Рабочая программа по русскому языку 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы по русскому языку для 1 класса (авторы: Л. Н. Аминева и М. С. Давлетшина ; Уфа, «Китап», 2011 год )

Цели курса обучению речевой деятельности:

- слушание, говорение, чтение, письмо;

- овладение устной разговорной речью,

- на основе изучения языкового материала создание предпосылок для формирования универсальных учебных действий школьников

- развитие личностных качеств младшего школьника.

Задачи обучения грамоте:

- создание активной языковой среды для развития разговорной речи, освоение определенного обьема словаря, активизация внутренней речи и закрепление изученных слов, сочетаний слов, предложений, текстов, учебного диалога;

- создание образовательного пространства для обучения первоначальному чтению и письму, осознаия слова как обьекта наблюдения, сравнения, анализа и обобщения;

- осознание того, что чтение и письмо являются основным способом, средством получения информации, добычи знаний и использование их в указанных целях;

- выработка положительного отношения к учебе.



Обучение русскому языку в 1 классе реализует следующие цели:

- формирование у учащихся 1 класса первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме;

- развитие их интеллектуальных способностей и создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения;

Задачи этого периода:

- систематизация знаний о звуках и буквах, правилах графики, сведений об орфограммах, изученных в букварный период;

- введение особого алгоритма списывания, то есть письма по образцу по специальным правилам;

- осмысление роли предложения как коммуникативной единицы языка.

В основе программы лежат следующие принципы:

- принцип коммуникативности, который предполагает обучение видам речевой деятельности в целях общения;

- принцип сознательности, который предполагает осознанное усвоение языковых фактов русского языка, что является условием успешного овладения русским языком как родным;

- принцип системности, в соответствии с которым языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся;

- принцип начального обучения русскому языку - учет родного языка - предполагает, с одной стороны, опору на знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках родного языка, с другой - предупреждение интерференции (отрицательного влияния).

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием следующего

учебно-методического комплекта:


- учебник «Букварь» (авторы: Ф. Ш. Сынбулатова, Л. Н. Аминева, Т. Е. Харисова; Уфа, «Китап», 2010 г.);

- рабочие тетради к этому учебнику в 2-х частях (авторы, издательство и год издания те же )

- учебник «Русский язык» для 1 класса (авторы: Л. Н. Аминева, М. С. Давлетшина; Уфа , «Китап», 2011 г.);

- рабочая тетрадь по русскому языку, 1 класс (автор: Л. Н. Аминева, Уфа, «Китап», 2011 г.);

На изучение предмета в 1 классе отводится 4 часа в неделю. Общее количество часов в год - 132 часа, в том числе обучению грамоте - 82 часа, предмету «Русский язык» - 30 часов, Предмету «Литературное чтение» - 20 часов..

Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты курса обучения русской грамоте

Личностные результаты.

Учащиеся научатся:

- успешно адаптироваться к условиям школы, класса учебной деятельностиЭ т. е. принять статус ученика;

- положительно относиться к учению; уважительно относиться и быть благодарными его участникам (одноклассникам, учителю, родителям);

- любить и беречь свою Родину - Россию, родную республику .

Предметные результаты.

Учащиеся научатся:

- слушать и понимать русскую речь(монологическую, диалогическую);

- воспринимать и понимать на слух прочитанные учителем небольшие художественные тексты с опорой на иллюстративный материал учебника и на усвоенный словарный запас;

- понимать и использовать в устной разговорной речи изученный активный запас словаря;

- участвовать в учебном диалоге (в естественно и искусственно создаваемой ситуации) по данному образцу, состоящему из изученных слов, синтаксических конструкций и предложений, соединенных между собой усвоенными средствами связи;

- связно рассказывать под руководством учителя с опорой на личный опыт и личные наблюдения;

- различать слова, которые обозначают предмет, действие, признак предмета и служебные слова;

- разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;

- составлять звуковую модель слов из 2 - 3, 3 - 4 звуков с различением гласных и слгласных, мягкости-твердости, звонкости-глухости согласных звуков;

- каллиграфически правильно писать буквы и соединять их друг с другом;

- писать плд диктовку и списывать с печатного текста слова, сочетания слов, короткие предложения (не менее 20 слов);

- читать правильно и плавно целыми словами (30 - 40 слов в минуту); понимать содержание текста.

