- Преподавателю
- Начальные классы
- ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыжикова Н.Б. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Управление образования
Администрации г. Новочеркасска
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
КОМПЛЕКТ СЦЕНАРИЕВ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Авторы методической разработки: Рыжикова Наталья Борисовна,
Стекольщикова Ирина Ивановна,
Гаврилова Светлана Ивановна
г. Новочеркасск
2013 год Сегодня в преподавании обществоведческих дисциплин явственно ощущается нехватка практических занятий, направленных на воспитание гражданской ответственности личности, формирование активной гражданской позиции. Данная разработка, охватывающая одну из наиболее актуальных задач - проблему воспитания активной жизненной позиции рассчитана на младших школьников 3-5 классов и предполагает 8 увлекательных занятий с применением мультимедийных компьютерных презентаций. Вместе со сказочными героями из полюбившихся русских народных сказок ребята попадут в невиданную им страну «невыберайка» и придут к выводу о необходимости законов государства, о правах каждого гражданина, смогут научиться делать правильный выбор и даже поучаствовать в выборах президента. Желаем увлекательных путешествий. При разработке программы авторы опирались на следующую литературу:
-
Конституция РФ
-
Кравченко А.И. «общество знание»
-
Сборки русских народных сценок
-
Пословицы и поговорки
-
Права человека в 3-х книгах для чтения; М:, 2000
Программа внеклассных занятий по правовому воспитанию
(«Избирательное право»)
для учащихся 3-5 классов
№№ п/п
Тема занятия
К-во
ч
Формы занятий
Цели и задачи
Содержание
Термины
1-2
Как мы живём?
2
Урок-презентация, диалог, диспут.
Познакомить с понятием «демократия», дать представление о роли личности в истории своей страны, об активной гражданской позиции. Показать процесс реализации демократических принципов: равенства, свободы, состязательности; развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; ознакомление учеников с основами избирательной системы страны.
Знакомство с понятием правового демократического государства на примере русских народных сказок, пословиц и поговорок в ходе уроков-презентаций и проектной деятельности учащихся. Проведение ролевой игры «Выборы президента школы»
Демократия, Конституция как основной Закон.
Конституци-онные права и обязанности. Предвыборная программа, выборы.
3-4
Жить по-новому!
2
Беседа, диспут, презентация
5-6
Мы выбираем? Нас выбирают?
2
Защита проектов, урок-презентация
7-8
Выборы президента школы
2
Ролевая игра
ИТОГО:
8
Занятие 1-2
Как мы живем
Цели и задачи: сформировать понятия о правилах человеческого общежития,
раскрыть на примерах из жизни и литературы, опасность
последствий нерешенных конфликтов, показать способы
разрешения конфликтных ситуаций на реальных
примерах, создать условия для развития аналитического
мышления, познакомить с терминами и понятиями,
отражающими сложность сегодняшней жизни.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Дидактическое обеспечение: тексты сказок, рабочие тетради, Конституция РФ.
Методические приемы: беседа, урок-презентация, диспут, диалоговое обсуждение.
Применение здоровьесберегающих технологий: музыкальная физкультминутка, цветомузыкальная компьютерная релаксация.
Ход урока. Беседа. Учитель: С сегодняшнего занятия ребята, мы отправляемся в виртуальное путешествие по сказочной стране «Невыбирайка». Неспокойна жизнь в этом сказочном государстве, ссорятся и ругаются его жители. Что за конфликты мешают им жить в дружбе и согласии? Об этом можем узнать из летописи, которая начинается словами: « Лето(год) 2008 В нашем неправовом царстве несвободном государстве слушали дело о возникновении различных конфликтов среди граждан
- Воробья, Мыши и Колобка;
- Зайца и Лисы;
- Воробья и Мыши;
- Мужика и Медведя …»
Д
авайте вспомним сказку о дружных соседях «Крылатый, мохнатый да масленый» (ученики рассказывают содержание сказок): Слайд 2.
Зависть воробья привела к конфликту.
В сказке «Заюшкина избушка»: С
лайд 5.
Лиса позавидовала зайчику и выгнала его: С
лайд 6.
Обман мыши привел к конфликту в сказке «Мышь и воробей» С
лайд 7.
С
лайд 8.
Теперь вспомним сказку про вершки и корешки. Что определило судьбу медведя? Его самостоятельный выбор: С
лайд 8.
Физкультминутка и релаксация.
