ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования

Администрации г. Новочеркасска

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9








КОМПЛЕКТ СЦЕНАРИЕВ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Авторы методической разработки: Рыжикова Наталья Борисовна,

Стекольщикова Ирина Ивановна,

Гаврилова Светлана Ивановна








г. Новочеркасск

2013 год Сегодня в преподавании обществоведческих дисциплин явственно ощущается нехватка практических занятий, направленных на воспитание гражданской ответственности личности, формирование активной гражданской позиции. Данная разработка, охватывающая одну из наиболее актуальных задач - проблему воспитания активной жизненной позиции рассчитана на младших школьников 3-5 классов и предполагает 8 увлекательных занятий с применением мультимедийных компьютерных презентаций. Вместе со сказочными героями из полюбившихся русских народных сказок ребята попадут в невиданную им страну «невыберайка» и придут к выводу о необходимости законов государства, о правах каждого гражданина, смогут научиться делать правильный выбор и даже поучаствовать в выборах президента. Желаем увлекательных путешествий. При разработке программы авторы опирались на следующую литературу:

  • Конституция РФ

  • Кравченко А.И. «общество знание»

  • Сборки русских народных сценок

  • Пословицы и поговорки

  • Права человека в 3-х книгах для чтения; М:, 2000



























Программа внеклассных занятий по правовому воспитанию

(«Избирательное право»)

для учащихся 3-5 классов

№№ п/п


Тема занятия

К-во

ч

Формы занятий


Цели и задачи


Содержание


Термины


1-2

Как мы живём?

2

Урок-презентация, диалог, диспут.
Познакомить с понятием «демократия», дать представление о роли личности в истории своей страны, об активной гражданской позиции. Показать процесс реализации демократических принципов: равенства, свободы, состязательности; развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; ознакомление учеников с основами избирательной системы страны.
Знакомство с понятием правового демократического государства на примере русских народных сказок, пословиц и поговорок в ходе уроков-презентаций и проектной деятельности учащихся. Проведение ролевой игры «Выборы президента школы»


Демократия, Конституция как основной Закон.

Конституци-онные права и обязанности. Предвыборная программа, выборы.

3-4

Жить по-новому!

2

Беседа, диспут, презентация


5-6

Мы выбираем? Нас выбирают?

2

Защита проектов, урок-презентация

7-8


Выборы президента школы


2

Ролевая игра



ИТОГО:



8








Занятие 1-2

Как мы живем

Цели и задачи: сформировать понятия о правилах человеческого общежития,

раскрыть на примерах из жизни и литературы, опасность

последствий нерешенных конфликтов, показать способы

разрешения конфликтных ситуаций на реальных

примерах, создать условия для развития аналитического

мышления, познакомить с терминами и понятиями,

отражающими сложность сегодняшней жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: тексты сказок, рабочие тетради, Конституция РФ.

Методические приемы: беседа, урок-презентация, диспут, диалоговое обсуждение.

Применение здоровьесберегающих технологий: музыкальная физкультминутка, цветомузыкальная компьютерная релаксация.



Ход урока. Беседа. Учитель: С сегодняшнего занятия ребята, мы отправляемся в виртуальное путешествие по сказочной стране «Невыбирайка». Неспокойна жизнь в этом сказочном государстве, ссорятся и ругаются его жители. Что за конфликты мешают им жить в дружбе и согласии? Об этом можем узнать из летописи, которая начинается словами: « Лето(год) 2008 В нашем неправовом царстве несвободном государстве слушали дело о возникновении различных конфликтов среди граждан

  • Воробья, Мыши и Колобка;
  • Зайца и Лисы;
  • Воробья и Мыши;
  • Мужика и Медведя …»
В чем же причина их разногласий? Почему же происходили эти события? Почему люди и звери не смогли выбрать, как вести себя, чтобы не было ни зла, ни обид? Слайд 1.

ДПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

авайте вспомним сказку о дружных соседях «Крылатый, мохнатый да масленый» (ученики рассказывают содержание сказок): Слайд 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Зависть воробья привела к конфликту. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



В сказке «Заюшкина избушка»: СПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

лайд 5.
Лиса позавидовала зайчику и выгнала его: СПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

лайд 6.
Обман мыши привел к конфликту в сказке «Мышь и воробей» СПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

лайд 7.


СПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

лайд 8.
Теперь вспомним сказку про вершки и корешки. Что определило судьбу медведя? Его самостоятельный выбор: СПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

лайд 8.
Физкультминутка и релаксация.

