- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему: Правописание местоимений с предлогами (4 класс)
Урок русского языка на тему: Правописание местоимений с предлогами (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Калайда М.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Правописание местоимений с предлогами»
подготовила учитель начальных классов
первой квалификационной категории:
Калайда Марина Валерьевна
2014
Тема урока:
«Правописание местоимений с предлогами». 4 класс.
Тип урока: урок - обобщение и закрепление изученного материала
Методы: Словесный, рассуждение, показ, комментирование, практический, частично-поисковый, повтор, сравнение, обобщение.
Формы: Коллективная, индивидуальная.
Задачи урока:
Образовательные:
-
на основе наблюдений подвести к выведению правила правописания местоимений с предлогами;
-
создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний;
-
мотивировать учащихся на понимание природы личных местоимений (их восприятия особого значения и особых свойств этой части речи);
-
проверить у учащихся уровень сформированности умения определять лицо местоимений.
Развивающие:
-
работать над развитием речи учащихся, грамматического мышления и мышления вообще, обогащением словарного запаса;
-
работать над активизацией познавательного интереса у учащихся;
Воспитательные:
-
развитие чувства взаимопомощи, самостоятельности, любви к родному языку.
Цели урока:
-
Воспитание интереса к русскому языку.
-
Воспитание трудолюбия.
-
Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи.
-
Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
-
Учить детей сотрудничеству, сотворчеству.
-
Развитие умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.
Формирование УУД
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Материалы и оборудование: Раздаточный материал, компьютер на рабочем месте учителя, проектор, экран, доска, презентация.
Ι.Орг. момент. (Слайд 2) Начинается урок Он пойдёт ребятам впрок Постарайтесь всё понять Интересное узнать.
- Сегодня мы с вами будем заниматься исследовательской работой. Мы будем рассуждать, доказывать, сравнивать, а также вы сегодня сами будете оценивать свою работу. - У вас на столе у каждого есть листок оценивания. Баллы за каждый этап урока вы их поставите в листке справа.
Вид деятельности
Баллы
-
Чистописание
-
Словарная работа
-
Заполнение таблицы
-
Определение лица и числа местоимений
-
Склонение местоимений
-
Употребление местоимений в нужной форме
-
Редактирование предложений
-
Работа с пословицами и поговорками
Итог: средняя оценка
- Правда, урок несколько особенный, потому что почти все задания вам будет предлагать компьютер. Но я не уверена, что в компьютере не будет сбоев в работе или ловушек, поэтому будьте особенно внимательны.
- Но сначала компьютер предлагает вам настроиться на работу.
- Но, прежде, как положено, запишем в тетради дату и место нашего исследования (Слайд 3) (дети записывают число, месяц, классная работа)
- Ребята, а вы любите тайны, приключения, древние истории о жизни наших предков в далёком прошлом, об истории возникновения нашего государства? А откуда мы можем узнать о прошлом? (Из книг, уроков истории, летописей, древних рукописей, энциклопедий, археологических раскопок.)
-Я тоже очень люблю раскрывать тайны прошлого. Сегодня на уроке я предлагаю вам прочитать фрагмент старинной рукописи, но, к сожалению, часть букв не сохранилась и есть неизвестные символы и знаки. Хотели бы вы раскрыть тайну старинной рукописи? Но вам придется немало потрудиться, сосредоточиться, проявить смекалку и настойчивость в достижении результата.
-Рассмотрите древнюю рукопись внимательно, какие предположения у вас появились, чтобы это могло быть? (Высказывания детей)
-Итак, тема нашего урока: Правописание местоимений с предлогами.
ΙΙ.Чистописание.
-Прежде, чем выяснять значение символов и знаков, потренируемся в написании древних иероглифов:
яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)
-Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?
-Обменяйтесь тетрадями, поставьте друг другу оценки.
Постановка целей урока
- С помощью слов «помощников» сформулируйте цели урока:
Повторим…..
Узнаем……
Проверим….
ΙΙΙ. Словарно-орфографическая работа.
- Кроме древних иероглифов, до наших дней дошли и берестяные грамоты (письмо на бересте, коре березы), которые тоже дают представления о жизни в прошлом.
-Перед вами образец похожей грамоты, но она утратила часть букв, попробуйте прочтите эти слова, а компьютер поможет вам.
Игра "Узнай слова". (Слайд 4)
Догадайтесь, какое это слово. Употребите его с предлогом.
(Запись слов с комментированием)
(Из) гзт, (у) вкзл, (на) мрз, (из) млк, (в)грд, (на) встк, (из) смлт, (по) тлфн, (у) шфр, (в) вгн.
-Проверка, оценивание. (Слайд 5)
-О чём надо было помнить, чтобы грамотно записать слова с предлогами? Почему?
-Сегодня нам это знание пригодится, но при написании другой части речи.
ΙV. Работа над темой урока.
