Сценарий Детство и война (начальные классы)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Детство и война» Цель: воспитывать в учениках чувство патриотизма. Оформление: иллюстрации на военную тему, портреты юных героев. Ход мероприятия Педагог: Что может быть страшнее, чем судьбы детей на войне! Дети рождаются, чтобы жить долгой и счастливой жизнью. Дети - это лучшее, что есть в мире. Но когда дети берут в руки оружие - это страшная картина. Когда дети погибают во время войны - это самое большое зло в мире. Великая Отечественная война искалечила судьбы тысяч малень­ких ребят, которые погибли, получили ранения. Тысячи ребят защи­щали свою Родину наравне со старшими. Ученик: «... В оккупированном гитлеровцами Николаеве действовала подпольная группа «Центр». Двое недавних школьников - Витя Хоменко и Шура Кобер - выполняли при нем обязанности связных. Шуру, неплохо знающего немецкий язык, удалось устроить мойщиком посуды на кухню офицерской столовой. О подслушанных разговорах он докладывал старшим подпольщикам. А Витя вел разведку военных объектов, расположенных в городе. Весной сорок второго года прервалась связь николаевских пат­риотов с Большой землей. Необходимо было срочно переправить верных людей через линию фронта. Выбор пал на юных разведчиков, смелых и находчивых. Ребятишек переодели в штопаную-перешто­паную одежду и благословили в дорогу. Никто не обращал внимания на ободранных сирот. В те дни на Украине можно было увидеть много действительно осиротевших ма­леньких бродяг - «детей войны». При появлении солдат или полицаев подростки ковыряли палкой землю или рылись в мусоре. Как раз в этой палке-коряге и находились зашифрованные сведения, новые явки, просьбы направить подпольщикам и партизанам рацию, взрывчатку, медикаменты. Юные патриоты, успешно преодолев сотни километров, при­были в Москву. Здесь после недолгого отдыха они прошли крат­косрочные курсы разведки, а затем вернулись в родной город. И снова трудная, опасная работа во вражеском тылу.В конце сорок второго года провокатор выследил Витю и Шуру. Ребят схватили фашисты. В гестапо их жестоко пытали. Холодным декабрем на базарной площади юных патриотов казнили. На следующий день утром жители Николаева увидели возле виселицы живые цветы и листовку со словами: «Слава юным героям!» Витя Хоменко, Шура Кобер, Вася Коробко, Володя Дяковский, Толя Жовтуха, Боря Кулешин и многие другие... Сыны полков, юнги, стрелки, артиллеристы, партизанские разведчики, подпольщики... Их было сотни, тех отважных ребят, которые, не успев повзрослеть, прямо со школьной скамьи встали в ряды защитников Отечества. Не всем довелось дожить до Побсды. Некоторые погибли трагической смертью. Разве есть инструмент, которым можно измерить стойкость че­ловека, а тем более, ребенка в жестоком бою, мужество подростка, на голову которого сыпались бомбы, а фронтовая землянка ходила хо­дуном!? А они, несмотря ни на что, оказались бойцами высокого духа, достойными гражданами. Звучит музыка военных лет. Ученик: Мы вас помним, солдаты! Останетесь вечно живыми! Пусть известны не все имена, Мы помнить мгновенья войны. Обещаем Но войны той жестокой раскаты И головы скорбно склоняем Не умолкнут во все времена. Перед всеми, кто мертв и кто жив, Чашу страданья испив всю до дна, Кто, подвиг свой ратный свершив, Вы из жизни ушли молодыми, Жить в мире потомкам навек завещал Но в памяти нашей во все времена И жизнь без раздумья за это отдал! Ученица: Коля Печененко накануне войны закончил пять классов. В то жаркое лето он как и десятки его ровесников, находился в пио­нерском лагере под Каменкой, недалеко от Черкасс. Во время эва­куации лагеря машину с детьми обстреляли фашистские самолеты. Несколько ребят не успев выскочить, погибли, а те, кто остался жив, разбрелись кто куда Колю приютил местный лесник. Фронт приближался быстро. Мальчишке не сиделось дома. Однаж­ды, услышав в лесу выстрелы, он направился туда. На одной из просек набрел на раненого солдата и привел его с собой. Оставаться долго в доме лесника было опасно. Хозяин оказал раненому помощь, и предложил пробираться в Холодоярские леса, где в те дни уже собирались партизаны. Коля вызвался проводить красно­армейца. Темной ночью они покинули гостеприимный дом хозяина. Через двое суток достигли Холодного Яра. Новых друзей встретили народные мстители, зачислили в отряд. Партизаны берегли юного бойца, старались не брать на опасные операции. Но разве можно было его удержать? Коля ходил в разведку, учился подрывному делу. В ноябре 1943 года вместе с другими бойцами он участвовал в уничтожении крупного склада боеприпасов в городе Смеле. Во время очередной диверсионной акции на железной дороге юный партизан был схвачен. Мужественно перенес многодневные жестокие пытки. Еле живого, с обмороженными ногами его спасли партизаны. Выздоровление партизана-подростка совпало с освобождением родного края, и 13-летний Коля стал разведчиком 32-го артполка 13 гвардейской дивизии. Смелым и находчивым был сын полка, о чем свидетельствуют орден Красной Звезды и две боевые медали. После войны он учился в школе, успешно закончил Харьковский автодорожный институт. Поселился на Полтавщине. Но годы войны дали о себе знать. Печененко оказался навсегда прикованным к постели. Не сдаваясь, он, удерживая карандаш в зубах, написал книгу воспо­минаний «Опаленная судьба». Педагог: Мы знаем имена четверых пионеров фронтового поколения, которые удостоены звания Героев Советского Союза, самого высокого звания. Это Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. Трое из них погибли страшной смертью, но успели уничтожить не одного фашиста. Их подвиг будет жить вечно примером мужества, любви к Родине и своему народу. Ученица: По Шепетовке быстро расходились вести: листовки, сбро­шенные советским самолетом, появились под самым носом у гитле­ровцев - на стенах их собственной комендатуры...