• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Выступление на МО учителей начальных классов на тему «Межпредметные связи, как фундамент для развития творческих способностей младшего школьника»

Выступление на МО учителей начальных классов на тему «Межпредметные связи, как фундамент для развития творческих способностей младшего школьника»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Сергеева Ольга Николаевна МБОУ СОШ №53 г.Ульяновск

«Межпредметные связи, как фундамент для развития творческих способностей младшего школьника»

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Сегодня, как никогда, от учителя требуется высокий уровень методологической и общетеоретической культуры, выработки своей педагогической концепции, построение на ее основе личностно-индивидуальной педагогической технологии развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках по различным дисциплинам. Активные психолого-педагогические исследования творческих способностей школьников ведутся уже много лет, все больше количество работ посвящаются вопросам, затрагивающим тему развития творческих способностей младших школьников. Творческая сторона познания проявляется так: ребенок с творческими способностями может быть очень изобретателен в занятиях, усвоение нового вызывает у него встречную активность, ему хочется только познавать полученные впечатления, но он склонен и по-своему оказываться на них, пробовать достичь чего-то необычного. Нередко такие дети сами предусматривают для себя развлекательно- игровые дела. В самом деле, новизна воспринимаемого, игры и занятия, опирающиеся на воображение, требуют от ребенка интуиции и изобретательности. Чувство собственного достоинства рождается в ребенке, если он, познавая окружающий мир, его нравственные ценности, не теряет собственного Я, определяет, отстаивает и сохраняет свою личную позицию. Надо быть внимательным к индивидуальности ребенка, помогать развивать свой талант и способности делиться своими наблюдениями, поддерживать и ценить его личную позицию, уважительно относиться к его самостоятельному нравственному выбору. Уважение к ребенку как к личности, требует от родителей отойти от навязывания ему собственного мнения. Необходимо как можно больше поощрять его самостоятельность и творчество, предоставлять искреннюю заинтересованность суждениями и мнениями ребенка. Родители служат для ребенка главными источниками суждений о нем самом, поэтому формировать самооценку учащихся необходимо только совместными усилиями школы и семьи. Учителю на уроке важно использовать не только задания творческого характера, но и творчески проверять знания учащихся. Условием сознания и проявление ребенком своей индивидуальности является принятие и поддержка взрослого, его эмоциональных проявлений. Также обязательным условием является безоценочность принятия ребенка, его поддержка и безопасность[1, с. 44]. На уроках необходимо принимать все ответы детей, восхищаться каждой идеей учеников, ошибки использовать как возможность по-новому, неожиданно взглянуть на привычное, исключая всякую критику личности деятельности детей. Необходимо как можно чаще употреблять слова «молодец», «умница», «прекрасно», «хорошо». На уроках должны выслушиваться все ответы детей, даже если они повторяются, т.к. повторяя одно и тоже, дети предъявляют себя, а не повторяющиеся сведения. Для ребенка эти слова полны своего смысла, имеющего отношения только к нему. Первое, о чем надо помнить: ребенок - не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества. В совместной с учителем главное исходит от него, хотя сам он пока не имеет об этом представление. Никто, кроме него, не даст верного решения стоящей перед ним творческой задачей[7, с.132]. Дело учителя - вести занятие так, чтобы перед ребенком стояла именно творческая задача. Творческие задания должны носить открытый характер, не иметь правильного ответа, заранее известного кому бы то ни было. Они не имеют также единственного ответа. Более того: ответов столько, сколько разных людей их выполняют. Нужно, чтобы перед ребенком стояла конкретная задача, но для ее решения понадобятся те или иные задания или умения, которых ему не достает. Тут-то и нужна помощь педагога, которая оснащает ученика приемами и способами достижения привлекательной цели. [5, с.3]. Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Формирование творческих способностей возможно лишь на основе использования межпредметных связей, так как именно они обеспечивают целостность умственной деятельности - образование ассоциаций, через них отражается живая связь явлений в понятиях человека, происходит систематизация новых элементов и их интегрирование на основе ведущих идей науки. Межпредметные связи закладываются прежде всего в содержании учебных предметов. Они входят в состав предметов, а не лежат вне их. По содержанию выделяют четыре вида межпредметных связей: 1) по общности теории, законов, понятий; 2) по общности научных фактов, касающихся одного и того же объекта обучения; 3) по общности использования научного метода; 4) по общности способов умственной деятельности. Межпредметная интеграция универсальна для всех процессов, в том числе и для экологического образования и воспитания. Как указал И.