Технологическая карта по литературному чтению в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока по литературному чтению


Автор технологической карты

Ярцева Ольга Михайловна

Место работы учителя

МБОУ Сосновская СОШ № 2

Класс:

3

Дата: 08.11.2013

Тема урока

И.А. КРЫЛОВ. БАСНЯ «ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА»: что смешит в басне?

Место урока в изучаемой теме

Второй урок в изучаемом разделе.

Цель урока

Познакомить с басней И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна» как с особым литературным жанром.

Планируемые результаты

Знать:

  • литературные жанры, ранее изученные;

  • произведения данного автора;

  • биографию и творческий путь И.А.Крылова.

Уметь:

  • узнавать литературные жанры;

  • моделировать представления для сравнения литературных жанров, литературных героев;

  • создавать литературные образы главных героев, находить их описание, характеристики в текстах;

  • учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер для учителя, экран, рабочие тетради, учебная презентация.






Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Цель

УУД

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности


1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Личностные УУД

(Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку)

Начинается урок

100 вопросов - 100 ответов

Отвечай по одному

И научишься всему.


Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Актуализация знаний


5

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Личностные УУД

(Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций)


-Наверное, вы согласитесь, что литература - это необыкновен­ная, волшебная страна. Авторы - это волшебники. А у каждого волшебника есть волшебная палочка. У автора - это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово - не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его раз­гадать. А вы внимательные читатели? - Тогда предлагаю вам поработать со словами. Прочитайте слова I и 2-го столбиков:

Восторгаться хвалиться Хвастаться насмехаться Высмеивать восхищаться Вороватый нечестный Глупый комичный Смешной неумный

Наблюдение, проблемная ситуация.

Работа по плану урока.

Ф


Ф

Доводит до сведения учащихся значение литературы в жизни читателей. Организует диалог с обучающимися с целью уточнения пройденного материала.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.


Объясняет задание.

Сравнивают слова в столбиках.

Заменяют слова одним словом .



Выполняют работу.

Постановка темы и цели урока

5 Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Познавательные УУД (Осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий)

На предыдущем уроке вы знакомились с творчеством замечательного русского поэта - баснописца Крылова.

Сегодня мы познакомимся с еще одним его произведением. Попробуем определить его название. В нем три слова. Первое слово обозначает название предмета:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь и в ответ он засмеётся тоже.

Третье слово название животного:

Ей на месте не сидится,

Всё кривляется, резвится

Рассмешит нас без обмана

В зоопарке…. Соедините эти слова между собой, с помощью подходящего по смыслу слова, состоящего из одной буквы - союза.

-Что у вас получилось? Верно. Давайте сформулируем тему урока полностью, включив в неё имя автора и название произведения.

Тема нам известна. П Поставим цели урока. Сегодня мы знакомимся с литературным произведением, которое относится к жанру - басня. По ходу урока попробуйте от­ветить на вопрос: что такое басня? А мы обязательно вернемся к этому вопросу в конце урока.

Беседа

Ф

Г


Ф


Ф

Организует диалог, в ходе которого конкретизируются знания о творчестве баснописца, его особенностях построения произведения.

Формулирует цель урока, составляет вместе с учащимися план урока.




Объясняет задание.



Ставят цели урока.

Составляют план урока.


Отгадывают загадки.









Выполняют работу.




Фор­мулируют тему урока.





Отвечают на вопросы.

Освоение нового материала:

словарная работа


чтение басни

первичное восприятие


повторное чтение

анализ произведения


21

Личностные УУД

(Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способу решения новой задачи)

Регулятивные УУД

(Формирование способности принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать свои действия)

Познавательные УУД

(Восприятие и анализ небольших текстов, использование знаково-символьных средств, в том числе действие моделирования)

Коммуникативные УУД

(Умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию)

На доске запись:

кобразум

саужитимкира В басне «Зеркало и обезьяна» вам встретятся незнакомые и малознако­мые слова. В каждой строчке записано по два слова. Назовите их. Замените выражение одним словом. (Учащиеся называют по одному слову. Устанавливается их лексическое значение. Читают произведение.

Образ -вид, облик

Кум - крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной

Ужимки - гримасы

Сатира - обличающее, бичующее осмеяние

на руку не чист - нечестный, вороватый. Сегодня мы познакомимся ещё с другими словами, которые не встретятся нам в тексте, но они имеют непосредственное отношение к литературному произведению. Это содержание и форма. Определим значение этих слов по словарю Ожегова.(прочитайте помеченное значение слов). Эти слова имеют и другие смысловые значения Форма и содержание находятся в постоянной взаимной связи друг с другом. Вот также и в литературном произведении форма связана с содержанием произведения, и это мы постараемся увидеть при знакомстве с басней «Зеркало и Обезьяна».