Ночью сгорела вражеская нефтебаза...Совершено нападение на колонну немецких автомашин с солдатами и продовольствием. Уничтожен лесосклад... Город догадывался: это действует подпольная организация. Но кто мог подумать, что к совершенным диверсиям непосредственно причастен этот, казалось бы, бесцельно слоняющийся по улицам города мальчуган?! Разве можно заподозрить, что на багажнике его вело­сипеда под охапкой каких-то дров находятся части ручного пулемета, изъятого из тайника? А между тем, это было именно так. Валя Котик, двенадцатилетний пионер 4-й шепетовской школы, вот уже несколько месяцев выполнял задания подпольной органи­зации. ...Третий час безотрывно наблюдали они из кустарника Славутское шоссе. Пустынно было в этот день на нем. И вдруг партизаны увидели легковую машину, за которой следовали два грузовика с солдатами. Бойцы переглянулись: крупная, мол, добыча! Колонна шла на большой скорости. «Так это же начальник шепетовской жандармерии, обер-лейтенант Кениг!» - узнали они офицера, сидящего рядом с водителем. Одно его имя наводило ужас в городе. О жестокости Кенига рассказывали невероятные вещи. Валёк вместе с друзьями юрко подполз к дороге. «Только бы не промахнуться!» - твердил он про себя. Все произошло мгновенно: завизжали тормоза, и тут же один за другим грохнули три ослепительных взрыва. Партизаны подались назад в кустарник. Уже за спиной услыша­ли, как грузовик, не успев затормозить, наскочил на изуродованную и перевернутую машину. Солдаты высыпали из грузовика и стали стре­лять по кустам. Поздно - партизан и след простыл. Однажды, возвращаясь с задания, разведчики наткнулись на отряд карателей. Завязался бой. Валёк залег рядом с командиром группы Иваном Алексеевичем Музалевым. Партизаны отбивали атаку гитле­ровцев. Вдруг Валёк увидел подкрадывающегося сзади фашиста. - Дядя Ваня! Сзади! - крикнул Валёк и тут же заслонил собой ко­мандира. Выстрелы раздались одновременно. Валя схватился за грудь. Рухнул и немец. Иван Алексеевич вынес своего младшего товарища к сторожке лесника. Там Валя пробыл несколько недель. А когда выздоровел, вер­нулся в отряд. За смелость и доблесть его наградили медалью «Пар­тизану Великой Отечественной войны». 11 февраля 1944 года Вале исполнилось 14 лет. В этот день Со­ветская Армия освободила его родную Шепетовку! Но мальчик отказался вернуться домой и остался в отряде. 17 февраля партизаны бесшумно подошли к окраине Изяслава. Партизаны ворвались в город, захватили оружейный склад. Вале и еще нескольким партизанам командир приказал его охранять. А отряд по­шел дальше, в центр города. Вдруг совсем рядом просвистело несколько пуль. Валёк почувст­вовал тупой удар в живот. Ноги сразу ослабели. Он упал. Санитары бережно положили его на подводу. Слабеющим го­лосом мальчик попросил: - Поднимите меня. Хочу видеть.. Вот так Хорошо... Танки.. .Наши танки! Мертвое тело мальчика обвисло на руках санитара. Почтим память всех погибших минутой молчания! Ученица: Стоит средь лесов деревенька. Бывало, придет в деревеньку, Жила там когда-то давненько Мать спросит усталую Женьку: Девчонка по имени Женька. - Ну, как ты живешь? Мальчишечье имя носила, - Помаленьку. Высокие травы косила, Пошли на заданье ребята. Была в ней веселая сила. Ударила вражья граната. Завыли стальные бураны, Из ватника вылезла вата. Тень крыльев легла на поляны, Висит фотография в школе, И Женька ушла в партизаны. В улыбке - ни грусти, ни боли, В секрете была и в засаде, Шестнадцать ей было - не боле. Ее уважали в отряде, Глаза ее были безбрежны, Хотели представить к награде. Мечты ее были безгрешны, Слова ее были небрежны... Педагог: Великая Победа наступила благодаря юным героям. Они внесли огромный вклад в правое дело, отдавали еще совсем юные тела на растерзание, не боялись смерти и шли смело на врага. Они доро­жили светлой минутой больше, чем кто-либо. Ведь у них отняли детство и юность, сделали их сиротами, их судьбы покалечила война. Будем всегда помнить о них, будем всегда равняться на них! Ученица: Конечно, подумать - Кому она легче, Лихая година, была? Но все же война и на детские плечи Всей тяжестью взрослой легла... Когда закрывала страданья громада Пределы горящей земли, Круги и горнила военного ада И дети со всеми прошли!... Сиротство и холод пронзающей стужи, И голод, и слезы, и смерть! Войной просквоженные детские души Уже никогда не согреть. И если потребует новых свидетельств Грядущий карающий суд, Военной поры непростившие дети Свои показанья дадут. Предвижу и ужас, и гнев неизбежный, Лишь станет известно в те дни, Какая же в детстве открылась им бездна, Куда заглянули они!...


© 2010-2022