Подведение итогов. Диспут, диалоговое обсуждение.
А сейчас давайте вместе попробуем ответить на вопросы:
-
С какими конфликтными ситуациями вы знакомы? Приведите примеры из жизни, из русских народных сказок
-
Из-за чего возникает конфликты?
-
На чьей стороне вы оказываетесь, когда ссорятся ваши друзья?
-
Когда вы чувствуете, что вы не правы, что вы делаете?
-
В конфликте всегда виноват кто-то один?
-
Какие качества характера могут спровоцировать конфликт?
-
Какие способы выхода из конфликта вы можете предложить? (убеждение, понятие справедливости, закон, терпение, образованность)
В ходе диалогового обсуждения и диспута ученики отвечают на вопросы и делают вывод: -Каждый из нас часто оказывается перед выбором, как поступить, и от этого выбора зависит разрешиться конфликтная ситуация или нет. Домашнее задание: В рабочих тетрадях прочитать басни И.А. Крылова «Волки и овцы» и «Лев на ловле». Ответить на вопросы. Придумайте свою сказку, в которой добро побеждает зло, и нарисуйте к ней иллюстрацию.
Занятие 3-4.
Жить по новому.
Цель: показать формирующую роль законов в становлении правового государства; дать представление о значении Конституции (Основном законе) в развитии общества и государства, создать условия для формирования гражданской правовой позиции и цивилизованных общественных отношений.Оборудование: Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Дидактическое обеспечение: рабочие тетради, Конституция РФ.
Методические приемы: беседа, диспут, урок-презентация.
Применение здоровьесберегающих технологий: музыкальная физкультминутка, цветомузыкальная компьютерная релаксация.
Ход урока.
I. Слово учителя: На прошлом занятии во время нашего виртуального путешествия по сказочной стране «Невыбирайка» мы познакомились с жителями этого неправового царства несвободного государства, которые постоянно конфликтуют друг с другом. Мы попытались советами помочь жителям этой страны разрешить конфликты, попробовали предупредить их о возможности появления новых. Послушали нас сказочные жители, задумались, загоревали. Что же им делать? Мужик из сказки «Вершки до корешки» напомнил заветы своих родителей:
- Не рой другому яму - сам в нее попадешь.
-
На чужой каравай рот не разевай.
-
На чужом несчастье счастья не построишь.
-
Одной рукой и узла не завяжешь.
-
Как аукнешь, так и откликнется.
-
Много народу, до мало людей.
-
Где много пастухов, там овцы дохнут.
-
Где пастух дурак, там и собаки дуры.
В чем смысл этих пословиц? Для того, чтобы жить без конфликтов, нужно жить по правилам, по законам. Жители страны должны знать, что они должны делать и на что они имеют право. Им нужен Основной Закон, то есть нужно установить общие правила, поддерживать их и жить по ним (Конституция - установление).
Есть в стране такая книга
Ты о ней всё должен знать
Конституцию России
В детстве должен прочитать
В ней увидишь ты законы
Их ты должен выполнять
И свои права ты сможешь
Без усилий защищать.
А теперь давайте вместе подумаем, какие права и свободы гражданина наиболее важные?
Слайд 3.
Откройте свои рабочие тетрадки, ответьте на вопросы и решите предложенный кроссворд:
С
лайд 4.
Теперь вы знаете, что такое Конституция…
Ж
ители нашего уже правового государства должны быть уверены в защите своих конституционных прав и свобод. Для этого нужно организовать особую систему:
Кто достоин быть избранным ? Об этом мы узнаем из его предвыборной программы (план действий)
С
лайд 6.
Какой план действий предложен этим кандидатом?
Физкультминутка и релаксация.
Подведение итогов. В ходе беседы дети должны дать ответы на вопросы:
-
Что такое закон?
-
Что такое Конституция?
-
Какими качествами характера мы должны обладать, чтобы противостоять вероломству, обману, глупости, жадности?
-
Зачем нужна предвыборная программа?
Домашнее задание: рабочая тетрадь, раздел «Что такое закон и для чего он нужен?», прочитать и ответить на вопросы стр.7-10. Придумайте и нарисуйте свою историю выборов.
Занятие 5-6.
Мы выбираем? - Нас выбирают?!
