Конспект «Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Cценарий урока по предмету «Русский язык»


Класс: 2,(8-9 лет) Программа «Школа 2100»

Тема: «Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы».

Тип урока: комбинированный.

Цель: закрепить правило употребления заглавной буквы в собственных именах существительных.

Задачи:

- закрепить умения писать с заглавной буквы клички животных, имена, отчества и фамилии людей, некоторые географические названия;

- учить различать одинаковые по написанию имена собственные и нарицательные

-развивать у детей орфографическую зоркость, различные виды памяти, словесно- логическое мышление, наблюдательность, развивать речь детей;

- воспитывать любовь к родному языку, любознательность, самостоятельность мышления;

предупреждать утомление и переутомление детей.


План урока:

1. Организационный момент (3 мин.)

2. Мобилизующий этап « Наблюдательная разминка».

Минутка чистописания (5 мин.)

3. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы (5 мин.)

4. Поиск решения. Актуализация имеющихся знаний. (7 мин.)

5 Первичное закрепление. Упражнения в распознавании имён собственных и нарицательных, одинаковых по написанию.(18 мин.)

6.Итог урока. Рефлексия.(7 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент

Ребята, посмотрите на солнышко.( На доске изображение солнышка.)

Скажите, у кого из вас такое настроение? Каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу. Положите ладошки. Скажите: « Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я

тебе помогу».

2. Мобилизующий этап « Наблюдательная разминка»

На доске : с б к, п т х, з ц , к р в. Назовите буквы звуки которых образуют пары ? (б-п, з-с)

Откроем тетради. Запишем эти буквы строчные и заглавные. ( высота, наклон). В каких словах пишем заглавную букву? ( в именах, фамилиях, т. д.)

Посмотрите ещё раз на доску.

Из словарных слов убежали гласные буквы, догадайтесь, какие, и верните их на место.

Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните их.

собака корова петух заяц

Написание большой буквы в кличках животных. А теперь давайте придумаем клички этим животным. Какую кличку можно дать собаке?

Корове? Петуху? Зайцу?

А как нужно писать клички животных? ( с большой буквы.)

Запишите клички рядом с названиями животных.

А как выбирают клички животных? ( по внешнему виду, по характеру)

Игра « Путаница».

Перепутались клички. Помогите исправить ошибки . (слайд 1)

Корова Собака Кошка Конь Петух

Жучка Бурёнка Ветерок Горлач Мурка

Правильное написание:

корова Бурёнка

Как вы думаете, почему этим животным дали такие клички?

Дети: Конь быстрый, как ветер.

Учитель: Какой сделаем вывод?

Д. Клички животным дают по внешнему виду, характеру.

У. Кличка должна соответствовать внешним особенностям, характеру цвету животного.

3 Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы:

На табличке роза Роза

У. Посмотрите внимательно на слова. Чем они интересны? Одинаковы они по написанию?

Д. Одно и тоже слово написано с маленькой буквы, и с большой.

У. Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны выяснить?

Д. Почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы.

У. Вот это нам предстоит сегодня открыть.

Физминутка для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. 4.Поиск решения. Актуализация имеющихся знаний.

У. Какое значение может быть у слова РОЗА?

Закроем глазки. Я произнесу слово [роза].

Что представили?

Д. роза- цветок

Роза имя

Это может быть:

Ответы детей:

а) цветок (картинка)

б) имя девочки (картинка)

У. А как мы пишем имена?

Д. С большой буквы.

У. А есть в русском языке ещё такие слова? Если есть, приведите примеры.

Дети приводят примеры. Как определить большую или маленькую букву пишем в слове? Что надо узнать?

Чтобы правильно написать слово необходимо понять его значение.

5 Первичное закрепление. Упражнения в распознавании имён собственных и нарицательных, одинаковых по написанию.

У. Прочитайте предложения. Вставьте вместо точек буквы.

В Египте течёт река ….игр.

В зоопарке мы видели ….игра.

Летом я ездил в прекрасный город …рёл.

В небе парит …рёл.

Мою подругу зовут …..илия.

В пруду растёт …….илия).

Дети объясняют какую букву вставили в слова.

У. Сейчас вы будете работать в парах. (карточки)

Спиши, вставляя нужные буквы.

У …руши в корзине …руши.(Г,г)

Тетя …оля вернулась с …оля.(П,п)

Лева …кворцов кормил …кворцов.(С,с)

Боря …асильков нес букет …асильков.(В,в)

Проверка. А сейчас отдохнём.

Физминутка:

Скачет шустрая синица, прыжки на месте на двух ногах

Ей на месте не сидится, прыжки на месте на левой ноге

Прыг-скок, прыг- скок, прыжки на месте на правой ноге

Завертелась, как волчок. кружимся на месте

Вот присела на минутку, присели

Почесала клювом грудку, встали, наклоны головы влево-вправо

И с дорожки на плетень, прыжки на месте на левой ноге

Тири- тири, прыжки на месте на правой ноге

Тень-тень-тень! прыжки на месте на двух ногах

Групповая работа.

У. На доске два задания. Выберите задание, рассчитав свои силы.

1-Попробуйте понять стихотворение и определить, большую или маленькую букву надо писать в одинаковых словах. Спиши.

Возвращаясь под вечер с __оля,

Потеряла __ережку __оля,

Ту __ережку нашел _____ережка,

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя __ережка.

- 2- - Прочитайте и запишите только те слова, которые можно писать и с маленькой, и с большой буквы

шарик, море, обувь, ягода, москва, россия, цветок , мишка рыжик, клин. родина

- Что можно сказать о словах Москва и Россия?

- О чем вам говорят слова Москва, Россия? (Эти слова обозначают географические названия)

- Приведите свои примеры географических названий.

- Придумайте предложение.

- Давайте запишем лучшее предложение.

У. Кто выбрал 1 задание? Проверьте.

Кто выбрал 2 задание? Проверьте.

6.Итог урока. Рефлексия.

Какую ставили учебную задачу? Удалось её решить? Каким способом? (работой в паре, с помощью учителя, ранее изученного).

У кого какие были трудности?

Кто доволен собой?

Почему?

Учитель предлагает учащимся оценить свою работу (солнышко).

Учащиеся выбирают солнышко по своему настроению:

Смеётся солнышко- всё понятно и всё получилось.

Грустит солнышко- были трудности.

Грозное солнышко- ничего не понятно, всё было трудно.

7.Домашнее задание. Выполнить упражнение из дидактического материала.

Оборудование: картинки сказочных героев, карточки для работы в парах и группах, солнышко для самооценки.

Методическая литература: Начальная школа. Плюс до и после.

Учебник « Русский язык» для 2-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.

Л. Ю. Комисарова « Дидактический материал» к учебнику « Русский язык» для 2-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.



© 2010-2022