- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему: Суффикс - как значимая част слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса
Урок русского языка на тему: Суффикс - как значимая част слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Воликова В.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка
3 класс
Программа «Школа России»,
Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса
Педагогические цели Создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы Тип урока Постановка и решение учебных задач Цель урока Уточнение знаний о роли суффиксов в нашем языке, формирование умений разбирать слова по составу. Закрепление знаний о предложении, развитие орфографической зоркости в работе над предложениями. Планируемые результаты (предметные) Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном Личностные результаты Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.
Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его Основное содержание темы, понятия и термины Суффикс как значимая часть слова; сходство и различие суффикса и приставки; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу Образовательные ресурсы
-
Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1/ Под ред. В. П. Канакина, В. Г. Горецкого, издательство «Просвещение», 2013 год.
- 2. Рабочая тетрадь
- 3. Схема «Состав слова»
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Формы, методы, методические приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Осуществляемые действия
Формируемые умения I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
- Добрый день, друзья мои!
- Добрый день! - ответим мы.
Нас две ниточки связали
Доброты и теплоты
- Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
- А теперь тихонько сели и приготовились работать.
Какое сегодня число? Прочитаем и запишем в тетрадь.
Двенадцатое ноября
Классная работа Приветствуют учителя и гостей. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Л - проявляют готовность к работе на уроке II. Чистописание Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо
бумага гиря ряд - Прочитайте написанные на доске слова. Определите букву, которую мы будем писать. Она обозначает звонкий парный мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне, какого слова она находится? (Мы будем писать букву «гэ». В корне слова гиря она обозначает звонкий парный мягкий согласный звук) - Выберем девиз к уроку: «Лежа хлеба не добудешь» «Учение - везде найдёт применение» «Ленивому всегда некогда» «Лентяй и сидеть устает» - Запишите пословицу-девиз. Прописывают букву каллиграфическим почерком
Пр. - вырабатывают каллиграфический почерк
III. Проверка
домашнего
задания
Парная.
Словесный. Чтение
- Проверим домашнее задание. Поменяйтесь тетрадями. Внимательно посмотрите на выполненную работу одноклассника. Оцените работу друг друга: если нет ошибок 3 балла, 1 ошибка - 2 балла, 3 ошибки - 0 баллов. Проверяют домашнее задание П - овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач. Р- осуществляют взаимопроверку, контролируют работу партнера; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают способы преодоления трудностей
IV . Актуализация знаний
а) Игра «Да - нет - как».
- Отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».
- Слово состоит из предложений? - Нет
- Окончание - это изменяемая часть слова? - Да
- Корень - это главная часть слова? - Да
- Бывает ли у слова нулевое окончание? - Да
- Может ли слово быть без корня? - Нет
- Окончание служит для образования новых слов? - Нет
- У родственных слов одинаковый корень? - Да
- Мы выучили все части слова? - Нет
б) Назовите, все изученные части слова.
(корень, окончание, приставка)
Слушают учителя, отвечают на вопросы
К - умеют слушать и слышать учителя V. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный.
Беседа
- К доске пойдет (_____________)
- Запиши слова:
вода, водичка, водяной, водный
- Что мы можем сказать об этих словах?
(Это однокоренные слова)
- Выделим известные нам части слова (корень и окончание) - Все ли слова вы смогли разобрать? Почему? - Какой возникает вопрос? - Может кто-нибудь уже может сказать, как называется часть слова, которую мы не выделили? (Это суффикс) - Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Тема урока - «Часть слова - суффикс») -Какие цели мы поставим перед собой.
(Цель урока узнать, что такое суффикс, научиться его выделять и образовывать новые слова с его помощью)
П- осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям. Р- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. К -учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его
V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.
- Знакомство с признаками суффикса
ДОМ ЗВЕЗДА ШКОЛА
ДОМИК ЗВЁЗДОЧКА ШКОЛЬНИК
ДОМИЩЕ ЗВЁЗДНЫЙ ШКОЛЬНИЦА - Сейчас мы поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе: - В группе должен быть ответственный -Работать должен каждый на общий результат - Один говорит, другие слушают - Если не понял, переспроси - Своё несогласие высказывай вежливо - Итак, у каждой группы по три слова. Внимательно прочитайте их и попробуйте найти в них суффиксы. И ответьте на вопросы: - Где находится суффикс? - Для чего он служит? - Итак, первая группа - какие суффиксы вы выделили? (-ик, -ищ) Что вы можете сказать об этих словах? В чём их сходство и различие? - Вторая группа, представьте свои суффиксы. - Третья группа ваши суффиксы. - Запишите слова своей группы и выделите в них суффикс.
