Урок по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: «Простые и сложные предложения.»



Планируемые результаты:


Предметные УУД:

- сравнивать простые и сложные предложения

- различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами

- ставить запятые между частыми сложного предложения

Метапредметные УУД:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

- делать выводы на основе наблюдений

- обосновывать свое мнение

- выполнять самопроверку, взаимопроверку

- выявлять причины возникновения затруднений, пути поиска решения

Личностные УУД:

- проявлять интерес к изучаемому предмету


  1. Актуализация знаний.



  1. - Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка. Сядьте правильно, спины выпрямите, ноги поставьте вместе, приподнимите голов. Открываем тетради по русскому языку, записываем число, классная работа. (СЛАЙД 1) Минутка чистописания. Пропишите в тетради каллиграфически правильным почерком в первой строке сочетание букв «ЧК», во второй строке сочетание букв «ЩН». Какую орфограмму напомнили вам сочетания букв?

  2. - Сейчас небольшой словарный диктант, посте которого вы проведете взаимопроверку. Напишите на листочках свою фамилию: календарь природы, известный человек, сельское хозяйство, веселые каникулы, тракторный завод, багажный вагон, стороны горизонта. Поменяйтесь листочками со словарным диктантом с соседом, и проверьте правильность написания слов, сверив их со слайдом (СЛАЙД 2). Оцените работу используя традиционно смайлики.

  3. Орфографическая минутка. Посмотрите на следующий слайд. Выпишите из данного стихотворения слова с буквосочетанием ЧК, ЧН, НЧ. (СЛАЙД 3). Выполните самопроверку выписанных слов, и оцените свою работу с помощью смайликов: если нет ошибок - с улыбкой, 1-2 ошибки -не улыбающийся, более 3 - грустный смайлик. (СЛАЙД 4)

- Буквосочетание чк, чн, чт, нщ - пишется без мягкого знака.

- меняются листочками, и проводят взаимопроверку.

В тетради выписаны слова: на диванчике, сочника, пончики, в стаканчике, точно



  1. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте предложенные предложения и сравните их. (СЛАЙД 5)

- Чем они похожи между собой?

- В чем отличие данных предложений?

- Спешите данные предложения. Найдите и подчеркните грамматическую основу в данных предложениях.

- Назовите грамматическую основу в первом предложении?

- Что это за вид предложения?

- Почему это предложение простое?

-Что такое грамматическая основа?

- Какую играет роль союз И в данном предложении?

- Чем отличается первое предложение от второго предложении?

- Какую роль играет в этом предложении союз И?

- Как называются предложения в которых 2 и более грамматические основы?

- Итак, я правильно поняла, что предложения с 1 грамматической основой - это простые предложения, если в предложении 2 и более грамматические основы - это сложные предложения.

- Попытайтесь определить тему нашего урока.

- Спрогнозируйте задачи урока, которые мы должны решить

- я делаю вывод, что на уроке мы должны решить две задачи - вспомнить какие предложения называются простыми и сложными и научиться различать простые и сложные предложения. (СЛАЙД 7)

- Учащиеся читают предложения:

1. Солнце встало и осветило окрестность.

2. Солнце встало, и окрестность озарилась светом.

- в данных предложениях содержится одна и та же мысль - с приходом солнца стало светло.

- в первом предложении перед союзом И нет запятой, а во втором есть запятая.

- Солнце встало и осветило.

- это простое предложение с однородными сказуемыми.

- Это предложение простое, потому что в нем одна грамматическая основа.

- грамматическая основа - это подлежащее и сказуемое, их еще называют главными членами предложения

- в данном предложении союз И играет роль объединения действий.

- В данном предложении 2 грамматические основы: солнце встало, окрестность озарилась.

- Он объединяет две грамматические основы.

- Такие предложения называются - сложными

- Да.

- тема нашего урока «Простые и сложные предложения» (СЛАЙД 6)

- выслушать ответы детей


  1. Работа по теме урока

- Следующая работа будет проводиться в группах. Вам даны карточки на которых написаны предложения. Вспомните, чем отличаются простые предложения от сложных?

- определите, к какому виду предложения оно относится и прикрепите к тому названию которому соответствует: простые и сложные предложения.

- Давайте проверим работу групп со слайдом 8. Оцените работу каждой группы при помощи зеленой или красной карточки. Если верно - зеленая, ответ неверен - красная.

- Молодцы. Вы хорошо поработали

- ответы детей.

- с объяснением распределяют карточки на доске

- проверка.


Работа по учебнику


-- продолжим нашу работу. Откройте учебники на странице 36. Упражнение 49. - прочитайте поэтические строки. - Сколько в данном стихотворение предложений?

- какие это предложения - простые или сложные? Докажите свое мнение.

С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение? - какое задание дано к данному упражнению? -самостоятельно выполните упражнение



- В ДАННОМ СТИХОТВОРЕНИИ 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- здесь одно простое (1 грамматическая основа) и одно сложное (2 грамматические основы) предложение.
- в сложном предложении простые предложения объединяются запятой. - списать, подчеркнуть основы предложения.

ФИЗМИНУТКА


Продолжение работы по учебнику.

-Продолжаем работу. Упражнение 50. Прочитайте предложения. Обратите внимание на знаки препинания в сложных предложениях. Что вы можете сказать?
- Итак, ваши наблюдения отметили, что между частями сложного предложения стоит запятая. Сравните, совпали ли они с материалом рубрики «Обратите внимание» на стр 37. - спиши любые два предложения, вставляя где надо пропущенные буквы зеленой пастой.


- между частями сложного предложения ставится запятая.

- да, наши наблюдения совпали.

РЕФЛЕКСИЯ


- У вас на столе лежат листочки, на которых написаны предложения для 1 и 2 вариантам. Работая в паре, отметьте 1 вариант - простые предложения, а 2 вариант - сложные. Сверьте свою парную работу со слайдом (СЛАЙД 9). Оцените работу с помощью зеленой или красной карточки. В чем были ваши ошибки и что не получилось?
- вспомните тему нашего урока? Какие задачи мы ставили с вами на уроке? Смогли мы решить эти задачи? Какие предложения называются простыми? Какие предложения называются сложными? Чем вам запомнился урок, какие задания было вам интересно выполнять?
- спасибо вам за работу. Вы очень активно работали, смогли решить поставленные задачи. Открываем дневники, записываем домашнее задание: стр. 37. Упр. 51.












Вариант № 1 - отметьте простые предложения
  1. Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.
  2. Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.
  3. Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник.
  4. Солнце светило, но не грело землю.
  5. Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом.
  6. На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись.
  7. Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков.
  8. В дуплах старых осин располагались ночные птицы и запасливые белки.
Вариант № 2 - отметьте сложные предложения
  1. Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.
  2. Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.
  3. Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник.
  4. Солнце светило, но не грело землю.
  5. Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом.
  6. На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись.
  7. Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков.
  8. В дуплах старых осин располагались ночные птицы и запасливые белки.
© 2010-2022