Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ
ГОРОДА БЕЛОРЕЧЕНСКА МО БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН


УТВЕРЖДЕНО


решение педсовета протокол № 1


от 30.08.2013 года


Председатель педсовета


_____________ А.Л. Будеер


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


по интеллектуальному направлению для обучающихся 1- 4 классов


кружок


«Математика и конструирование»


срок реализации 4 года


возраст обучающихся 7 - 10 лет


учителя Мирошниченко Л.И.












1.Пояснительная записка.

Программа рассчитана на 1 час в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30-35 минут. Всего 32 занятия.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных действий.

Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимися возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирования умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности и сознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различие, примечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ребёнка рассуждать, советоваться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной тренировки. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах «центрах», расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность переговариваться друг с другом, обмениваться мыслями). При реализации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Самолётик», «Пересадки» принцип свободного перемешения по классу, работа в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.



2. Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Всего

часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудиторные

Внеаудиторные

I

Математика - это интересно.

6

1

Математика - это интересно.

1

1


Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемешается «вверх», «вниз», «вправо», «влево»)

2-3

Игры с кубиками.

2

1

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

4

Путешествие точки.

1

1


Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его шагов.

5

Праздник числа 10.

1

1


Игры «Задумай число», «Отгадай число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

6

Игра-соревнование «Весёлый счёт».

1

1


Найти, показать и назвать числа по порядку (от1 до 20). Числа от 20 расположены в таблице (4х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

II

Головоломки.

6



7-8

Танграм: древняя китайская головоломка.

2

2


Составление картинки с заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

9-10

Конструирование фигур из деталей танграма.

2

2


Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнения работы.

11-12

Числовые головоломки.

2

2


Решение и составление ребусов, содержащих числа. Составление числового кроссворда (судоку).

III

Конструирование.

6



13-14

Конструкторы лего.

2

2


Знакомство с деталями конструктора. Схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

15-16

Математическая карусель.

2

2


Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

17-18

«Спичечный» конструктор.

2

2


Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнения работы.

IV

Геометрия.

4



19

Весёлая геометрия.

1

1


Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

20

Волшебная линейка.

1

1


Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

21

Уголки.

1

1


Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

22

Прятки с фигурами.

1


1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

V

Задачи-смекалки.

2



23

Секреты задач.

1

1


Решение задач разными способами. Нестандартные задачи.

24

Задачи-смекалки.

1

1


Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Математические игры.

9



25-26

Математические игры.

2

1

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20»,




27

Игра в магазин. Монеты.

1

1


Сложение и вычитание в пределах 20.

28

Математическое путешествие.

1

1


Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

29

Математические игры.

1

1


«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

30

Математическая карусель.

1

1


Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

31-32

Математические игры.

2

1

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20»,

33

Математический праздник.

1

1


Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задания. Математические игры.

33

28

5


3.Содержание программы. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует предмету «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать процесс соображению. Числа. Арифметические действия. Величины. Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получалось заданное число. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Выполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

4. Предполагаемые результаты реализации программы. Ценностными ориентирами содержания факультатива является: -формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; -освоение эвристических приёмов рассуждений; -формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; -развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; -формирование способностей наблюдать, сравнивать обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы; -формирование пространственных представлений и пространственного воображения; -привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: -развитие любознательности. Сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного эвристического характера; -развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; -воспитание чувства справедливости, ответственности; -развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Метапредметными результатами изучения данной программы являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) при решении заданий.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в правилах конкретной игры.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы, таблицы, правила игр и другие источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и объекты по классам, видам, предназначениям.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и выполнять задания.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами изучения программы являются формирование следующих умений: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии.

5.Формы организации обучения и виды контроля. 1.Математические игры: -игры-соревнования «Весёлый счёт»; -игры с игральными кубиками; -игры с мячом «Наоборот», «Не урони мяч»; -игры с набором «Карточки-считалочки»; -математические пирамиды «Сложение в пределах 10, 100, 1000», «Вычитание в пределах 10, 100, 1000»; -игры «Морской бой», «Не собьюсь!», «Лучший счётчик», «Задумай число», «Часы», «Весы». 2.Работа с конструкторами: -моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; -танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный конструктор»; -конструкторы Лего; -конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаика», «Монтажник», «Строитель». 3.Мир занимательных задач: -задачи, допускающие несколько способов решения; -задачи, имеющие несколько решений; -старинные задачи; -логические задачи; -задачи на переливание; -задачи, решаемые способом перебора; -решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». 4.Геометрическая мозаика: -пространственные представления; -геометрические узоры; -симметрия; -расположение деталей фигуры в исходной конструкции; -разрезание и составление фигур; -поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации; -решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность; -распознавание окружности на орнаменте.

6.Методические рекомендации.

Наиболее эффективными формами проведения кружка являются занятия в малых группах по 5-6 человек, когда часть детей играет, часть фиксируют результаты, затем меняются местами.

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

1

Библиотечный фонд


1.Горофская Г.Г. Решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников. Начальная школа. 2009. - №7.

2.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений.- СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

3.Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. СПб.: .: Кристалл, 2001.

4.Игры со спичками: Задачи и развлечения/сост.А.Т.Улицкий, Л.А.Улицкий. - Минск: Фирма «Вуал», 1993.

5.Лавлинского Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности.- М., 2006.

6.Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. - СПб.: Союз. 2001.

7.Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. - М.: АСТ, 2006.

1

1

1

1

1

1

1

2

Печатные пособия


Комплекты карточек с числами.

«Математический веер» с цифрами и знаками.

Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации: 10 п.л. формата А 1/ Е.А.Кочурова, А.С.Анютина, С.И.Разуваева, К.М.Тихомирова. - М.:ВАРСОН. 2010

14

14

1

1

3

Технические средства обучения


Компьютер

Экран

Мультимедийное оборудование

1

1

1

4

Экранно-звуковые пособия


Электронное издание для младших школьников: «Математика и конструирование». «Считай и побеждай», «Весёлая математика».

1

5

Игры и игрушки


Игра « Математическое домино»

1 на группу детей из 5-6 человек


Игра «Русское лото».

1 на группу детей из 5-6 человек


Кубики игральные с точками и цифрами.

1 на группу детей из 5-6 человек


Набор «Геометрические тела».

1


Часовой циферблат с подвижными стрелками.

1


Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10, 100, 1000», «Вычитание в пределах 10, 100, 1000»

1


Палитра - основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10, до 100».

1


Бумага, фломастеры

1 набор на каждого ученика

6

Оборудование класса


Стол

1 на двух учеников


Стул

1 на каждого ученика



© 2010-2022