Рабочая программа по гражданскому образованию (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная школа с. Абабково

Павловского района Нижегородской области

Рассмотрено Руководитель ШМО учителей ____________ /Ю. А. Пугачева/

протокол № __от _______2015г.

Согласовано Зам. директора по УВР ____ / В. А. Карасева/

______ 2015 г.

Утверждаю Директор школы ___ /Е. В. Журавлева/ Приказ № __от _ 2015 г.









Рабочая программа

по курсу «Гражданское образование»



3 класс

Составила:

учитель начальных классов

Пугачева Ю. А

2015 - 2016 г.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ



Пояснительная записка Рабочая программа по курсу « Гражданское образование» составлена на основе региональной авторской программы курса «Гражданское образование», разработанная С.К.Тивиковой, Н.Н.Деменевой, Т.Я.Железновой, Н.Ю.Яшиной при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области (Программа курса «Гражданское образование в начальной школе»: 2-3 классы четырёхлетней начальной школы. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006). Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель курса -создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.
Задачи курса

  1. Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
  2. Духовно - нравственное развитие ребёнка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.
  3. Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
  4. Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.
  5. Эстетическое развитие ребёнка, воспитание эмоционально - эстетической отзывчивости.
  6. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.
  7. Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.
  8. Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
  9. Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Общая характеристика курса Курс гражданского образования рассматривается как пропедевтическая основа для изучения истории в начальных классах. Курс является интегрированным. Дети получают представления о природе, обществе, человеке. Курс способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учётом идеи развивающего обучения. Предполагается тесная связь курса гражданского образования с обучением различным учебным предметам (окружающий мир, литературное чтение, изо и др.), с внеурочной работой и семейным воспитанием. В третьем классе особое внимание уделяется взаимосвязанным понятиям: Земля - жители Земли, земляне; Родина, Отечество, государство - гражданин своей страны; Россия, россиянин; Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород, москвич, петербуржец, нижегородец, житель города, села; семья, член семьи. Таким образом, ребёнок ощущает себя в той или иной роли в зависимости от того пространства, которое в данный момент рассматривается как дом. Специфика курса определяется тем, что в нём главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентаций, то есть эмоционально - чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Уроки гражданского образования строятся на деятельностной основе. Преобладающими являются формы и методы работы, в рамках которых дети могут проявить свою активность: игры, тренинги, дискуссия, драматизация и разыгрывание ситуации, викторины и отгадывание загадок и кроссвордов, практические работы, работа в микрогруппах, выполнение исследовательских заданий.
Место предмета в базисном учебном плане В учебном плане на изучение «Гражданское образование» отводится 1 час в неделю (34 часа) В 3 классе обучение по данному курсу обеспечено учебно - методическим комплектом «Жар-птица».
Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение традиционных уроков: - Открытие новых знаний. - Рефлексия (повторение и закрепление) Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Оценка деятельности учащихся Оценка выставляется только словесная, эмоциональная, здесь нет бальной системы оценивания. За выполненные задания в конце четверти ставится аттестован(а), если задания систематически не выполнялись, то не аттестован(а).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по курсу «Гражданское образование»
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Гражданское образование», к школе; - интерес к предметноисследовтельской деятельности; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России и о своей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - целостного образа мира; - миролюбия, толерантности, умения понимать других людей на основе отрицания насильственных методов решения конфликтов; - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ; - ориентации в поведении на принятые моральные нормы; - представления о красоте природы России, родного края. Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом. Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - находить в тексте ответ на вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - воспринимать смысл познавательного текста; - осуществлять синтез как составление целого из частей - строить сообщения в устной форме; - производить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; - выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации - проводить сравнение, сериацию, классификацию изученного материала по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другие мнение и позицию; - формулировать собственные мнение и позицию; - уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; - использовать в общении правила вежливости. Обучающийся получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другие мнение и позицию; - уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре); - контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - осуществлять взаимоконтроль.
Обучающийся научится: - соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя; - узнавать объекты, представленные на рисунке; - воспринимать первичные сведения о Земле как общем доме всех людей; - узнавать государственные символы (герб, флаг, гимн) России, знать название столицы; - называть и находить на карте различные города России (Москва, С.-Петербург, Нижний Новгород) и понимать их значение в истории и современности нашей страны; - называть некоторые страны, характеризовать особенности жизни людей в них; - называть адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников; - вести себя в соответствии с правилами вежливого обращения; - понимать содержание некоторых статей Всеобщей Декларации прав человека; Обучающийся получит возможность научиться: - ориентироваться в учебнике; - понимать различия между источниками информации о мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет; - оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах; - характеризовать Россию как самое большое и многонациональное государство; - характеризовать историю, культуру, достопримечательности городов (Москва, С.-Петербург, Нижний Новгород), стран (США, Индия, Скандинавские страны, страны Западной Европы, Африки, Китай, Япония) - адекватно использовать средства устной речи во время инсценировок; - устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных странах мира; - выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). Обучающийся получит возможность узнать: - об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях людей в различных регионах Земли;

Календарно - тематическое планирование по курсу «Гражданское образование», 3 класс
№ урока п/п Наименование раздела и темы Темы уроков

Количество часов Срок прохождения дата корректировка 1 В поисках счастья. 1 5.09.15
2 Сохраняя прошлое. 1 12.09
3 Мировое древо. 1 19.09
4 Моя родословная. 1 26.09
5 Наша школьная семейка. 1 3.10
6 Я - надежда Отечества. 1 10.10
7 Слышу голос из прекрасного далека. 1 17.10
8 В кругу родном и тесном. 1 24.10
9 Что в сердце бережно храним. Обобщающий урок-экскурсия по «дому-музею». 1 31.10
10 Отечество: старое, новое, вечное. 1 14.11
11 Отчизны славные сыны. 1 21.11
12 Наше государство-Российская Федерация. 1 28.11
13 Сто народов-одна страна. 1 5.12
14 Законы, по которым мы живем. 1 12.12
15 Без праздника нет народа. 1 19.12
16 По родной стране. Обобщающий урок - устный журнал. 1

17 Мы и наши соседи. 1

18-19 Аист на крыше. 2

20-21 У янтарного моря. 2

22-23 В горах Кавказа. 2

24-25 Многоцветные краски Востока. 2

26 Фестивальные встречи. Обобщающий урок-праздник. 1

27 Я взрослею. 1

28-29 Таинственный мир знаний. 2

30-31 Пора в путь дорогу. 2

32 Приглашаем в театр. 1

33 Досуг-дело серьезное. 1

34 парк чудес и открытий. Обобщающий урок-праздник. 1


Перечень учебно - методического обеспечения:
Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплекту «Жар птица». Часть I. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2008,- 2 -е изд., испр. и доп.. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Жар птица». Часть I,II. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2012.



8


© 2010-2022