Анализируют предложенные в упражнении слова, выполняют разбор по составу. Называют основные признаки суффикса: стоит после корня, служит для образования новых слов
Пр.- знают порядок разбора слова по составу. П- осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям. К -участвуют в диалоге, общей беседе
2. Работа
с определением суффикса
Коллективная. Словесный, проблемный. - Давайте попробуем сформулировать определение - «Что такое суффикс» отвечая на вопросы. К доске пойдёт _______________ _______________________________________.
- Суффикс значимая или незначимая часть слова? Почему? (Суффикс значимая часть слова, потому что вносит новое, иное лексическое значение в слово) - Какое место занимает суффикс? (Суффикс стоит после корня) - Для чего служит? (Служит для образования слов)
- Откройте учебник на стр. 89 и прочитайте определение. Верно ли мы дали определение «Что такое суффикс?». Хлопните в ладоши, если это так. - Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования слов) - Обратите внимание на написание термина «суффикс». Что опасного в этом слове? (удвоенный согласный ФФ) - Давайте с вами определимся, как мы будем находить суффикс в словах. Ваши предположения, что нужно сделать? (Для того, чтобы найти суффикс, надо подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом). - Сравним свой алгоритм с алгоритмом в учебнике стр. 90. Если мы были правы, хлопните в ладоши. Пробуют дать определение.
Читают определение суффикса, объясняют, почему он является значимой частью слова. Анализируют примеры, данные в определении. Сравнивают определения суффикса и приставки. Отмечают «ошибкоопасные» места в слове «суффикс». Знакомятся с порядком действий при нахождении суффикса Пр.- знают определение суффикса, приставки, умеют находить между ними общее и различное П- осуществляют синтез как составление из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения
комплекса существенных признаков и их синтеза. Р - учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. К - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Коллективная. Практический
Использование презентации Выполняют движения под руководством учителя
Л - осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня 3. Выполнение упражнения в учебнике (упр.167)
Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо -Выполним упр. 167. Прочитайте стихотворение, которое здесь написано. - В чём различие слов воробей - воробьишка, лапа - лапки? (В слове воробьишка суффикс -ишк-, в слове лапки -к-) -Спишите, выделите в именах существительных суффиксы. Выполняют задание упражнения Пр. - узнают, что такое суффикс, умеют его находить. Р - овладевают способами решения учебной задачи. К - участвуют в диалоге, общей беседе
VI. Закрепление знаний
и способов действий.
-
Знакомство с некоторыми суффиксами русского языка
(рабочая тетрадь, упр. 115)
Фронтальная. Парная.
Словесный.
Письмо
- Продолжаем работу. Выполним упражнение в рабочей тетради. Работать будем в паре. Итак, пары есть, находим упр. 115 и выполняем его.
Выполняют задание письменно в парах.
По окончании работы представляют ее классу
Пр - умеют образовывать новые слова с заданными суффиксами. Р - выполняют действия по намеченному плану. К - ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
2. Выполнение упр. 116 в рабочей тетради
Индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо
Объясняет задание.
При необходимости помогает
детям подобрать подходящие суффиксы для каждого столбика слов
Самостоятельно
выполняют задание, подбирают соответствующие
суффиксы
Предметные: подбирают слова с заданной морфемой, соотносят слова с предъявляемым к ним моделям. Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи Самостоятельное выполнение упражнения
VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный. Беседа
- Закончите предложения:
• Урок помог мне…
• Для меня было сложным…
• Мне понравилось…
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока Р - открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Домашнее
задание (рабочая тетрадь,
упр. 117)
Фронтальная. Словесный. Чтение
Комментирую задание, проверяю понимание его выполнения
Слушают учителя,
делают записи
Р - принимают цель, содержание и способы выполнения задания