Подведение итогов. Диспут, диалоговое обсуждение.

А сейчас давайте вместе попробуем ответить на вопросы:

  • С какими конфликтными ситуациями вы знакомы? Приведите примеры из жизни, из русских народных сказок

  • Из-за чего возникает конфликты?

  • На чьей стороне вы оказываетесь, когда ссорятся ваши друзья?

  • Когда вы чувствуете, что вы не правы, что вы делаете?

  • В конфликте всегда виноват кто-то один?

  • Какие качества характера могут спровоцировать конфликт?

  • Какие способы выхода из конфликта вы можете предложить? (убеждение, понятие справедливости, закон, терпение, образованность)

В ходе диалогового обсуждения и диспута ученики отвечают на вопросы и делают вывод: -Каждый из нас часто оказывается перед выбором, как поступить, и от этого выбора зависит разрешиться конфликтная ситуация или нет. Домашнее задание: В рабочих тетрадях прочитать басни И.А. Крылова «Волки и овцы» и «Лев на ловле». Ответить на вопросы. Придумайте свою сказку, в которой добро побеждает зло, и нарисуйте к ней иллюстрацию.

Занятие 3-4.

Жить по новому.

Цель: показать формирующую роль законов в становлении правового государства; дать представление о значении Конституции (Основном законе) в развитии общества и государства, создать условия для формирования гражданской правовой позиции и цивилизованных общественных отношений.

Оборудование: Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: рабочие тетради, Конституция РФ.

Методические приемы: беседа, диспут, урок-презентация.

Применение здоровьесберегающих технологий: музыкальная физкультминутка, цветомузыкальная компьютерная релаксация.



Ход урока.

I. Слово учителя: На прошлом занятии во время нашего виртуального путешествия по сказочной стране «Невыбирайка» мы познакомились с жителями этого неправового царства несвободного государства, которые постоянно конфликтуют друг с другом. Мы попытались советами помочь жителям этой страны разрешить конфликты, попробовали предупредить их о возможности появления новых. Послушали нас сказочные жители, задумались, загоревали. Что же им делать? Мужик из сказки «Вершки до корешки» напомнил заветы своих родителей:

- Не рой другому яму - сам в нее попадешь.

  • На чужой каравай рот не разевай.

  • На чужом несчастье счастья не построишь.

  • Одной рукой и узла не завяжешь.

  • Как аукнешь, так и откликнется.

  • Много народу, до мало людей.

  • Где много пастухов, там овцы дохнут.

  • Где пастух дурак, там и собаки дуры.

В чем смысл этих пословиц? Для того, чтобы жить без конфликтов, нужно жить по правилам, по законам. Жители страны должны знать, что они должны делать и на что они имеют право. Им нужен Основной Закон, то есть нужно установить общие правила, поддерживать их и жить по ним (Конституция - установление).

Есть в стране такая книга

Ты о ней всё должен знать

Конституцию России

В детстве должен прочитать

В ней увидишь ты законы

Их ты должен выполнять

И свои права ты сможешь

Без усилий защищать.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




А теперь давайте вместе подумаем, какие права и свободы гражданина наиболее важные?



Слайд 3.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Откройте свои рабочие тетрадки, ответьте на вопросы и решите предложенный кроссворд:


СПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

лайд 4.


Теперь вы знаете, что такое Конституция…

ЖПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ители нашего уже правового государства должны быть уверены в защите своих конституционных прав и свобод. Для этого нужно организовать особую систему:



Кто достоин быть избранным ? Об этом мы узнаем из его предвыборной программы (план действий)

СПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

лайд 6.


Какой план действий предложен этим кандидатом?


Физкультминутка и релаксация.

Подведение итогов. В ходе беседы дети должны дать ответы на вопросы:

  • Что такое закон?

  • Что такое Конституция?

  • Какими качествами характера мы должны обладать, чтобы противостоять вероломству, обману, глупости, жадности?

  • Зачем нужна предвыборная программа?


Домашнее задание: рабочая тетрадь, раздел «Что такое закон и для чего он нужен?», прочитать и ответить на вопросы стр.7-10. Придумайте и нарисуйте свою историю выборов.


Занятие 5-6.

Мы выбираем? - Нас выбирают?!

