• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок по русскому языку на тему Употребление имен существительных в устной и письменной речи. Суффиксы, придающие слову уменьшительно-ласкательное значение

Урок по русскому языку на тему Употребление имен существительных в устной и письменной речи. Суффиксы, придающие слову уменьшительно-ласкательное значение

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока 3 класс

Учитель: Рубашенко Лилия Анатольевна

Образовательная программа «Школа России»

Предмет : русский язык

Тема урока: Употребление имен существительных в устной и письменной речи.

Суффиксы, придающие слову уменьшительно- ласкательное значение.

Тип урока: урок совершенствования знаний

Цели: - закрепление у детей знаний об имени существительном

- познакомить учащихся с суффиксами имен существительных, придающих слову уменьшительно- ласкательное значение.

-формировать умение образовывать новые слова при помощи суффиксов -к. -еньк, - оньк, -ушк, - юшк

- развитие внимания, речи учащихся, умения анализировать, делать выводы


Этап урока


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный

Словарная работа



Актуализация опорных знаний

Постановка темы, цели урока

Обобщение и систематизация знаний



Физминутка. Гимнастика для глаз и рук

Работа в парах



Индивидуальная работа. Письмо по памяти.

Контроль усвоения.

Проверка

Рефлексия

- Начинаем урок русского языка.

Проверьте, все ли у вас в порядке на парте, откройте тетради, запишите число.

1.-Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила (Зима)

2. -Ребята, подберите к слову снежная подходящее по смыслу существительное. (снежная сказка, снежная зима,…)

3. - Как вы думаете, а фантазия может быть снежной? (Да)

4. Давайте познакомимся с красивым словом фантазия

5. - Дайте определение слову фантазия.

- Как вы понимаете значение этого слова?

-Найдите значение этого слова в словаре и прочитайте

Фантазия - это выдумка, мечта, воображение

- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, найдите «опасное» место.

- Подберите родственные слова и запишите. (Фантазер, фантазерка, фантазировать, фантастический, фантастика)

- Найдите в группе родственных слов имена существительные и разберите по составу.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга

4. - Ребята, а вы любите зиму?

- Русский народ очень любит это время года.

-А как ласково называют зиму на Руси? (Зимушка)

-Запишите, в тетрадь пару слов:

зима - зимушка

- Разберите слова по составу.

-Какой суффикс придал слову ласкательный оттенок. (-ушк)

- Выберите суффиксы, которые придают существительным уменьшительно- ласкательный оттенок.

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Чему мы будем учиться?

5. -Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что мы знаем об именах существительных. Но мы не будем просто вспоминать правила, а немножко поиграем. А раз мы говорим о зиме, то и играть будем в снежки.

-Имена существительные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (Нет)

- Одушевленные им. существительные отвечают на вопрос что? (Нет)

- Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?(Да)

- Имена существительные изменяются по родам? (Нет)

- Имена существительные изменяются по числам? (Да)

- Имена существительные имеют два рода мужской и женский? (Нет)

- Имя существительное имеет мужской, женский и средний род? (Да)

-Все имена собственные пишутся с маленькой буквы? (Нет)

- Молодцы!

А теперь мы немного отдохнем.

- Выберите слова на зимнюю тему, запишите их в тетради, образуйте при помощи суффиксов новые слова с уменьшительно- ласкательным значением

7. Проверка.

8. - Ребята, а кто записал слово «берёза»?

-Как вы думаете, берёза бывает снежной?

Берёза - это символ России. Многие поэты воспевали красоту русской берёзы. Кто вспомнит строки из стихотворения С. Есенина.

- Как ласково называл русский народ это дерево? (Берёзка, берёзонька)

-Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

- Нарисуйте схему состава слова.(корень, суффикс, окончание)

Сделайте вывод (Слова, которые мы записали состоят из корня, суффикса и окончания. Они имеют ласкательное значение. Суффиксы -к, -оньк придали слову уменьшительно - ласкательное значение )

-А вот как пишет о березке современный поэт Павел Рупасов.

В белой шубе из звез..ного ин..я

У д..роги б..рё..ка ст..ит.

-Объясните пропущенные орфограммы. Запомните эти строчки и запишите по памяти.

- Проверьте, как вы записали.

-Найдите грамматическую основу, укажите части речи.

-Какие суффиксы придают существительному уменьшительно- ласкательное значение?

11. Выборочный диктант.

-Запишите существительные с уменьшительно- ласкательным значением, выделите суффикс.

Я люблю русскую зиму. Царицей стоит белая берёзка. Масса шишек висит на ёлочках и сосенках. Сыты зимой пташечки и зверьки.

- Ребята, кто выписал все слова? Молодцы! Вы заработали 5 баллов.

- Кто пропустил одно слово? Вашу работу можно оценить в 4 балла.

- Кто запомнил суффиксы имен существительных? Назовем их еще раз.

-Наш урок закончен. Спасибо за урок.

Учитель читает загадку и показывает слайд № 1



Учитель предлагает детям подобрать подходящие по смыслу слова и назвать словосочетания. Слайд №2

Учитель показывает детям слайд №3





Учитель показывает слайд № 4. На слайде дети видят суффиксы имен существительных.



Учитель бросает учащимся «снежки». Ребёнок должен поймать «снежок» и ответить на вопрос одним словом «да», «нет»





Учитель проводит физминутку. Упражнения для глаз.

На каждую парту учитель кладет карточки со словами: зима, ручей, снег, берёза, сосулька, сани, трава, гора, мороз, дождь, ёлка, сосна.

(На доске вывешивается плакат с суффиксами)

Учитель показывает слайд № 5



Учитель показывает слайд № 6

Учитель организует самостоятельную работу. Обращает внимание на детей со сниженными учебными способностями и возможностями.

Учитель показывает слайд с эталоном правильного выполнения Слайд № 7

Учитель диктует предложения.

На слайде появляются слова, которые нужно было выписать.

Слушают учителя и отгадывают загадку.

Учащиеся подбирают существительные

Учащиеся высказывают свои мысли о значении слова

Дети читают значение слова по словарю. Учащиеся записывают слово в тетрадь, находят орфограмму, подбирают родственные слова. Учащиеся выходят к доске и записывают слова.

Взаимопроверка

Дети высказывают свое отношение к зиме

1 ученик работает у доски.

Учащиеся выбирают суффиксы, придающие слову ласкательный оттенок.

Учащиеся пробуют сформулировать тему урока и определить цели и задачи урока

Игра в снежки «Да-нет»



Дети работают в парах. Ученики читают слова, которые они выписали, обмениваются мнениями

Дети вспоминают стихотворение Есенина «Белая берёза»

Ученики записывают слова, рисуют схему, делают вывод.

Дети читают строки из стихотворения, заучивают их и записывают.

Учащиеся свою работу соотносят с образцом

.

Дети записывают существительные из диктанта: берёзка, ёлочки, сосёнки, пташечки, зверьки.

Самооценка

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации.

Познавательные: учатся образовывать новые слова

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Познавательные и коммуникативные



Коммуникативные и познавательные



Умение делать выводы, обобщать.

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Личностные


© 2010-2022