Метапредметные результаты.

Учащиеся научатся:

- под руководством учителя ставить учебную задачу, цель и исследовать проблему, делать выводы;

- наблюдать, сравнивать, анализировать языковые единицы речи и явления под руководством учителя;

- классифицировать звуки и буквы по их качественным характеристикам ( гласные, согласные; мягкость-твердость; звонкость-глухость);

- логически мыслить и делать первые шаги к обобщению изученного материала;

- контролировать и выявлять несоответствие с образцом, несоблюдение алглритма или инструкции работы и вносить незначительные коррективы в выполненную работу;

- оценивать свою работу;

- сотрудничать при решении учебных и практических задач; выполнять учебное задание в паре или с группой сверстников; культурно общаться друг с другом с целью выполнения учебного задания; помогать друг другу в учении - взаимными усилиями выполнять задание; внимательно слушать собеседника, взаимно поддерживать диалог, уважать мнение друг друга, распределять работу между собой с учетом желаний друг друга.


Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» в первом классе

Личностные:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- осознание необходимости изучения русского языка;

- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;

- уважительное отношение к одноклассникам и учителям, установка на совместную учебную работу в паре, группе.

Метапредметные:

- умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;

- умение задавать вопросы для получения недостающей информации;

- умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов.

Предметные:

- умение различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

- умение отражать качество звуков в звуковой схеме и звуковой записи слова;

- умение делить слова на слоги, определять ударный слог;

- умение различать звуки и буквы;

- умение правильно называть буквы русского алфавита и понимать их основные звуковые значения;

- овладение способами обозначения на письме твердости и мягкости согласных звуков, звука [й ], гласных после шипящих и ц (жи, ши, ча, ща, чу, щу, ци, цы);

- овладение обобщенным понятием об орфограмме ( место в буквенной записи, которое не может быть точно определено по произношению);

- умение правильно применять правила переноса слов по слогам;

- умение писать прописную букву в именах собственных;

- умение определять границы предложений на письме ( прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

- умение различать слова-названия (предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы);

- умение записывать под диктовку и списывать по правилам отдельные слова, написание которых не расходится с произношением, а также предложения и небольшие тексты, состоящие из таких слов;

- умение устно составлять 3 - 5 предложений на определенную тему.



Содержание программы обучения грамоте


Основные направления программы

Формирование речевой деятельности

1) Обучение слушанию

2) Обучение говорению

3) Обучение чтению

4) Обучение письму


Добуквенный период обучения грамоте

Добуквенный период - длительный и самый важный этап, где усваиваются основные способы действия по освоению механизма чтения и письма, а также время интенсивного развития предпосылок для формирования всех видов УУД: личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных.

В добуквенный период решаются следующие задачи:

- ознакомление с языковыми явлениями (звук, слог, слово, предложение);

- обучение звуковому анализу слова (гласные и согласные звуки: твердый и мягкий, звонкий и глухой);

- обучение чтению с опорой на звуковую модель слова;

- обучение письму.

На этом этапе изучаются наиболее важные языковые понятия.

Первый блок: «предмет», «слово», «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «сочетания слов».

Второй блок: «предложение», «точка», «служебные слова».

Третий блок: «звук», «гласный», «согласный», «слог», «ударение», «мягкость- твердость согласных», «звонкость-глухость согласных».

Формирование первоначальных умений и навыков устной речи. Освоение определенного объема активного словаря, активизация сформированного до поступления в школу пассивного запаса слов. Развитие связной речи. Составление сочетаний слов, предложений, текстов; участие в учебном диалоге, умение поддержать диалог.

Номинативная функция слова. Слова, которые обозначают предмет, действие, признак предмета. Различение слов с помощью вопросов. Служебные слова. Сочетания слов: слово, обозначающее предмет и действия данного предмета; слово, обозначающее действие и признак данного действия. Роль слова в речи. Графические схемы слов, обозначающие предмет, его действие и признак.

