- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока и презентация по математике для 1 класса по теме Литр
Конспект урока и презентация по математике для 1 класса по теме Литр
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Неволина С.А. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Проект урока разработала учитель МКОУ АГО «Бакряжская СОШ»
Неволина С.А.
Урок математики в 1-м классе по теме "Литр"
( УМК « Школа России» , М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова)
ТИП УРОКА: изучение нового знания.
ЦЕЛИ ( Планируемые результаты) : К окончанию урока ученики -
Будут иметь представление о способах измерения жидкостей;
Будут знать единицу вместимости - литр;
Смогут сравнивать сосуды по вместимости;
Смогут поразмышлять о дружбе, совместной деятельности, нахождении правильного решения в спорной ситуации;
Продемонстрировать математическую смекалку, логическое мышление, общеучебные навыки.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Индивидуальная;
Групповая;
Фронтальная;
Коллективная.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источнику знаний:
Словесные;
Практические;
Наглядные
По уровню познавательной активности:
Проблемный;
Частично-поисковый;
Исследовательский;
Репродуктивный;
Объяснительно-иллюстративный.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация ; карточки с примерами; карточки 2л +5л, 5л +2л, 5л, 7л, 9л.; индивидуальные наборные полотна, банки ёмкостью: 0,5 л, 1л, 3л ( 2 б);ведерко с водой
ПЕДТЕХНОЛОГИИ: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, игровая технологии.
ХОД УРОКА
Этапы
Вид деятельности
Методы и приёмы
Формируемые УУД
Учитель
Ученик
I. Организационный момент ( вхождение в контакт)
- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть! Тем более, что сегодня не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране Математике. А путешествовать мы будем на этом веселом паровозике.
( учитель демонстрирует озображение паровозика на доске)
Беседа с детьми
Личностные УУД:
доброжелательный настрой на урок, готовность к сотрудничеству.
Минутка чистописания.
Слайд с 6-10
1.Но прежде чем мы отправимся путешествовать, давайте все дружно выполним задания в ваших тетрадях.
-Откройте тетради. В ваших тетрадях карандашом нарисован паровозик с вагончиками. Обведите его ручкой.
2.- Сколько вагончиков везет паровозик?
- Давайте пропишем цифру 2.
Посмотрите на доску. В каком порядке будем писать цифру 2?
3. Маленькая разминка для ума.
Обводят в тетрадях паровозик с вагончиками по контуру правильно и красиво.
-2
( Одна, через клеточку- три подряд, через клеточку- одна, и т.д.)
Задачи в стихах.
Регулятивные УУД:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.
II.
( слайд 11)
1.Постановка учебной проблемы.
Слайд 12
2.Физминутка Слайд 13
Подводящий к проблеме диалог.
Ответьте на мои вопросы:
а) как называется единица измерения длины, с которой мы уже знакомы?
б) с какой единицей массы мы познакомились на прошлом уроке?
в) можно ли с помощью этих единиц измерить, сколько воды в нашем ведерке? ( учитель демонстрирует ведерко)
- Нам сегодня предстоит узнать, как называется единица, которой измеряется объем жидкости.
Учитель открывает часть темы: ( на доске)
« ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМА ЖИДКОСТИ………»
- Ну что же, все готовы к путешествию?
Тогда закрывайте глазки и мы отправляемся.
( Учитель включает музыку, открывает доску) На доске изображение полянки, паровозика, названия станций.
- Первая станция- « Считалкино».
- Возьмите в руки карточки, решите примеры, найдите в таблице буквы, которые соответствуют ответам, составьте слово.
- Какое же слово у вас получилось?
Полностью открывается название темы:
« ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМА ЖИДКОСТИ- ЛИТР».
- Прочитайте тему нашего урока хором.
Давайте представим себя паровозиками и отправимся к следующей станции.
Загудел паровоз: Ту- ту!
И вагончики повез: Ту- ту!
Чу, чу, чу, чу! Далеко я укачу!
( Физ-ка выполняется под мелодию « Песня Паровозика»)
Сантиметр
Килограмм
Ответы детей
- Да
Дети берут в руки карточки и решают примеры.
- Литр.
Дети выполняют движения
Подводящий к проблеме диалог.
Познавательные УУД:
формирование умения самостоятельно создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера.
Общеучебные УУД:
постановка и формулирование проблемы.
Познавательные УУД:
устанавливать аналогии, использовать знаково- символические средства.
РегулятивныеУУД:
формировать способность к мобилизации сил и энергии.
III.
Изучение новых знаний
Слайд 14
Слайд 15
Выполнение практического задания по измерению объема ( вместимости) банок
Слайд 16
1)Фронтальная беседа с учащимися
( Учитель передвигает паровозик к следующей станции)
- Мы прибываем на следующую станцию. Давайте прочитаем как она называется?
- Что у нас в ведерке?