-
Актуализация знаний. (Слайд 7)
- Для начала расшифруем девиз нашего урока: Знание - сила!
- Как вы понимаете эти слова?
-Что такое местоимение?
-Как изменяются местоимения?
( Слайд 8)
(составление кластера):
-Распределите личные местоимения по группам.
-Какое местоимение указывает на говорящего - (Я), какое на собеседника - (ТЫ), а какое на того, о ком идёт речь - (ОН, ОНА, ОНО)?
-Возьмем таблички на ваших столах.
Личные местоимения
лицо
число
1 л.
2 л.
3 л.
Ед. ч.
Мн.ч.
Указы-
вают
на
…………
на
…….......
на
……..…..
- Заполните таблицу согласно полученных знаний.
Время работы - 1-2 минуты.
-Оцените себя.
-Сравните местоимения первой строчки: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? (Высказывания учеников.) Аналогично вторую строчку.
-Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е. бывают ед.ч. и мн.ч.
-
Первичный контроль усвоения
- Продолжаем работать исследователями.
Предлагаю вам выполнить задание, работая в парах: один вставляет местоимение - другой определяет лицо и число.
-
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ... мастерица.
-
Вот то-то мне и духу придаёт, что ... совсем без драки могу попасть в большие забияки.
-
Очков с полдюжины себе ... достала.
-
А кисти сочные как яхонты горят; лишь то беда, висят …высоко.
-
А ... , друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
-
Злой тоской удручена, к муравью ползёт … : «Не оставь меня, кум милый! Дай ... мне собраться с силой».
Физ / минутка (Слайд 9)
Углы классной комнаты пронумерованы. Учитель называет местоимение - дети поворачиваются и смотрят на угол, номер которого совпадает с номером лица названного местоимения. ( местоимения без предлогов)
-Оцените себя.
-
Наблюдение за изменением местоимений по падежам.
Заполнение таблицы в парах:
(Слайд 10)
-На что ещё вы обратили внимание, когда проверяли таблицы? (Слайд 11)
-Как нужно писать местоимения с предлогами? Почему? (Слайд 12)
-
Закрепление. (Слайд 13)
- Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.
Физ / минутка (Слайд 14)
Углы классной комнаты пронумерованы. Учитель называет местоимение - дети поворачиваются и смотрят на угол, номер которого совпадает с номером лица названного местоимения. ( местоимения с предлогами)
-
Закрепление.
Самостоятельная работа - редактирование текста. (Слайд 15)
Работа по учебнику - упражнение 387
V. Итог урока. (Слайд 16)
-Какой вопрос выясняли на уроке?
-Что добавим в схему?
-Как же пишутся местоимения с предлогами? Почему?
-Зачем вели сегодня на уроке эту работу?
-Оцените себя
Дополнительно: (если остаётся время на уроке)
(Слайд 17)
-Игра «Четвёртый лишний»
1) он, она, оно, я
2) я, ты, они, он
3) мы, он, но, вы
4) ты, к, от, за
5) мне, мну, мни, мнём
- разгадаем ребусы. (Слайд 18)
VΙΙ. Д/З с.170 упр. 389 (Слайд 19)
VΙIΙ. Рефлексия (Слайд 20)
У меня всё получилось, я собой доволен!
У меня получилось не всё, мне есть над чем потрудиться, но я собой доволен!
У меня ещё очень многое не получается, есть над чем потрудиться!
Данный урок русского языка проводится в 4 классе по учебнику Т. Г. Рамзаевой. Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении всего урока применяются элементы частично-поискового характера. На уроке присутствуют парная и индивидуальная формы работы. На этапе рефлексии учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке. К уроку прилагается электронная презентация.
При подготовке к уроку были использованы литература и интернетисточники:
-
Учебник «Русский язык» 4 класс. Рамзаева Т.Г., 2008.
-
Поурочные разработки по русому языку к учебному комплекту Рамзаевой Т. Г. 4 класс. Гараева .Я. Ш., Москва: ВАКО, 2008
-
Олимпиадные задания 2-4 классы (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2010.
-
worldteacher.ru/presentations/151-povtorenie-4-klass.html
-
images.yandex.ru/yandsearch?text
-
клипарт.рф/изображение/3294201-веселый-компьютер/
-
uchportal.ru/load/46-1-0-13476
-
collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-4026
-
openclass.ru/lessons/134896
-
ntanai.ucoz.ru/metod_kopilka/ur_rya4kl.doc
-
schoolotzyv.ru/plani-urokov?view=item&id=255
-
schools.keldysh.ru/sch887/Arhives/russian/Entina2.doc
-
edu.apatity.ru/userfiles/file/ped_mast/rus_pravmect.doc
-
uchitelu.net/media/1718
-
festival.1september.ru/articles/565876/
-
kachar-school.narod.ru/nachalka/urok4.htm