Звук. Звук и слово. Гласные звуки. Согласные звуки. Парные и непарные согласные звуки по мягкости-твердости. Парные и непарные согласные звуки по звонкости-глухости. Ударение. Слог. Деление слов на слоги. Ударный слог. Звуковая модель слова.

Предложение. Связь слов в предложении. Изменение слов для связи с другими словами (сочетания слов). Графическая схема предложения.


Буквенный период обучения грамоте. Обучение чтению и письму

Буквенный период обучения грамоте - это дальнейшее развитие сформированного звукового анализа. Новая буква изучается с опорой на звуковую модель слова. Процесс изучения буквы производится в следующей последовательности:

- озвучивание слова с изучаемой буквой;

- составление звуковой модели данного слова;

- характеристика звука изучаемой буквы;

- замена значка графичесской модели звука в звуковой модели слова изучаемой буквой и чтение слова по данной модели;

- создание слоговых моделей, вставка вновь изученной буквы в эту модель и чтение слога;

- обучение письму новой буквы.

На этапе знакомства с буквами как знаками фонем ставятся две главные задачи:

1) познакомить детей с буквами как знаками фонем, не допуская смешения букв и фонем;

2) чтение слова с ориентацией на гласный звук.

Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Чтение слов. Механизм позиционного чтения. Чтение слова по его буквенной модели. Гласные буквы как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Штрихование, раскраска рисунков. Письмо различных элементов: черточек, кружочков, овалов, квадратиков, элементов букв и т. д. Развитие пространственных представлений. Совершенствование мелкой моторики пальцев рук. Отработка ритмичности и плавности движений руки.

Письмо. Правильная посадка во время письма, умение держать ручку, располагать тетрадь на парте. Обучение написанию букв алфавита (строчных и прописных); воспроизведение букв и их соединений в процессе записи слов.

Поэтапное изучение букв:

1) гласные буквы Аа, Яя, Оо, Ёё, Уу, Юю, Ее, Ээ, Ии, ы; парные гласные буквы-знаки, которые обозначают твердость-мягкость согласных а-я, о-ё, у-ю, э-е, и-ы;

2) непарные звонкие согласные Мм, Нн, Лл, Рр, Йй;

3) парные по звонкости-глухости согласные Гг-Кк, Бб-Пп, Зз-Сс, Дд-Тт, Вв-Фф, Жж-Шш;

4) мягкий и твердый знаки ь-ъ;

5) непарные глухие Хх, Цц, Чч, Щщ;

6) русский алфавит.

Звуковая модель слова. Буквенная модель слова. Соотнесение предметного рисунка и буквенной (звуковой) модели слова. Расшифровка слова по предметному рисунку и звуковой модели. Преобразование звуковой и буквенной модели. Смыслоразличительная функция звука (буквы0. подбор слов, соответствующих заданной модели.

Чтение текстов произведений разных жанров. Осознанность восприятия содержания текста.

Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных. Первоначальное изучение орфограмм «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «ци», «це», «цф»; обозначение буквами я,е,ё,ю звука [й].

Письмо под диктовку букв, слов, сочетаний слов, простых предложений (в случаях, где произношение и написание слов совподают).

Списывание с учебника, с доски слов, сочетаний слов, предложений. Обучение письму, как и процесс обучения чтению, длительный и трудоемкий. Учащиеся 1 класса должны приобрести навыки: 1) технические - правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения руки, придерживаться гигиенических правил; 2) графические - правильно изображать буквы, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей строке. Правильно соединять их; 3) орфографические - правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их написание.



Учебник « Русский язык» рассчитан на послебукварный период; представлен разделами:

1. Что я знаю о гласных звуках и буквах?

Систематизация знаний о работе гласных букв, повторение основных графических правил: способности гласных букв указывать на твердость-мягкость предшествующих согласных звуков.

Обобщаются знания о работе гласных букв в разных позициях ( в начале слова и после согласной буквы).

На изучение этого раздела отводится 4 часа.

2. Что я знаю о согласных звуках и буквах?

Систематизация знаний о работе согласных звуков. Большинство согласных букв могут обозначать как твердый, так и мягкий согласный звук. Восстанавливаются и обобщаются способы обозначения твердости-мягкости согласных: с помощью гласных букв, если согласный стоит перед гласным, или с помощью мягкого знака, если согласный стоит не перед гласным.