Цель: формирование условий для развития коммуникативных компетенций личности, показать роль личности в формировании судьбы своей собственной и Отечества (человек - кузнец своего счастья), дать представление о важности выбора, влияние нравственных категорий на условия выбора, способствовать воспитанию патриотизма и необходимых качеств характера человеческой личности (порядочности, трудолюбия, смелости, решительности, активности, способности анализировать).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: рабочие тетради, Конституция РФ.

Методические приемы: зашита проектов, беседа, диспут, урок-презентация. Применение здоровьесберегающих технологий: музыкальная физкультминутка, цветомузыкальная компьютерная релаксация.


Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания: выставка авторских иллюстрированных проектов-сказок и иллюстрированных проектов-историй выборов. Защита проектов.


  1. Слово учителя.

Изменилась жизнь в нашей сказочной стране после принятия её жителями Конституции. Они сделали свой выбор, стали жить по закону и назвали свою страну «Выбирайка». Теперь им нужно выбрать президента своей страны и законодательную власть. У нас ВЫБОРЫ! Граждане страны выбирают Президента, депутатов, мэров и дают им власть, чтобы они сделали жизнь в стране лучше. Где проходят выборы?

Дети: - на избирательных участках!

Учитель: - вы уже, наверное, ходили на избирательные участки вместе с родителями. Какие документа брали они с собой?

Дети:- паспорта! Учитель: - правильно - паспорт - это документ, который выдается гражданину страны, удостоверяющий его личность. В России паспорта получают с 14 лет, а голосовать гражданин может с 18. На избирательном участке члены избирательной комиссии проверяют паспорт гражданина, регистрируют его в списке избирателей, выдают бюллетень для голосования, в котором указаны фамилии претендентов. Гражданин должен отметить в бюллетене нужную фамилию и опустить его в урну для голосования. Члены избирательной комиссии по окончанию выборов подсчитывают голоса за каждого претендента, составляют протокол и объявляют результаты голосования.



ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Ты творец

Своей судьбы,



Строишь сам

Её ты с детства,



Выбор твой, уже учти

Есть решающее средство

!



ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Слайд 4.






СПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВлайд 7.

Голосуй за право жить,

Голосуй за право быть,

Голосуй за жизнь на свете

За себя мы все в ответе!








ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




Много-много лет подряд

Мы проводим выборы.

И ты должен выбирать

Из народа лидера.




Слайд 8.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Выбор твой, как ключ в кармане

Раз достал - открылась дверь,

И лучи большого счастья

Засияли в ней теперь!!!







СПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

лайд 9.


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд 10.

Физкультминутка и релаксация.


  1. Подведение итогов урока. Диалоговая беседа, диспут.

В ходе беседы ученики должны найти ответы на вопросы:

  1. Какими правами обладает гражданин страны?

  2. Все ли жители страны имеют право выбирать и быть избранными?

  3. Нарисуйте портрет гражданина страны. (свободен, самостоятелен, неравнодушен).

  4. Что такое «активная гражданская позиция»?

  5. Что необходимо знать избирателю?

СПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

лайд 11.


  1. Каковы условия участия гражданина в выборах?

  2. Каковы функции президента страны?



Домашнее задание. Подготовка к ролевой игре «Выборы президента»:

  • создание избирательной комиссии;

  • подготовка пакетов документов для проведения выборов: бланков паспортов, бюллетеней, списков избирателей;

  • создание штабов по проведению предвыборной компании;

  • подготовка предвыборных программ кандидатами и их штабами.

Занятие 7-8.

Ролевая игра: выборы президента школы.

Цель: Формирование начальных понятий о гражданственности, ответственности за выбор, власть; развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; ознакомление учеников с основами избирательной системы страны. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Методические приемы: ролевая игра.


Материалы к игре:

  1. Бланки паспортов.

  2. Бланки бюллетеней.

  3. Бланки списков избирателей.

Роли:

  1. Члены избирательной комиссии (3 человека).

  2. Штабы кандидатов на пост Президента школы. (2 команды по 5 человек).

  3. Избиратели.

Ход игры:

  1. Выдвижение кандидатов и их регистрация в Избирательной комиссии.

  2. Проведение предвыборной компании: защита предвыборных программ кандидатами, дебаты, ответы на вопросы избирателей.

  3. Подготовка списков избирателей. Заполнение избирателями бланков паспортов.

  4. Проведение выборов: регистрация членами избирательной комиссии, выдача бюллетеней, голосование.

  5. Подсчет голосов, заполнение протокола, объявление результатов голосования.

  6. Подведение итогов. Выводы.












© 2010-2022