- Преподавателю
- Начальные классы
- Педагогический проект Проблемно - диалогическое обучение в образовательном процессе начальной школы
Педагогический проект Проблемно - диалогическое обучение в образовательном процессе начальной школы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Учаева Т.А. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учаева Татьяна Александровна Каждый учитель хочет, чтобы его ученики были творчески мыслящие, стремившиеся к новым знаниям, открытиям и победам. Для этого первому учителю нужно, прежде всего, научить детей учиться. Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 17 лет. Выбор педагогической профессии был шагом осознанным. Прекрасным примером стали для меня мои школьные наставники. Долгое время я работала по традиционной программе «Школа России», а в данный момент обучение веду по развивающей системе Л.В.Занкова, которая позволяет создать все условия для формирования творческой личности. Мне по этой программе работать удобно, а детям, в этом я уверена, интересно. Сегодня я предлагаю Вашему вниманию педагогический проект учителя на тему «Проблемно - диалогическое обучение в образовательном процессе начальной школы» Технология проблемного обучения - важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе» ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТИЕ Уровень проекта - творческий, новизна в комбинации известных методик:
- проблемно-диалогических методов (подводящий диалог, побуждающий
- диалог),
- информационный метод,
- деятельностный метод обучения;
- в рационализации организации проблемных, побуждающих диалогов посредством использования мультимедийных презентаций.
«Человек глубоко постигает лишь то,
до чего додумывается сам».
Сократ Работая продолжительное время в школе, постоянно задавала себе вопросы: «Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для детей? - Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка? - Как не допустить перегрузки детей, несмотря на большой объем знаний? - Как максимально развить способности каждого ребенка? - Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке? «Как?» - это вопрос века. Ибо ответ на него - технология, а технология - это ключ к успеху. Технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний. Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». На уроке ученик проходит все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Все это отображено в таблице. СЛАЙД Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.
Структура проблемного урока
Цель урока
Этапы урока
Деятельность учащихся
З
Н
А
Н
И
Я
I. Создание проблемной ситуации
Формулирование вопроса: «Почему не получается?»
II. Постановка учебной задачи
Формулирование темы урока и его задачи
III. Поиск решения
Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез
IV. Выражение решения
Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.
V. Реализация продукта
Представление продукта учителю и классу.
- уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться»;
- умение задавать вопросы;
- умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
- активная поисковая деятельность: умение строить гипотезы.
Учитель. - Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Дети. - Мы такие ещё не решали.
Учитель. - В чём затруднение?
Дети. - Не умеем умножать двузначное число на однозначное.
Учитель. - Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
Дети. - Научиться умножать двузначное число на однозначное.
Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Следующий прием выхода из проблемной ситуации - подводящий диалог («локомотив»).
Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.
Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью. Далее приступаем к поиску решения. Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14*6 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Принимаю каждую гипотезу, даже ошибочную. Карточки помещаю на доску. Начинаю подводящий диалог, который помогает выбрать верный вариант решения.
Учитель: - Какой вариант решения наиболее удобный? (Сравнивают).
Дети: - Который основан на знании таблицы умножения. (Были и другие варианты).
Учитель: - Какие выражения, встретившиеся в устном счёте, помогли бы найти значение выражения 14*6?
Дети: - 10*6=60 и 4*6=24. 60+24=84
Опираясь на свои наблюдения и в результате диалога, составляем алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. Ученики работают в парах. У каждой пары набор карточек, которые необходимо разложить в нужном порядке, чтобы вывести алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. В результате очередной дискуссии выводим алгоритм, который фиксируется на доске.
1. Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых. (10+4)
2. Записываю новое выражение. (10+4)*6
3. Умножаю десятки на число. 10*6
4. Умножаю единицы на число. 4*6
5. Складываю произведения. 10*6+4*6
6. Нахожу результат. 60+24=84
Новое открыто! Затем подвожу к реализации знания. Предлагаю учащимся сформулировать вопросы по изученному материалу и задать их друг другу. При помощи диалога анализируем вопросы и ответы. Затем дети сами придумывают выражения нового вида и делают вычисления, пользуясь алгоритмом.
Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.
Сравнительная характеристика диалогов
Побуждающий
Подводящий
Структура
отдельные вопросы и побудительные предложения,подталкивающие мысль ученика
система посильных ученику вопросов заданий,
подводящих его к открытию мысли
Признаки
- мысль ученика делает скачок к неизвестному
- переживание учеником чувства риска
- возможны неожиданные ответы учеников
- прекращается с появлением нужной мысли ученика
- пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
- переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
- почти не возможны неожиданные ответы учеников
- не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение
Результат
развитие творческих способностей
развитие логического мышления
Если подводящий диалог подвел (в смысле - не придумался), сообщаем тему в готовом виде, но с добавкой мотивирующего приема к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках. Итак, с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:
- Самостоятельный поиск новой информации.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Овладение навыком решения задачи.
- Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
- Развитие личностных качеств.
- Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
- Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
ДАННЫЙ ПРОЕКТ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВУЮЩИМ………