Конспект урока по окружающему миру на тему Экологические системы (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Предмет: окружающий мир Тема урока: «Экологические системы» Программа: Школа 2100 Класс: 2-в Учитель: Калинина Мария Александровна Дата проведения: 15.01.2014 г. Цель: сформировать представление об экосистеме. Задачи:

  • Обучающие:
    • закрепить понятие о местообитании животных и растений, об экосистеме;
    • помочь осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго;
    • показать важнейшую роль живых организмов на Земле.
  • Развивающие:
    • научить систематизировать, выделять главное; способствовать развитию воображения;
    • научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;
    • развивать учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи;
  • Воспитательные:
    • формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения(видео фрагменты) и создание ситуации успеха.
    • формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.
    • прививать любовь к окружающей природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний. Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме. Понятия: экосистема. Методы: словесно-наглядные, частично-поисковые. Средствами обучения:
  • печатные издания: учебник, наглядное пособие;
  • записи на доске;
  • слово учителя.
Каналы общения:
  • ученик - учитель;
  • ученик - литературный источник (учебник);
Каналы восприятия: визуальный, аудиальный. Психологический аспект построения урока: восприятие - осмысление - понимание - запоминание - воспроизведение материала в речь - обобщение - систематизация.

Оборудование: иллюстрации с городом, лесом, живыми организмами разных профессий, плакат «Экологические системы» из комплекта «Наглядный материал по окружающему миру для 2 класса». ТСО: мультимедиа установка