На изучение этого раздела отводится 5 часов.

3. Умею ли я обозначать звук [й ]?

Систематизация знаний о разных способах обозначения звука [й ], анализируя которые, ученики имеют возможность уяснить, что они также подчиняются позиционному принципу русской графики. Основной целью на этом этапе является решение практических задач с помощью схем, фиксирующих способы обозначения звука [й ], а также формирование действия контроля и оценки.

На изучение этого раздела отводится 5 часов и 2 часа для проведения контрольной работы и ее анализа.

4. Какие орфограммы я знаю?

Обобщаются сведения об орфограммах , изученных в букварный период.

Задания позволяют усвоить понятие об орфограмме , отработать умение писать слова с изученными орфограммами и проконтролировать, овладел ли ученик навыками правописания; обеспечивают отраборку умения писать слова с орфограммами сильных позиций: жи, ши, ча, ща, чу, щу, цы, ци. чк, чн, чт, щн.

Уточняется представление об орфограмме «и, ы после ц». Делается вывод о том, что сочетание [цы] обозначается буквами цы в конце слова. А если сочетание [цы] находится в начале или в середине слова, то возможны два варианта: и ци, и цы. Для записи по слуху предлагаются такие слова, в которых произношение не расходится с написанием.

Слова с орфограммой «о, ё после шипящих» предлагаются в текстах для списывания, так как ученики пока не умеют ее проверять.

На изучение этого раздела отводится 7 часов.

5. Что я знаю о предложении?

Цель этого раздела - обобщить знания учащихся о предложении, полученные в букварный период.

Ученикам предстоит конкретизировать обобщенное представление о предложении как основном средстве общения между людьми. В связи с этим необходимо сформировать у учащихся понятие о коммуникативной направленности предложений. Предложения делятся на три коммуникативных типа по цели высказывания:

1) повествовательные, содержащие сообщение;

2) вопросительные, содержащие вопрос;

3) побудительные, содержащие побуждение.

Разные по коммуникативной цели предложения по-разному оформляются интонационно, что, в свою очередь. Отражается на письме с помощью знаков пунктуации.

Кроме того, любой из этих типов предложений может быть окрашенным эмоционально, на что также указывают знаки в конце предложений, то есть предложение может быть восклицательным или невосклицательным. В связи с этим каждое предложение имеет две характеристики: по коммуникативной цели и по эмоциональной окрашенности.

На изучение этого раздела отводится 4 часа и 2 часа на проведение контрольной работы и ее анализа.


Содержание курса русского языка в 1 классе

Система языка


Фонетика и орфография

Повторение и систематизация изученного в букварный пеоиод.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного чзыка. Звуковая запись слова (транскрипция).

Графика

Звуковой состав слова и его отображение в буквенной записи. Систематизация способов обозначения звуков на письме: разные способы обозначения мягкости согласных звуков и звука [й ].

Лексика

Выделение слов из потока речи. Слова-названия и служебные слова. Значение слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Слова-синонимы и слова-антонимы. Слова-омонимы. Слово в составе предложения.

Предложение

Предложение как средство языкового общения. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. восклицательные предложения.

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости при помощи списывания по правилам.

Орфограмма. Типы орфограмм, изученных в период обучения грамоте: прописная буква в начале предложения и в именах собственных, перенос слов, пробел между словами, гласные после шипящих и ц, (сочетания жи, ш, ча, ща, чу, щу, ци, цы), орфограммы чк, чн, чт, щн.

Раздельное написание служебных слов с другими словами. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный, восклицательный знаки.

Развитие речи

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.


Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование)

Восприятие и понимание на слух русской речи. Различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений; понимание на слух производных слов, смысла предложений, связных предложений. Выделение наиболее важных фактов, понимание последовательности действий. Различение интонации предложений.

Слуховое восприятие связной речи на неродном языке у младших школьников более замедлено. Это объясняется тем, что на начальном этапе обучения благодаря устойчивости влияния родного языка восприятие речи сопровождатся мысленным переводом слышимого на родной язык, и из-за этого бывает затруднено понимание целостности содержания речи. исходя из этого, должны широко использоваться разнообразные средства беспереводного понимания содержания связных высказываний и текстов: наглядных пособий, наблюдений и др.