Наблюдение, работа в группах.

Работа по плану.

Ф

Г



















Ф

Ф

Ф

Ф

Указывает на объект наблюдения.

Проводит инструктаж обучающихся перед работой в группах.

Организует подводящий диалог, уточняет уровень понимания детьми предстоящей работы.

Организует поисковую работу учащихся.



Контролирует процесс усвоения содержания произведения.

Распределяют роли в группах в зависимости от вида работы.

Проводят взаимопроверку.

Находят слова, объясняют значение слов.

Слушают текст.


Принимают учебную задачу.

Находят ответы на вопросы. Читают басню повторно по цепочке. Работают в группах.

Поясняют модель

построения басни.

Определяют значение фундаментальных понятий по словарю.

Закрепление материала

10

Регулятивные УУД

(Осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале)

Познавательные УУД

(Формирование умения работать с памятками).

Коммуникативные

УУД

(Развитие монологической речи, формирование умения создавать собственные устные высказывания)

Характеристика персонажей.

- С какими персонажами вы встретились в басне?

-Какой персонаж главный?

-С какой интонацией надо читать её слова. Прочитайте их.

-С какой интонацией будете читать слова Мишеньки? Почему? Прочитайте.

- Найдите слова, которые говорит автор? Прочитайте их.

- Для чего же людям знать эту историю? -Над чем смеётся автор, изображая персонажей басни? (Смешными, глу­пыми, нечестными, притворщиками, неискренними и др.) - кластер выделение существенных признаков жанра басни. Чтение отрывков басен. Мо­делирование. -Всю ли басню мы прочитали? -Прочитайте последнюю часть. Чей голос звучит в этой части? (Голос автора.) -Похожа ли эта часть на предыдущую? Работая в группах, обсуди­те, чем первая часть басни отличается от 2-ой? (В 1 части действуют пер­сонажи, есть история; во 2 части нет персонажей, нет истории.) -Найдите строки, которые являются самыми главными в последней части. Поясните, как вы их понимаете? Что хотел сказать автор?

Ученики читают:

Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. -Можно ли сказать, что эта часть басни содержит поучительный вывод? Ту часть басни, в которой содержится вывод, поучение, назы­вается моралью. =Что такое мораль? Мораль - это поучительный вывод, урок. Урок - это то, что нас учит. Что смешит в басне. Давайте ответим на вопрос, что такое басня? - Итак, из скольких частей состоит басня? (Из двух частей.)

-О чем рассказывается в 1-ой части басни?

-Что содержит 2-ая часть басни?

-Какой вывод вы сделали для себя, прочитав басню И.А. Крылова. -Автор восхищается или высмеивает эти качества? Какова, по-ва­шему, главная задача жанра басни? (Высмеивать недостатки людей,
но на примере животных.)

Самостоятельная работа с карточками ,на которых дан план для составления характеристик.




Выборочное чтение.




Выборочное чтение.

И

Ф





И




И








И




























Г
























Ф

Напоминает обучающимся, как строить свои ответы у доски.

Организует индивидуальную работу.

Наводящими вопросами помогает выступающему правильно построить ход своего рассказа.

Дает комментарии к выступлению каждого учащегося.


Чтение отрывков басен.



Задаёт вопросы,

слушает ответы ,которые нашли дети в тексте.

Выполняют индивидуальные задания.

Учащиеся выступают с выполненными заданиями.

Дети реагируют на замечания, стараются их исправить.

Слушают отрывки.

Моделируют представления для сравнения литературных жанров, литературных героев.

Сравнивают поступки героев.


Находят в тексте необходимые предложения.



Работа с текстом.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

3

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Регулятивные УУД

(Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей) -Пользуясь моделью жанра, расскажите о том, что такое басня. -Басня - это форма литературного произведения, которая имеет свои существенные признаки, заключаемые в форме и содержании. -Как связаны форма и содержание басни?

Чтение басни по ролям.

(Лист самооценки)

-Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом поучительного характера. Цель басни: осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами традиционно явля­ются животные

Рефлексия, контроль.

Самооценка.

Ф

Задает вопросы о задачах урока.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся.

Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.

Показывают конечный результат своей работы.


© 2010-2022