Организационный момент. - Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку окружающего мира. Итак, какими качествами нам с вами нужно обладать, чтобы на уроке сделать своё маленькое открытие? Дети: быть внимательным, любознательным, терпеливым - Я надеюсь, что сегодня на уроке каждый сделает для себя открытие. Мы с вами закончили первую часть учебника, переходим ко второй. Дети: мы будем подробнее говорить о животных и растениях. Мы начнём рассматривать жителей разных частей света и материков. - Молодцы! Конечно, именно этому будут посвящены следующие уроки.
  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Ребята, сейчас я вам предлагаю представить две ситуации. Вам нужно ответить как всегда на два вопроса: как из первой ситуации возникла вторая, кто принимал в это участие и какой вывод вы можете сделать. Ситуация 1. На иллюстрации изображён город, на улицах которого много мусора, растения на клумбах завяли, собаки и кошки ходят голодные. На второй иллюстрации город тот же, только в нём всё чисто, красивые клумбы с цветами и довольные собаки и кошки гуляют по улицам. - Как произошло изменение? (в городе убирались, поливали цветы) - Кто участвовал в этом процессе? (люди, человек) - Какой вывод можно сделать? (За городом нужно ухаживать, чтобы поддерживать порядок и вырастить растения и животных) Ситуация 2. На первом рисунке: День. Лес. От волков бежит заяц. Дятел стучит по стволу. Лось щиплет листву. Белочка ест орехи. На втором рисунке: День. Лес. Из травы выглядывают зайцы. У стаи волков есть маленькие волчата, они лежат сытые и довольные. В этом месте, где лось щипал листву, появились новые побеги. На дереве в дупле белка что-то прячет. - Как произошли эти изменения? (у волков родились волчата, появились новые побеги) - Кто участвовал в этом процессе? (растения и животные) - Какой вывод можно сделать? (все изменения происходили без участия человека) - Почему же во второй ситуации не требуется участие человека, а в первой требуется? Дети: растения сами растут, животные рождают потомство, а в городе человек сам заботится об окружающем мире. - Какой вопрос у вас возникает? Дети: кто же в лесу помогает животным и растениям? Молодцы! Чему будет посвящён наш урок? Дети: мы будем говорить о том, как в лесу животные и растения наводят порядок. - Ребята, какие профессии помогают в городе поддерживать порядок? Дети: дворники, садовники… - Если у людей существуют профессии, какой вопрос может возникнуть? Дети: нет ли профессий у животных и растений? - Да, с этим вопросом нужно разобраться. Эти процессы в лесу, по вашему мнению, происходят постоянно, систематически или от случая к случаю. Дети: это тоже нам надо сегодня выяснить. - Итак, выносим несколько вопросов для общего наблюдения и обсуждения.
  • Как в лесу животные и растения поддерживают порядок?
  • Нет ли профессий у животных и растений?
  • Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю?
  1. Совместное открытие знаний.
- Чтобы ответить на вопросы, сначала поиграем в «Третий лишний» Белка, белый медведь, бурый медведь. (белый медведь живёт на северном полюсе - ледяная пустыня) Жираф, заяц, зебра. (заяц - в лесном массиве) Осьминог, дельфин, ёрш. (ёрш - живёт в реке) - Какой вывод можно сделать? Дети: у каждого животного есть своё место жительства. - Сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть фильм. И попробовать ответить на вопрос как приспосабливаются животные и растения к жизни в разных тепловых поясах. - Что вы узнали из фильма? Дети: - Какой вывод можем сделать? Дети: все животные и растения приспосабливаются к жизни в своём поясе, им там комфортно и они не смогут жить в других условиях. Физминутка. (музыка). Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Представьте зимний лес. Ярко светит февральское солнце. Снег переливается яркими, радужными цветами. Вы поймали лучик солнца в свою ладонь. Стало очень тепло, что захотелось поделиться теплотой с другими. Вы тихо улыбнулись и открыли глаза. Продолжаем работать. с.4 У каждого своё место обитания. Чтение вслух. С каким новым термином познакомились? (место обитания) На с.4 посмотрим на картинки внизу и ответим на вопрос: Как связаны друг с другом эти животные и растения? Дети: растёт дуб, гусеницы питаются его листьями, синица питается гусеницами, а ястреб - синицами. - Кто знает, как называется эта связь дуб-гусеницы-синицы-ястреб? Дети: пищевая цепь Верно! Эти растения и животные объединены пищевыми связями. Поэтому их не надо кормить. Они живут там, где достаточно пищи. - скажите, а где встречаются дубы, гусеницы, синицы и ястребы вместе? Дети: в лесу Хорошо. А давайте проверим наше утверждение по учебнику. с. 5. Экосистема. Вспоминаем материал 1-ого класса. Растения и животные экосистемы выполняют какую-то роль. Какую? Дети: Растения - «Кормильцы» (чтение текста с.5) Животные - «Едоки» (чтение текста с.5-6) Бактерии, грибы, мелкие животные - «Мусорщики» (чтение текста с.6) Попробуем составить схему. - Давайте посмотрим на плакат «Экологические системы». - Что изображено в первой рамочке? Дети: растения (кормильцы) - Кто во второй рамочке? Дети: животные (едоки) - Кто или что в третьей? Дети: грибы, черви, бактерии (мусорщики) Попробуйте составить пищевые связи. - Разрушенные остатки растений и животных придают верхнему слою земли тёмную окраску. Он превращается в почву - волшебный слой, обладающий плодородием. IV. Закрепление изученного. Вы - молодцы! Сумели ли мы с вами ответить на наши вопросы?
  • Как в лесу животные и растения поддерживают порядок? (порядок поддерживается за счёт связей, никаких остатков не остаётся, в лесу всё как механизм)
  • Нет ли профессий у животных и растений? (есть. Растения - кормильцы, животные - едоки, бактерии - мусорщики)
  • Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю? (эти механизмы в природе происходят систематически)
  • Какую роль в экосистеме играют люди? (люди иногда очень много берут от природы и она начинает болеть, а сейчас люди научились лечить нарушения экосистемы)
  • Как долго могут существовать экосистемы без участия человека?
- На последний вопрос найдите ответ, прочитав рубрику «Подведём итоги» на с.9. Сегодня мы с вами познакомились с новым понятием - экосистема. Попробуйте сами сформулировать, что такое экосистема. Прочитайте на с. 9. V.Инструктаж д/з С.4-9 читать, отв. на вопросы. Оценивание.

6



© 2010-2022