я - показатель мягкости согласного звука

1


60

Проверочная работа за 1 полугодие

1


61

Буквы согласного Гг. Звуки [г], [г']

1


62

Буквы согласного Гг. Звуки [г], [г']

1


63

Буквы согласного Чч. Звук [ч'].

1


64

Буквы согласного Чч. Звук [ч']. Сочетание ча, чу

1


65

Буква ь - показатель мягкости согласного.


1

3 четверть


66

Ь - показатель мягкости согласного. Повторение пройденного.


1


67

Разделительный ь. Повторение пройденного


1


68

Буквы согласного Шш. Звук [ш].


1


69

Чтение слов, текстов с буквами Шш. Шутки, скороговорки, загадки.


1


70

Буквы согласного Жж. Звук [ж].


1


71

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Жж.


1


72

Чтение слов, предложений, текстов и пересказ прочитанного.

Буквосочетания ЖИ, ШИ.

1


73

Буквы гласного Ёё. Звуки [йо] ['о]

1


74

Буквы гласного Ёё. Звуки [йо] ['о]

1


75

Буква ё - показатель мягкости согласного звука.

Повторение и закрепление материала.

1


76

Буквы Йй, обозначающие согласный звук [й']


1


77

Буквы Йй, обозначающие согласный звук [й']


1


78

Буквы согласного Хх. Звуки [х], [х'].


1


79

Буквы согласного Хх. Звуки [х], [х'].

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Хх.

1


80

Буквы гласного Юю. Звуки [йу] ['у]

1


81

Буквы гласного Юю. Звуки [йу] ['у]

1


82

Буквы согласного Цц. Звук [ц].


1


83

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Цц.


1


84

Буквы гласного Ээ. Гласный звук [э].


1


85

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ээ.


1


86

Буквы согласного Щщ. Звук [щ'].


1


87

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Щщ.


1


88

Формирование навыков чтения.

Сочетания чу, щу. Повторение и закрепление материала.

1


89

Буквы согласного Фф. Звуки [ф], [ф'].


1


90

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Фф.


1


91

Буква ъ. Разделительный ъ.


1


92

Разделительные ь и ъ. Повторение и закрепление материала.


1


93

Обучение литературному чтению (40 часов)

Вводный урок. Знакомство с книгой и условными обозначениями.

1


94

С.Я Маршак. Кто говорит молча. Загадки о книге.

1


95

С. Михалков. Герои детских книг.

1


96

К. Чуковский Айболит. Инсценирование.

1


97

Песни, пословицы, загадки, считалки.

1


98

Пословицы и поговорки.

1


99

Произведения устного народного творчества.

1


100


Наш театр. Инсценирование.

1


101

Сказка. Виды сказок.

С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят. РНС Курочка Ряба.

1


102

РНС Кот, лиса и петух.

1


103

Т. Коти. Катя и буквы.

1


104

Л. Пантелеев. Две лягушки.

1


105

С. Михалков. Сами виноваты. Инсценирование.

1

4 четверть


106

В. Лунин. Никого не обижай.

Е. Благинина. Котенок.

1


107

И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла.

В. Бианки. Разговор птиц в конце лета.

1


108

И. Пивоварова. Всех угостила.

С. Михалков. Зяблик.

1


109

С. Маршак. В зоопарке.

Н. Сладков. Без слов.

1


110

Л.Н. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных.

1


111

С. Маршак. Волк и лиса.

1


112

Рассказ, герой рассказа.

Е. Пермяк. Самое страшное.

1


113

С. Михалков. Песенка друзей.

1


114

Е. Благинина Паровоз, паровоз…

1


115

М. Пляцковский. Солнышко на память.

1


116

Э .Шим. Брат и младшая сестра.

1


117

Л. Толстой. Косточка.

1


118

П. Воронько. Лучше нет родного края.

1


119

Стихи С. Есенина, А. Плещеева, С. Дрожжина о русской природе.

1


120

Стихи И. Сурикова, А. Пушкина, Н. Грекова о русской природе.

1


121

С. Сухомлинский. Четыре сестры.

1


122

Г. Виеру. Сколько звезд на ясном небе!

1


123

Н. Бромлей. Какое самое первое слово?

А. Митяев. За что я люблю маму.

1


124

Е. Пермяк. Первая рыбка.

1


125

И. Косяков. Все она.

1


126

Л. Толстой. Мальчик и отец.

1


127

К. Ушинский. Лекарство.

1


128

В. Маяковский. Тучкины штучки.

1


129

Резервный урок.

1


130

Резервный урок.

1


131

Резервный урок.

1


132

Резервный урок

1



Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.

1. Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2011г. в 2-х частях.

2. Л.Ф.Климанова. Читалочка. Дидактический материал. М.: «Просвещение», 2011г.

3.Л.Ф.Климанова. Уроки чтения. 1 класс. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2010г.

4. Сказочный домик: народные сказки. Электронная коллекция сказок народов мира (skazkihome.info/)

5. Электронные библиотеки ( gnpbu. ru.);

6. Русская виртуальная библиотека. rvb. ru

7. Kidsbook: электронная библиотека.

(Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.) kidsbook.narod.ru/

8. Дважды пять: детская библиотека.

(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) ten2x5.narod.ru/biblio.htm

9. Русская и зарубежная литература для школы. (Коллекция электронных версий литературных произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные библиотеки.) litera.edu.ru

10. Большая детская библиотека.

(Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) kid.ru/index3.php3

11. Детская литература на Куличках.

(Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки, колыбельные, поговорки, скороговорки.) baby.kulichki.net/index_lit.htm


© 2010-2022