- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мирошниченко Л.И. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ
ГОРОДА БЕЛОРЕЧЕНСКА МО БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30.08.2013 года
Председатель педсовета
_____________ А.Л. Будеер
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по интеллектуальному направлению для обучающихся 1- 4 классов
кружок
«Математика и конструирование»
срок реализации 4 года
возраст обучающихся 7 - 10 лет
учителя Мирошниченко Л.И.
1.Пояснительная записка.
Программа рассчитана на 1 час в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30-35 минут. Всего 32 занятия.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных действий.
Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимися возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирования умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности и сознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различие, примечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ребёнка рассуждать, советоваться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной тренировки. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах «центрах», расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность переговариваться друг с другом, обмениваться мыслями). При реализации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Самолётик», «Пересадки» принцип свободного перемешения по классу, работа в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
2. Учебно-тематический план
№
Наименование разделов, тем
Всего
часов
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся
Аудиторные
Внеаудиторные
I
Математика - это интересно.
6
1
Математика - это интересно.
1
1
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемешается «вверх», «вниз», «вправо», «влево»)
2-3
Игры с кубиками.
2
1
1
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
4
Путешествие точки.
1
1
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его шагов.
5
Праздник числа 10.
1
1
Игры «Задумай число», «Отгадай число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
6
Игра-соревнование «Весёлый счёт».
1
1
Найти, показать и назвать числа по порядку (от1 до 20). Числа от 20 расположены в таблице (4х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
II
Головоломки.
6
7-8
Танграм: древняя китайская головоломка.
2
2
Составление картинки с заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
9-10
Конструирование фигур из деталей танграма.
2
2
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнения работы.
11-12
Числовые головоломки.
2
2
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Составление числового кроссворда (судоку).
III
Конструирование.
6
13-14
Конструкторы лего.
2
2
Знакомство с деталями конструктора. Схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
15-16
Математическая карусель.
2
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
17-18
«Спичечный» конструктор.
2
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнения работы.
IV
Геометрия.
4
19
Весёлая геометрия.
1
1
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
20
Волшебная линейка.
1
1
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.
21
Уголки.
1
1
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.
22
Прятки с фигурами.
1
1
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».
V
Задачи-смекалки.
2
23
Секреты задач.
1
1
Решение задач разными способами. Нестандартные задачи.
24
Задачи-смекалки.
1
1
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
Математические игры.
9
25-26
Математические игры.
2
1
1
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20»,
27
Игра в магазин. Монеты.
1
1
Сложение и вычитание в пределах 20.
28
Математическое путешествие.
1
1
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.
29
Математические игры.
1
1
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
30
Математическая карусель.
1
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
31-32
Математические игры.
2
1
1
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20»,
33
Математический праздник.
1
1
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задания. Математические игры.
33
28
5
3.Содержание программы. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует предмету «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать процесс соображению. Числа. Арифметические действия. Величины. Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получалось заданное число. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Выполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
4. Предполагаемые результаты реализации программы. Ценностными ориентирами содержания факультатива является: -формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; -освоение эвристических приёмов рассуждений; -формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; -развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; -формирование способностей наблюдать, сравнивать обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы; -формирование пространственных представлений и пространственного воображения; -привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: -развитие любознательности. Сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного эвристического характера; -развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; -воспитание чувства справедливости, ответственности; -развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения данной программы являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий.
-
Учиться высказывать своё предположение (версию) при решении заданий.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в правилах конкретной игры.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы, таблицы, правила игр и другие источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и объекты по классам, видам, предназначениям.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Читать и выполнять задания.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения программы являются формирование следующих умений: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии.
5.Формы организации обучения и виды контроля. 1.Математические игры: -игры-соревнования «Весёлый счёт»; -игры с игральными кубиками; -игры с мячом «Наоборот», «Не урони мяч»; -игры с набором «Карточки-считалочки»; -математические пирамиды «Сложение в пределах 10, 100, 1000», «Вычитание в пределах 10, 100, 1000»; -игры «Морской бой», «Не собьюсь!», «Лучший счётчик», «Задумай число», «Часы», «Весы». 2.Работа с конструкторами: -моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; -танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный конструктор»; -конструкторы Лего; -конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаика», «Монтажник», «Строитель». 3.Мир занимательных задач: -задачи, допускающие несколько способов решения; -задачи, имеющие несколько решений; -старинные задачи; -логические задачи; -задачи на переливание; -задачи, решаемые способом перебора; -решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». 4.Геометрическая мозаика: -пространственные представления; -геометрические узоры; -симметрия; -расположение деталей фигуры в исходной конструкции; -разрезание и составление фигур; -поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации; -решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность; -распознавание окружности на орнаменте.
6.Методические рекомендации.
Наиболее эффективными формами проведения кружка являются занятия в малых группах по 5-6 человек, когда часть детей играет, часть фиксируют результаты, затем меняются местами.
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Количество
1
Библиотечный фонд
1.Горофская Г.Г. Решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников. Начальная школа. 2009. - №7.
2.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений.- СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3.Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. СПб.: .: Кристалл, 2001.
4.Игры со спичками: Задачи и развлечения/сост.А.Т.Улицкий, Л.А.Улицкий. - Минск: Фирма «Вуал», 1993.
5.Лавлинского Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности.- М., 2006.
6.Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. - СПб.: Союз. 2001.
7.Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. - М.: АСТ, 2006.
1
1
1
1
1
1
1
2
Печатные пособия
Комплекты карточек с числами.
«Математический веер» с цифрами и знаками.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации: 10 п.л. формата А 1/ Е.А.Кочурова, А.С.Анютина, С.И.Разуваева, К.М.Тихомирова. - М.:ВАРСОН. 2010
14
14
1
1
3
Технические средства обучения
Компьютер
Экран
Мультимедийное оборудование
1
1
1
4
Экранно-звуковые пособия
Электронное издание для младших школьников: «Математика и конструирование». «Считай и побеждай», «Весёлая математика».
1
5
Игры и игрушки
Игра « Математическое домино»
1 на группу детей из 5-6 человек
Игра «Русское лото».
1 на группу детей из 5-6 человек
Кубики игральные с точками и цифрами.
1 на группу детей из 5-6 человек
Набор «Геометрические тела».
1
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
1
Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10, 100, 1000», «Вычитание в пределах 10, 100, 1000»
1
Палитра - основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10, до 100».
1
Бумага, фломастеры
1 набор на каждого ученика
6
Оборудование класса
Стол
1 на двух учеников
Стул
1 на каждого ученика