Д. Зверев: «Межпредметные связи, отражая межнаучные области знаний соответвенно диалектической взаимосвязи «человек - общество - природа», прежде всего обуславливают целостность всей структурой содержания образования в его составных циклах учебных предметов: естественнонаучном, общественно-историческим и гуманитарно-эстетическим» [2, с.19]. Использование межпредметных связей в процессе формирования творческих способностей особенно необходимо, т.к. в существующем учебном плане средней общеобразовательной школы все предметы несут в себе потенциал развития именно творческой личности. Именно за счет интегративного характера образования и воспитание позволяет преодолеть разобщенность предметов. Методические приемы практической реализации межпредметных связей в учебном процессе могут быть разнообразны: постановка межпредметного характера на восстановление и систематизацию знаний из других учебных предметах, выполнение упражнений и решение задач на межпредметной основе, работа с иллюстрациями, таблицами межпредметного содержания. В каждом отдельном случае выбор способа реализации межпредметных связей зависит от многих причин, например, специфика учебного материала, от конкретной педагогической задачи, подготовленности школьников и других[3]. Важным методическим условием реализации межпредметных связей является выполнение комплексных заданий, которые предусматривают не только использование необходимого учебного материала из разных учебных предметов, но и позволяет эффективно управлять процессом познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление. Большое значение в условии знаний, получаемых учащимися при изучении различных предметов, имеют специально составленные межпредметные тексты которые дополняют содержание текста учебника и глубже раскрывают отдельные вопросы программы. Для того чтобы вывести наиболее правильное и информативное определение понятию «межпредметные связи», надо подвести его под другое, более широкое. Таким более широким, родовым понятием по отношению к категории «межпредметная связь» является понятие «межнаучная связь», но и первое и второе являются производными от общего родового понятия «связь» как философской категории. Отсюда становится очевидным, что «межпредметные связи» есть, прежде всего, педагогическая категория, и сущностной основой ее является связующая, объединяющая функция. Исходя из этого, можно сделать определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве[4, с.8]. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности[6]. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании математики, и, наоборот, идущие от математики в другие учебные предметы. Межпредметный подход в обучении как общедидактический принцип направлен на преодоление такого недостатка в образовании, как разрозненность знаний, формируемых в процессе изучения детьми школьных дисциплин. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование творческих способностей младших школьников. Основы экологического образования закладываются на уроках таких предметов как ознакомление с окружающим миром, где у школьников формируется целостное представление о природе и человеке, как важнейшем компоненте природы, воздействующем на нее с учетом познанных законов и закономерностей. Межпредметные связи показывают - что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы. Изучение предметов гуманитарно-эстетического цикла (русский и родной языки, чтение, изобразительное искусство, музыка и пение) содействует художественному освоению природной и социальной действительности, развитию эстетических и нравственных отношений учащихся к природе, стимулирует их творческую активность. В процессе трудовой деятельности с объектами природы уточняются фактические знания о мире, у школьников развивается потребность в творческом труде. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках литературы текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации. Появляется необходимость в комплексных формах, обобщающих уроках, семинарах, научно-практических конференциях, имеющих межпредметное содержание. Важно, что такие формы связаны с коллективным решением учебных проблем в сочетании с индивидуальными заданиями, соответствующими формированию творческих способностей учащихся начальных классов. Из вышесказанного можно свидетельствовать, что систематическая поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи отмечает повышение функций образования, развития интереса младших школьников к учебе. Младший школьный возраст дает прекрасные возможности для формирования творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Поэтому полноценное формирования творческих способностей осуществляется лишь на основе межпредметных связей. Хочу поделиться опытом и продемонстрировать пример применения творческих заданий в процессе проведения проверочной работы на уроке «Окружающий мир» во 2 классе. Занимательные вопросы нравятся ребятам, они ждут их как праздника, как возможности еще раз выразить себя. Такие вопросы, помимо традиционных, непременно включают в себя задания, где есть работа не только мысли, но и чувства, воображения ребят. Были предложены следующие вопросы. - Ребята, можно