Урок по ОРКСЭ Икона

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по ОРКСЭ ИконаУрок по ОРКСЭ ИконаУрок по ОРКСЭ ИконаМуниципальное общеобразовательное учреждение

Большепечерская средняя общеобразовательноая школа



Подготовила: учитель начальных классов

Грачёва Светлана Ивановна



село Большие Печёрки

2012

Цель: духовно- нравственное развитие учащихся, донести до детей назначение православной иконы через её сравнение с картиной; научить их выявлять отличительные характеристики иконы.

Задачи: познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины; уяснить, что свет - основа иконописания; воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению, священных для христиан образов.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

Дидактическое обеспечение: учебник «Основы православной культуры» А.В. Кураев, карточки, таблица, картины икон, картины художника: В.М.Васнецов «Алёнушка», «Три богатыря» ,социальная сеть работников образования nsportal.ru, диск «Основы православной культуры»

Планируемые результаты урока:

личностные - формировать интерес к иконе, мотивацию к изучению православной культуры; уважение к традициям своего народа;

предметные - приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа; развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками культуры; усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России; формирование потребности в нравственном совершенствовании.

метапредметные - овладение способностью принимать сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить в тексте конкретные факты, сведения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения построения рассуждений

Ход урока

1. Оргмомент

2.Повторение изученного материала о храме.

Разгадать кроссворд с ключевым словом икона. Слайд №1 Вопросы кроссворда.

  1. Священная книга христиан. (Библия)
  2. Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест)
  3. Как называется обращение к Богу? (Молитва)
  4. Книги, написанные апостолами. (Евангелие)
  5. Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)
Ключевое слово в кроссворде - икона.

-Что такое икона?

(Словесный, репродуктивный, практический методы)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Проблемный вопрос Беседа с учащимися «Что мы знаем об иконах». Икона - это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Изначально иконой называлось изображение на доске. А потом иконописью стали называть и красивые мозаики, украшавшие храмы, и настенную роспись. Демонстрация икон Слайд№2 - Какие иконы вы знаете? (Ответы детей) - Когда появились иконы? В давние-предавние времена ученики Иисуса Христа (апостолы) написали «Евангелие». Вспомним, как переводится это греческое слово. (Ответ учащихся - «благая весть».) Ученики и последователи Христа считали, что благую весть должны узнать самые разные люди, как можно больше людей. Но в те времена мало кто из людей умел читать. Не умели читать бедные люди, не умели читать рабы. Но им очень хотелось узнать, о чем говорится в Евангелии. Вот тогда и решили рисовать (точнее писать) для людей, не умеющих читать. В средние века церковное искусство так и называли - «Библия для неграмотных». По свидетельству церковного историка Евсевия, первая икона появилась ещё во времена земной жизни Христа, она получила название «Нерукотворный образ», так как была создана не художником, а возникла от соприкосновения ткани (полотенца) с ликом Христа. Слайд №3 По тому же преданию, евангелист Лука оставил после себя несколько изображений Богородицы, написанных при её жизни. Это иконы Казанской Божьей Матери, Владимирской Божьей Матери и Смоленской Божьей Матери. Слайд №4 Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они появились или были особо почитаемыми. Позже на иконах появились изображения апостолов, мучеников, святых и ангелов. Слайд №5 Иконы входили в жизнь человека с самого рождения, сопровождали всю жизнь и провожали в последний путь. Если книги долгое время умел читать далеко не каждый из наших предков, то иконы «читал» каждый русский человек. Об иконах так и говорят, что их нужно уметь «читать», потому что они не только показывают, они и рассказывают, объясняют. Просто у икон есть свой особый язык, которым они повествуют священную историю.


- Где можно увидеть икону? (Ответы детей) В старину на перекрёстках дорог стояли либо часовенки, либо просто столбики с иконами. При встрече иконы по дороге прохожий останавливался, снимал шапку, вдумчиво молился, даже если и торопился куда-то. Икона могла стоять над входом в дом или над воротами города. Православные Христиане относятся к иконе с особым уважением. Перед венчанием молодых благословляли иконой. Воинов благословляли на битву. Картина А. Кившенко «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем» Слайд №6

3. Выявление места и причины затруднения.

Работа с учебником. Стр .52-54

Заполнить таблицу «Чем икона отличается от картины?».

Дети заполняют таблицу, делают выводы. Обучающимся выдаются листы с таблицей для работы в группах. Материал для заполнения таблицы на страницах учебника.

Работа с диском «Основы православной культуры»
Проверка выполнения задания группами (ответы детей, учитель дополняет и уточняет ответы). Отличие иконы от картин:

  1. На иконах изображаются Иисус Христос, святые, апостолы, Богоматерь, ангелы.
  2. Главное в иконе - свет.
На иконе нет тени. Голову святого окружает нимб (золотой круг). Светом сияет нимб святого, светом пронизаны его одежды. Икона пишется светом по свету. Слово «фон» позднее, в древности фон называли светом. Фон иконы обычно кроют золотом: золото - свет и цвет одновременно. 3.На иконе нет беспорядка. Иконописец внутреннюю гармонию святого передаёт через гармонию внешнюю Как вы понимаете значение слова «гармония»? (Ответы детей) Гармония - взаимное соответствие (предметов, явлений, частей целого, свойств и т.п.).

4. На иконе нет заднего плана и горизонта. Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Она не изображает окружающий нас мир, а являет иную реальность. Поэтому икона использует символы и знаки. Значение слова «символ» (символ - то, что служит условным знаком какого-либо понятия, явления, идеи). 5. Удивительные на иконах лица (лики) и глаза. 6. Изображение невидимого. - Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

7. Образы на иконах, в отличие от картин, имеют надпись на церковно-славянском языке, указывающую, кто изображён: имя и чин святости. Но для того чтобы прочитать такие надписи, нужно хотя бы немного знать церковно-славянский язык и принятые правила сокращения церковно-славянских слов. Слайд №7

А теперь выполните следующее задание. Таблица поможет вам успешно справиться с ним. Задание. Разложите репродукции по конвертам. В один конверт положите репродукции картин, в другой - репродукции икон. Подготовьте свои аргументы. Работа в группах. Время выполнения задания - 5 мин. Проверим, что у вас получилось. Объясните, как вы распределяли репродукции. (Аргументы обучающихся)

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самостоятельное чтение учебника, страница 54-55. - Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой? (Ответы детей) -Какие приметы, обычаи и обряды, связанные с иконой, вы знаете? (Ответы детей) - В новый дом первым делом вносят икону. - Во время пожара первым делом стараются спасти от огня иконы как главную ценность. - Иконы дарить можно, а продавать нельзя. Иконы не покупают, а меняют, хотя бы и за деньги. - Отправляясь в дорогу, молятся перед иконами. В дальний путь не отправляются без складной деревянной или литой иконки. - Иконы берут чистыми руками 5.Включение в систему знаний и повторение.

Рассказ учителя о чудесах от икон. ( Плачущие иконы и исцеление от них )

-Почему иконы плачут?

Слайд №8
6.Рефлексия. -Что вас больше всего удивило на уроке? - Что заполнилось больше всего? (Ответы детей)

Синквейн по теме икона. (Составляют дети)


7.Домашнее задание Составьте словарик новых для вас слов, связанных с темой «Икона». Расспросить родителей о тех иконах, которые есть у них дома (Сообщение об иконах)


© 2010-2022