Говорение

Расширение активного словаря за счет постепенного введения слов разных частей речи. Участие в диалоге в ситуациях повседневного и учебного общения. Употребление в качестве реплик-стимулов вопросительных и побудительных предложений. Соотнесение содержания и интонации реплик.

Практическое овладение монологической речью. Ответы на вопросы по тексту задания. Рассказ по речевым образцам о себе, своей семье, друзьях и пр.


Чтение

Осознанное, правильное и выразительное чтение целыми словами учебного текста с соблюдением ударения в словах. Соблюдение правильной интонации в предложениях, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске. Нахождение необходимой информации в тексте и ее выборочное чтение.

Письмо

Закрепление гигиенических и технических навыков письма, усвоенных в процессе обучения грамоте. Совершенствование письма строчных и прописных букв русского алфавита. Отработка умения правильно соединять буквы, используя верхнее, среднее и нижнее соединения. Письмо слов, предложений и небольших текстов по образцу (списывание) и под диктовку в соответствии с изученными правилами.


Правила списывания

1. Прочитай предложение, повтори его и запомни.

Эта операция нужна, чтобы избежать механического копирования образца. Ребенок должен списывать не пословно, а целостными смысловыми единицами. На данном этапе смысловой единицей выступает предложение (небольшое по объему) или часть предложения.

Дети должны прочитать предложение орфоэпически (как говорят) и понять его смысл. Повторяя предложение, они убеждаются, что запомнили его.

2. Подчеркни в нем орфограммы.

Подчеркивают знакомые орфограммы: прописную букву, гласные после шипящих, пробелы между служебными словами и словами-названиями. Такая работа позволяет осуществить орфографический анализ предложения.

3. Прочитай в предложение по слогам так, как написано.

Теперь уже дети читают предложение орфографически, произнося слова по слогам. Таким образом они запоминают написание слов.

4. Повтори его по слогам так, как прочитал.

При выполнении этой операции текст должен быть закрыт. Повторное проговаривание по слогам закрепляет в памяти буквенный образ слова.

5. Запиши предложение , диктуя себе по слогам.

При записи предложения дети должны диктовать его себе вслух, не глядя в книгу.

6. Прочитай записанное предложение по слогам, выделяя их дужками.

Проверка записанного предложения с помощью дужек, которыми обозначается каждый прочитанный слог. Необходимо, чтобы исключить пропуски, перестановку. Замену букв.

7. Подчеркни в своей записи орфограммы и сравни их с орфограммами в образце.

Ученики должны сравнивать каждую орфограмму в записи с орфограммами в образце.


Средства контроля

Контроль будет осуществлен в виде 5 проверочных и 2 контрольных работ


Учебно-методические средства

- методическое пособие к учебнику «Букварь»для национальных школ РБ (авторы: Ф. Ш. Сынбулатова, Г. С. Хазиева, З. И. Казыханова; Уфа, «Китап», 2010 г.)

- программа обучения русской грамоте (авторы, издательство и год издания те же).

- методическое пособие к учебнику «Русский язык» для 1 класса национальных школ Республики Башкортостан ( автор: Л. Н. Аминева, Уфа, «Китап», 2011 г.)

Крепких Т.А. , Универсальный словарь русского языка: Начальная школа -М.:АСТ-ПРЕСС,2005г

Узорова О.В. Сборник контрольных диктантов и изложений по русскому языку для начальной школы - М.: Атсрель: АСТ,2007г

Литература



  1. Аминева Л.Н. методическое пособие к учебнику «Русский язык» для 1класса национальных

школ Республики Башкортостан Уфа.: Китап 2011г.

2. Крепких Т.А. Нарушевич А.Г. Универсальный словарь русского языка: Начальная школа -М.:АСТ-ПРЕСС,2005г


  1. Сынбулатова Ф.Ш. Хазиева Г.С. Казыханова З.И. Методическое пособие к учебнику «Букварь» для национальных школ Р.Б.

Уфа.: Китап 2010г


  1. Уэорова О.В. Сборник контрольных диктантов и изложений по русскому языку для начальной школы - М.: Астрель, АСТ 2007г


© 2010-2022