Внеклассное мероприятие «В мире математики»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.Внеклассное мероприятие « В мире математики»

Цели:

*Расширить кругозор учащихся, познакомить с историей возникновения счета, познакомить с счетом разных стран.

*Развитие познавательного интереса, внимательности, сообразительности, мышления.

*Воспитывать интерес к науке математика.

Запомните все, что без точного счета,

Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.

Без счета не может подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Дорогие ребята! Королева всех наук - математика, приглашает вас к себе в гости в мир математики . Современному человеку без знания математики обойтись очень трудно. Без точного счета не сдвинется места работа и в прятки не сумеют сыграть ребята. Принимая активное участие в мероприятии мы будем путешествовать по станциям, вы узнаете, что в математике есть своя красота.

Мир построен на силе чисел, так сказал великий математик Пифагор.

Станция "Историческая"

Сколько тебе лет?

Сколько у тебя друзей?

Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали?

Вот послушайте:

Давным - давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений, иногда ловили рыбу, одевались в шкуры убитых зверей.

Жизнь первобытных людей мало, чем отличалась от жизни животных. Они владели речью, умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем.

Первобытные люди, как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, а первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок, из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя. А если он видел их больше, то говорил: «Много».

Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, а потом четыре, пять и т.д. Пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно, когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала -5, две руки и одна нога -15, две руки две ноги - 20.

Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения: 3- это два и один, 4- это два и два, 5 -это два, еще два и один.

А теперь «Как люди научились записывать цифры».

Сейчас нам, привыкшим к начертанию цифр, даже не верится, что была какая - то другая система записи чисел.

Когда люди не имели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков.

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было ставить пять палочек и одну подкову. И так до сотни. Для сотни был выдуман крючок, для тысячи - значок вроде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч - лягушкой, а миллион - фигуркой с поднятыми руками. Не очень - то было удобно записывать таким способом большие числа и совсем неудобно было их складывать, вычитать, умножать, делить.

Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако, рисунок руки делали очень простым. Вместо того, чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V. И этот значок стал обозначать цифру 5. Потом к пяти прибавляли один и получали 6. Вот так: 6 - VI, 7 - VII.

А как короче записать четыре? Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от 5 отнимали один и записывали так: IV - это пять без одного.

А как записать десять? Десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру «десять» изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая - перевернута вниз: X.

Если рядом с X написать одну палочку справа - XI, то будет одиннадцать, а если слева - IX.

Римские цифры употребляют часто в наши дни. Например, на часовом циферблате, иногда делают обозначения римскими цифрами.

Станция - Реши -ка!

( задания с римскими цифрами)

Римская нумерация была большим изобретением для своего времени. Но для записи и выполнения арифметических действий она была не удобна. После того, как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы. В Древней Руси буква «А» обозначала единицу, «В» - два, «Г» - три, и т.д.

Однако, и буквенная нумерация тоже была неудобна для обозначения большого числа. Тогда еще люди не додумались, что одна и та же цифра может обозначать разные числа в зависимости от ее положения в ряду других цифр, как это сейчас.

Способ записи чисел всего несколькими знаками «десятью», который принят сейчас во всем мире, был создан в Индии. Индийская система счета распространилась затем по Европе, а цифры получили название арабских.

Физминутка

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»-
(Хлопнуть в ладоши)
Приз немедленно бери!

Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри…..
Рыбёшек мелких увидали
И не одну, а целых….. две.

Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два, …..марш!»

Когда стихи запомнить хочешь.
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, лучше…..пять!

Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Но что ж вы приз, друзья, не брали,
Когда была возможность брать?

И сейчас станция « Загадочная»


Есть у нашего Андрейки
Шесть монет по две копейки.
На покупку сладкой плюшки
Сколько денег у Андрюшки? (12)

Солнце льёт на землю свет.
Рыжик прячется в траве.
Рядом тут же в жёлтых платьях
Их ещё двенадцать братьев.
В кузовок я всех их спрятал.
Вдруг гляжу - в траве маслята,
Их пятнадцать, тех маслят,
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов?
Сколько я нашёл грибов? (28)

Два цыплёнка стоят,
Два в скорлупках лежат,
Шесть яиц под крылом у наседки лежат.
Посчитай поверней,
Отвечай-ка скорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (10)

Я, Серёжа, Коля, Вася-
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока-
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько нас получится? (6).

Ребята, а какую цифру вы любите больше всего? Семь? Восемь? А может пятерку или единицу? Вас удивляет такой вопрос? Как можно любить или не любить какие - то цифры, числа?

У некоторых людей есть «плохие» числа и «хорошие», например число семь - хорошее, а тринадцать -плохое. Математик Пифагор ставил единицу выше всех других чисел, считая, что именно от нее пошел весь мир. Она та самая, о которой говорится: «мал, да удал». И в жизни, и в математике не раз доказывала единица, что и «один в поле воин».

Все бывает в первый раз: первый блин и первый класс, первая пятерка. Есть много пословиц, игр, стихов, крылатых слов с числами. А какие вы знаете пословицы, крылатые слова с числами, стихи и песни? (Ребята приводят примеры )

Станция « Вспоминай - кА!»

Станция « Отгадай ребусы»

Мы попали на «Веселую полянку». Мы на станции « Частушек»

Заиграй-ка, балалайка.
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

С тройкой справится,
Скажу вам нелегко:
Не уедите на ней далеко!

Ей четверка говорит:
У тебя ужасный вид!
Все ты скачешь, а пора бы перестать.
Очень стыдно
Рядом с тройкою стоять!

Тройка ждет всегда
Подсказки у доски.
И вздыхает от стыда
И от тоски.

Уж поверьте нам, ребята,
С тройкой что - то делать надо.
Что б она четверкой стала,
Слушать двойку перестала.

Станция Задачкино

Итак, внимание,
Последнее задание.
Вы задачи все решите,
Нас знаньями своими поразите.

Вот и закончена игра. Итоги подводить пора! (Награждение победителей)

Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы постарались, как смогли, а главное поняли, что математика действительно Королева всех наук. И с ней надо дружить.

Математику, друзья, не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука - это математика.


© 2010-2022