Цель: формирование условий для развития коммуникативных компетенций личности, показать роль личности в формировании судьбы своей собственной и Отечества (человек - кузнец своего счастья), дать представление о важности выбора, влияние нравственных категорий на условия выбора, способствовать воспитанию патриотизма и необходимых качеств характера человеческой личности (порядочности, трудолюбия, смелости, решительности, активности, способности анализировать).Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Дидактическое обеспечение: рабочие тетради, Конституция РФ.
Методические приемы: зашита проектов, беседа, диспут, урок-презентация. Применение здоровьесберегающих технологий: музыкальная физкультминутка, цветомузыкальная компьютерная релаксация.
Ход урока.
-
Проверка домашнего задания: выставка авторских иллюстрированных проектов-сказок и иллюстрированных проектов-историй выборов. Защита проектов.
-
Слово учителя.
Изменилась жизнь в нашей сказочной стране после принятия её жителями Конституции. Они сделали свой выбор, стали жить по закону и назвали свою страну «Выбирайка». Теперь им нужно выбрать президента своей страны и законодательную власть. У нас ВЫБОРЫ! Граждане страны выбирают Президента, депутатов, мэров и дают им власть, чтобы они сделали жизнь в стране лучше. Где проходят выборы?
Дети: - на избирательных участках!
Учитель: - вы уже, наверное, ходили на избирательные участки вместе с родителями. Какие документа брали они с собой?
Дети:- паспорта! Учитель: - правильно - паспорт - это документ, который выдается гражданину страны, удостоверяющий его личность. В России паспорта получают с 14 лет, а голосовать гражданин может с 18. На избирательном участке члены избирательной комиссии проверяют паспорт гражданина, регистрируют его в списке избирателей, выдают бюллетень для голосования, в котором указаны фамилии претендентов. Гражданин должен отметить в бюллетене нужную фамилию и опустить его в урну для голосования. Члены избирательной комиссии по окончанию выборов подсчитывают голоса за каждого претендента, составляют протокол и объявляют результаты голосования.
Ты творец
Своей судьбы,
Строишь сам
Её ты с детства,
Выбор твой, уже учти
Есть решающее средство
!
Слайд 4.
Слайд 7.
Голосуй за право жить,
Голосуй за право быть,
Голосуй за жизнь на свете
За себя мы все в ответе!
Много-много лет подряд
Мы проводим выборы.
И ты должен выбирать
Из народа лидера.
Слайд 8.
Выбор твой, как ключ в кармане
Раз достал - открылась дверь,
И лучи большого счастья
Засияли в ней теперь!!!
С
лайд 9.
Слайд 10.
Физкультминутка и релаксация.
-
Подведение итогов урока. Диалоговая беседа, диспут.
В ходе беседы ученики должны найти ответы на вопросы:
-
Какими правами обладает гражданин страны?
-
Все ли жители страны имеют право выбирать и быть избранными?
-
Нарисуйте портрет гражданина страны. (свободен, самостоятелен, неравнодушен).
-
Что такое «активная гражданская позиция»?
-
Что необходимо знать избирателю?
С
лайд 11.
-
Каковы условия участия гражданина в выборах?
-
Каковы функции президента страны?
Домашнее задание. Подготовка к ролевой игре «Выборы президента»:
-
создание избирательной комиссии;
-
подготовка пакетов документов для проведения выборов: бланков паспортов, бюллетеней, списков избирателей;
-
создание штабов по проведению предвыборной компании;
-
подготовка предвыборных программ кандидатами и их штабами.
Занятие 7-8.
Ролевая игра: выборы президента школы.
Цель: Формирование начальных понятий о гражданственности, ответственности за выбор, власть; развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; ознакомление учеников с основами избирательной системы страны. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Методические приемы: ролевая игра.
Материалы к игре:
-
Бланки паспортов.
-
Бланки бюллетеней.
-
Бланки списков избирателей.
Роли:
-
Члены избирательной комиссии (3 человека).
-
Штабы кандидатов на пост Президента школы. (2 команды по 5 человек).
-
Избиратели.
Ход игры:
-
Выдвижение кандидатов и их регистрация в Избирательной комиссии.
-
Проведение предвыборной компании: защита предвыборных программ кандидатами, дебаты, ответы на вопросы избирателей.
-
Подготовка списков избирателей. Заполнение избирателями бланков паспортов.
-
Проведение выборов: регистрация членами избирательной комиссии, выдача бюллетеней, голосование.
-
Подсчет голосов, заполнение протокола, объявление результатов голосования.
-
Подведение итогов. Выводы.