- Преподавателю
- Начальные классы
- СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «Дымковская игрушка»
СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «Дымковская игрушка»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горбунова О.А. |
Дата | 22.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
-
Фамилия, имя, отчество педагога
Горбунова Ольга Александровна
Наименование образовательного учреждения, район (город)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Сосновоборское».
Тема занятия
«Дымковская игрушка»
Возраст обучающихся
11-12 лет (5 класс)
Тип урока
Закрепление и совершенствование умений и навыков
Вид урока
Урок-сказка
Форма урока
Деловая игра
Цель урока:
Образовательный аспект
Воспитательный аспект
Развивающий аспект
-Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объемной формы.
-Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.
-Закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке.
Планируемые результаты
Предметные
- базовый уровень
-повышенный уровень
Метапредментые результаты
- познавательные
- коммуникативные
- регулятивные
-Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объемных работах.
-Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи. -Представление о народном промысле - глиняная Дымковская(Вятская) игрушка(Кировская область). -Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*
Компьютер - видеопроектор, система полиэкран, диапроекторы.
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)
Учителю: Оригинальные образцы дымковской игрушки (иллюстрации), выполненные руками мастера промысла, работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров, цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки, карточки с элементами узоров дымковской росписи.
Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, опорные таблицы с элементами узоров дымковской росписи, раздаточный материал - карты-вставки «дорисуй » с дополнительными карточками, печатки-тычки различной формы и размера, краски акварельные и гуашевые, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки.
УМК (литературный ряд)
Сборник «Народные художественные промыслы России», стихи о дымковской игрушке, сказка о Дымке, памятки.
УМК (видеоряд)
Мультимедийная презентация, тематический слайд-фильм
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся (УУД)
познавательные
коммуникативные
регулятивные
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
1
2
3
4
5
6
7
Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки.
Цели и задачи:
-
для учителя - познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;
-
Учитель. - Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл? (демонстрируется крупно на экран изображение «Дымковской барыни»)
-
Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка. Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково. Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….
Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.
Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.
-
Учитель. - Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка?
Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме.
Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.
Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме
Планирование учебного сотрудничества
Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу
Волевая
саморегуляция
Этап "Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.
Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация). Цели и задачи: для учителя - научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;
- Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
- Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
- Какие цвета брали для росписи игрушек?
- Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
- Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
-
в ряд;
-
в шахматном порядке;
-
в клетке между линиями.
-
-
Обратите внимание на точки:
-
Между кольцами;
-
на кольцах;
-
по краю колец.
- Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 - 4 цветов).
Дети садятся за столы.
Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями Дымковского народного промысла.
Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объемной модели (макету).
Взаимодействуют друг с другом (в парах в сравнении и обсуждении).
Демонстрируют геометрические элементы из опорных карточек;
Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец.
«Главные художники» помогают-коррекционно, исправляют , дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора.
Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.
Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося. Цели и задачи: для учителя - научить учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла; для учащихся - выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.
- Учитель. - Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй »).
Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости.
Умение использовать в дымковской росписи традиционные мотивы и символические элементы.
Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений:
а) с опорой на рисунки и памятки;
б) с опорой на схемы - демонстрация выполненных упражнений
Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет.
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки.
Этап «Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.
Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор орнамента и цветовые решения для росписи бумажных макетов в материале.
- Учитель. - Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат листы с изображением дымковских игрушек, которые вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
- Учитель. -
- Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
- Какие?
- Какие элементы росписи будете использовать?
- Учитель. - Хорошо. Приступайте к работе.
Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи бумажных макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора.
Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора.
В парах кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту.
Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов.
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта.
Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона - оригинального образца Дымковской игрушки.
Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; Во время самостоятельной работы учащихся учитель зачитывает тематические стихи (слайды):
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки всякие на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барынь алые щёки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.
Красна девица в венце
У неё румянец на лице
Собой хороша,
Стоит не дыша!
Посмотрите, что за конь
Ручкой только его тронь
Он с тобою вместе
Ускачет вёрст за двести.
И с хвостом и с гривой
Вот какой красивый!
А вот стоит козёл
На стройных ногах
Вся краса у козла в рогах!
Он качает головой
Посмотрите я какой!
Яша-дружок
Дует в рожок,
Сидит на спинке
У красивой свинке!
Индя-индя-индючок!
Ты похож на сундучок,
Сундучок то не простой,
Красный, жёлтый, голубой!
Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.
Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи - росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности.
Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком.
Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их.
Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка - до полного «разживочного» кистевого письма по объемной форме.
Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации - композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.
Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.
Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Семеновская деревянная расписная (матрешки), Богородская деревянная резная, Городецкая, Гжельская, Хохломская. Эксперты - главные художники обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор визуально-иллюстративной части. ( слайды, репродукции, картинки - открытки, иллюстрации, оригинальные изделия мастеров и т.д.).
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
Выставка работ.
Цели и задачи:
Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.
Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!
А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди. А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, я полностью согласен с выводами, предложениями и оценками экспертов - «главных художников» и каждому за работу ставлю оценку. На этом наш урок закончен.
Сегодня мы еще раз подтвердили девиз нашего урока: Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!
СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.
Анализ работы «УМЕЮ - НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку
Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах и своих группах.
Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки.
Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен-ного алгоритма оценки работ.
Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий.
Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения подобных ошибок.