- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект по теме: Развитие творческих способностей на уроках письма и чтения
Проект по теме: Развитие творческих способностей на уроках письма и чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Cунгурова И.А. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Индивидуальный проект
Развитие творческих способностей учащихся на уроках письма и чтения
Оглавление
1. Слово об учителе 2. Цель развития творческих способностей учащихся
- Проблема развития творческих способностей учащихся
- Типы работы:
2
- Слово об учителе
2. Цель развития творческих способностей учащихся Целью развития творческих способностей являются качества: - любознательность - фантазия - альтернативное мышление - изобретательность - оригинальность - гибкость - самостоятельность - широта и глубина мышления Развитие творческих способностей - цель работы каждого учителя. Творчество оживляет познавательный прогресс, активизирует познающую личность и формирует её. Главное в педагогике творчества - не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребёнка, начинающегося мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью. В деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способность», «развитие», «личность», «одарённость». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одарённости: - ускоренное умственное развитие: познавательный интерес, наблюдательность, сообразительность; - у многих детей ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций; - активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленные цели; - хорошая память, развитые познавательные умения; - готовность и способность к исполнительным видам деятельности. Особого внимания на первых этапах работы учителя по развитию творческих способностей младших школьников заслуживает именно последний критерий. Важно, что условием творчества служит нетворческая деятельность. Это закономерно и весьма важно, т.к. подлинный творец это труженик, который не пренебрегает кропотливым трудом и глубокими знаниями, а также опытом других. 3
- Проблема развития творческих способностей учащихся
- Типы работы:
Вот как ученица описывает бурю на море (отрывок из сочинения) по картине И.Айвазовского «Буря в Северном море». На общем фоне картины художник изобразил разорванные ураганным ветром тучи. Сквозь них в верхней части композиции проглянула полная луна и своим светом озарила бушующие волны. Даль картины озарена лунным светом, в котором очертания волн едва различимы. У горизонта небо слито с морем. Ближе к переднему плану изображены две громадные волны, между которыми пролегла лунная дорожка. Художник стремился передать ощущение страшной бури на море, яростные порывы штормового ветра, удары огромных волн. Рассказ (сочинение) по картине широко используется в школе, характеризуется как творчество, нацелено на развитие речи учащихся.
- Сочинения стихотворения по нескольким строкам
Здравствуй, зимушка-зима! Снова в гости к нам пришла? Утром я проснулся в школу, Не узнал своё окно. Ты его разрисовала Так красиво - серебром.
4 - Детская публицистика
Она играет большую роль в личностном развитии детей. Стихотворение «Мой солнечный город». Ученик, написавший это стихотворение, стал лауреатом в номинации «Публицистика». Зелёные аллеи, красивые цветы… Таких как в Саках улиц Вовек не видел ты! Родной, любимый город. Я рад, что здесь живу! Ты очень-очень дорог, Вошёл ты в жизнь мою.
- Воображение Воображение - это основа творчества. Потребность в поэзии, которая живёт в каждой детской душе, постоянно нуждается в поддержке, развитии помощи. Иначе она исчезнет бесследно. И пусть стихотворные образцы моих учеников далеки от совершенства, пусть в них иногда и нет рифмы, не хватает нужных слов для выражения мыслей, но они написаны от души и доверены мне, вынесены на суд одноклассников. И поверьте мне: сделать это нелегко. Вот одно из стихотворений.
Осень золотая, как люблю тебя. Красные листочки, жёлтая трава, День бы наслаждался, Да в школу пора.
Осень золотая, Как люблю твои дары: Яблоки и груши, Ягоды, грибы.
- Патриотическое воспитание
Большое внимание в своей работе я уделяю патриотическому воспитанию учащихся. Патриотизм относится к числу важнейших ценностных ориентиров человека, любовь к Родине - одно из высших чувств, которое проявляется в детском возрасте.
Есть в нашем городе святое место, куда горожане приходят поклониться своим землякам, павшим за освобождение родной земли от фашистов. Это обелиск Славы в парке на центральной аллее. 9 Мая здесь горит Вечный огонь, не вянут цветы у этого памятника. - Наблюдение за реальностью
Наблюдение за реальностью, за её претворением в художественном тексте помогает детям включаться в творческую работу.
Осіння пора В цю пору листя опадає, Усі дерева жовті, золоті. І вітер дощик підганяє, Все це буває восени.
- Минутки поэзии На уроках чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых сами выступают в роли поэта. Я не ставлю задачей научить детей писать стихи. Этому нельзя научить. Стихи рождаются. Это одно из средств самовыражения ребёнка. Дети познают не только себя, но и красоту слова и языка в целом.
Мы идём по роще заснеженной, Кругом дубравы в серебре. И стоит берёзка, словно в сказке, В белой шубке, как во сне.
- Сочинения
Большую роль в развитии творческих способностей играют сочинения. Именно они являются высшей формой проявления творческих способностей ребёнка. В сочинениях дети делятся своими секретами радостями, тревогами, надеждами. Им нравятся писать сочинения. Темы их разнообразны.
В зоомагазине Поездка в Бахчисарай В чём красота зимы? Светлячок и ёжик Давно уж кончилась война Моя школа Мой город Воспоминания о лете
6 - Сказкотерапия В своей работе большое внимание уделяю сказкам. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом только потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. При помощи сказкотерапии эффективно развивается творческая активность младших школьников.
Приключения Эли В одной волшебной стране жил злой волшебник Криго. В этой стране не было света, потому что Криго затмил тучами солнце. Из-за своей злобы на добрых короля и королеву, Криго превратил их в камень, а принцессу Фэри в пегаса. Смогла спастись лишь принцесса Эля, которая мечтала победить Криго и спасти родных.
Остров жёлтых попугаев
На необитаемом острове далеко в океане жили жёлтые попугаи. Это были дружные, умные и добрые птицы. Счастливая была у них жизнь. Но вот однажды к острову причалил пиратский корабль…
Зимняя сказка
…. Могучий дуб будет сегодня выбирать себе снежную принцессу. И, конечно, это будет тонкая и хрупкая берёзка. В своих хрустальных рукавичках на веточках и серебристых туфельках…
7
- Вывод
Творческие способности учащихся развиваются во всех значимых для них видах деятельности при выполнении таких условий:
- наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
- реализация творческих заданий как важный компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности учащихся;
- творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми;
- стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребёнка.
На мой взгляд, лишь учитель, который сам творчески подходит к своей работе, сможет этому научить своих учеников: видеть необычное в обычном, всё делать с душой, мыслить неординарно, с «изюминкой». Результатом своей работы считаю - повышение качества знаний по предметам, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. Данная тема мне интересна и результативна, о чём свидетельствуют печатные работы моих учеников в школьной газете, создали книгу «Где царствует фантазия…» творческих работ, учащиеся являются победителями школьных и городских конкурсов, олимпиад.
8 Литература
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М., 1981
- Борзова В.А., Борзова А.А., Развитие творческих способностей у детей. - Самара, 1994
- Волков И.П., Учим творчеству. - М., 1988
- Львова Ю.Л., Развивать дар творчества. - Киев, 1987
- Амонашвили Ш.А., Здравствуйте, дети! - М., 1983
- Амонашвили Ш.А., Личностно-гуманная основа педагогического прогресса. Минск, 1990
9