ли в ваших ладошках держать целый лес? На данный вопрос были получены следующие ответы: «Мы не можем удержать весь лес, потому что мы маленькие. И даже взрослый не может его удержать». «Я думаю. Мы сможем удержать лес, если будем великанами». - Жили-были две липы: одна - в городе, другая - в деревне. Посадили их в один день. Какая из лип может прожить дольше? Почему? (Дольше проживет та липа, которая посажена в деревне, потому что в деревне воздух намного чище, чем в городе. Там нет фабрик и заводов и чаще всего рядом растет лес). - Две бабушки собирают на зиму лечебные травы. Одна - в городе, другая - в лесу. Зимой эти бабушки простудились в один день и вспомнили о заветных запасах. Какая из бабушек вылечится? Почему? ( «Вылечится та бабушка, которая собирала травы в лесу, потому что там воздух намного чище». «Лесные травы намного полезнее, так как растут на экологически чистых почвах, в которых достаточно влаги питательных веществ. А сам лес создает благоприятные условия для произрастания растений»). Объяснив детям, что означает понятие «вид» живого существа, мы провели небольшой математический опрос на 3 - 5 минут. 1.На опушке росло 2 березы , 1 дуб и 3 липы. Сколько всего деревьев было на опушке? (6) - Сколько видов деревьев росло на опушке? (3) 2. В роще гуляли две обезьяны, 3 слона и 2 кенгуру. Навстречу им шел Дима. Сколько животных он встретил? (7) 3. Африка. Вы подошли к поляне в горах, заметили семью горилл. Затаились в кустах, видите: с противоположной стороны подкрадывается леопард. Сколько разных млекопитающих на поляне? (3 вида: горилла, леопард и человек) 4. Теперь вы оказались в лесу. В дупле одного дерева заметили семью бельчат. Затаились в кустах, видите: с противоположной стороны подкрадывается коварный волк. Сколько разных млекопитающих вы видите? (3 вида: белка, волк и человек) 5. Вы летом оказались в поле. На ромашке заметили двух бабочек. Мимо пролетели 2 комара, а на листочке колокольчика вы заметили двух гусениц и майского жука. Сколько насекомых вы встретили? (8) - А сколько видов? (4) Для проверки и оценивания знаний помогают высказывания - перевертыши. Они помогают лучше запомнить суть понятий. 1.Люди дышат с помощью тяжелых (нет, с помощью легких) 2.Для дыхания нужен газ сладкород (нет, кислород) 3.Птиц, которые улетают на юг, называют летными (нет, перелетными) 4.Весной на полях идет сбор урожая (нет, сев) 5.При нагревании вода сужается (нет, расширяется) 6.У человека орган слуха - глаза (нет, уши) 7.Одно из необходимых условий правильной работы сердца - это постоянная нагрузка (нет, спокойный сон) Как говорилось ранее, игра, очень важна для детей, в младшем школьным возрасте отходит на задний план. Поэтому нами была предложена детям игра, которая помогает запомнить серьезные термины. 1.Правда, что осенью на деревьях распускаются листья? (нет, опадают) 2.Правда, что лимон - овощ? (нет, фрукт) 3.Правда, что зимой начинается потепление? (нет, похолодание) 4.Правда, что рысь - это домашнее животное? (нет, дикое) 5.Правда, что курица - дикое животное? (нет, домашнее) 6.Правда, что растения выделяют углекислый газ? (нет, кислород) 7.Правда, что весной начинают опадать листья? (нет, распускаются) Учащимся очень нравятся задания, доведенные до гротеска, утрированные. Они особенно будят воображение ребенка. - Мама попросила Васю заморозить воду. Вася сказал: «Я не могу этого сделать, я не Дед Мороз». Какую температуру тела должен иметь мальчик, чтобы заморозить воду? (- 10̊̊ С) - Мама говорит Коле: «Я постирала рубашку, иди, повесь ее на солнышко, чтобы быстрее высохла». Коля взял рубашку и ушел. Вскоре возвращается с рубашкой и говорит: «Я не достал до солнышка!» - Какой длины должны быть руки у Коли, чтобы дотянуться до солнышка? (150 миллионов километров) Также детям были предложены задания следующего вида: придумать одно - два предложения про такое, чего на свете не бывает. «Вчера из нашего крана потекла не вода, а натуральный сок». «В центре нашего города появился дикобраз, который был очень добрый и отзывчивый». «Вчера на улице шел конфетный дождь».

Данная нетрадиционная форма урока не только учит новому, закрепляет пройденный материал, но посредством таких уроков, как правило, удается создать благоприятную атмосферу в коллективе.

Список использованной литературы


  1. Гелло Т.А. Ценности ваши и вашего ребенка / Т.А. Гелло // нач.школа плюс до и после. - 2005 - №3. - С. 44-47.
  2. Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе. И.Д. Зверев, Максимова В.Н. - М.: Педагогика, 1981. - 396с.
  3. Концепция учебного предмета "Человек и мир" .URL:geo-sa.info/dokument/37-koncepciya-uchebnogo-predmeta-chelovek-i-mir.html(Дата обращения 08.03.2013).
  4. Межпредметные связи в учебном процессе / под. ред. Дмитриева С.Д. Киров - Йошкар-Ола: Кировский ГПИ, 1978 - 80с.
  5. Общая психология: словарь / под ред.А.В. Петровского. СПб.: Речь, 2005. - 250с.
  6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса М.: Академия, 1996. - 416 с.
  7. Панова Л.В. Межпредметные связи как средство формирования у школьников обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса.URL:panova-lud.narod.ru/opit.doc(Дата обращения 05.04.2013).




© 2010-2022