- Что произойдет, если ведерко вдруг исчезнет, а вода останется?
- Почему?
- Куда наливают жидкость?
- т. е. другим словом - это « ЕМКОСТЬ"
- Какие еще жидкости бывают?
- Ребята, посмотрите на эти банки. ( 3 л банки) Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное?
- Как узнать, правы ли вы?
- Хорошо, тогда я попрошу вас помочь мне.
- ребята будут наливать воду в большие банки ( 3 л).
-Как надо наливать воду?
- Сколько банок насчитал 1 вариант?
- Сколько банок насчитал 2 вариант?
- Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное количество воды? Или мы допустили какую- то ошибку?
- Так какой же мы можем сделать вывод?
- Правильно! Вот в такую банку вмещается 1 литр воды. Вспомните, сколько таких банок уместилось в большую банку?
- Значит, говорят, что она вмещает 3 литра. А если в емкости 4 таких банки; 5 банок?
- Слово ЛИТР сокращенно пишут так: Л
« Размышляево»
Вода.
Вода разольется, растечется по полу)
Вода- это жидкость
В ведро, стакан, чашки и т. д.
Молоко, сок, кефир, бензин и т. д.
Ответы детей.
Измерить вместимость
К доске выходят 2 ученика. Один получает банку 1 л, другой- 0, 5 л.
Аккуратно, чтобы не разлить воду, не разбить банки)
( Первый вариант считает, сколько баночек нальет 1 ученик, а 2 вариант, сколько баночек нальет 2 ученик)
3 банки.
6 банок.
Ребята наливали воду банками разного размера, надо было взять одинаковые.
Для измерения жидкостей надо пользоваться одинаковыми мерками.
3
4 литра, 5 литров.
Подводящий к теме диалог
Проблемная ситуация
Прием сталкивания мнений.
Общеучебные УУД:
умение произвольно и осознанно строить свои высказывания; умения структуировать свои знания.
IV.
( Слайд 17)
Первичное закрепление нового материала.
Слайд 18
Слад 19
Слайд 20
1)Решение задач.
а)ознакомление с текстом задачи
( учитель передвигает паровозик к следующей станции»
- Мы прибыли на станцию
- Откройте учебник на стр. 36. № 3
- Прочитайте задачу. ( Текст задачи читает хорошо читающий ученик).
б)анализ текста задачи.
- О чем эта задача?
-Что такое молоко?
В каких емкостях находится молоко?
- Сколько литров молока в банке?
- Что известно про молоко в бидоне?
- Что значит « на 4 л больше»?
- Ответим сначала на первый вопрос. Прочитайте его.
в)Поиск решения первой части задачи.
Посмотрите на экран.
- Что известно в задаче?
- А что надо найти?
-Что неизвестно, целое или часть?
- Как найти целое?
- Запишите решение первой части задачи.
На доске появляется запись:
д)Анализ второй части задачи ( в виде фронтальной беседы)
- прочитайте 2 вопрос задачи.
- Вспомните, сколько молока в банке? В бидоне?
-Посмотрите на эти выражения:
7 - 3 3 + 7 4 - 3
- Какое из них вы выберете, чтобы ответить на 2 вопрос?
Почему?
е)Оформление решения 2 части задачи. Формулировка ответа.
- Сколько чисел будет в ответе?
- Запишите ответ.
2. Физминутка
- Отправляемся к следующей станции
Паровоз кричит: Ду- ду! Я иду- иду- иду!
А колеса говорят: Так, так, так! Так, так, так!
Учитель передвигает паровозик к следующей станции
3)Составление неравенств
- Мы добрались до станции « Ошибкино» здесь на каждом шагу нас подстерегают ощибки. В одиночку с ними справиться очень трудно, но если мы будем работать вместе, дружно, то ошибок вы не допустите. Объединимся в группы. Из карточек составьте одно равенство и одно неравенство.
Каждая группа получает карточки:
2л + 5л; 5л + 2л ; 5л; 7л; 9л; «>»; «<»; «=»
- проверяем задание по наборному полотну группы, которая выполнила задание первой.
-Какой знак можно поставить между выражениями 5л + 2л и 2л + 5л?
- Почему?
Проверка работы другой группы.
« Задачкино»
В банке 3 литра молока, а в бидоне на 4 литра больше? Сколько литров молока в бидоне? Сколько литров молока в банке и бидоне вместе?
О молоке.
Жидкость.
В банке и бидоне.
3 литра
На 4 литра больше, чем в банке.
Столько же, да еще 4.
Дети читают.
Что в банке 3 литра молока.
Сколько литров молока в бидоне?
Целое.
Чтобы сложить целое, надо сложить части.
( один ученик работает за закрытой доской, затем идет проверка решения задачи)
Свое согласие или несогласие выражают с помощью сигнальных карточек. 3 + 4 = 7 (л.)
Дети читают.
В банке- 3 литра, а бидоне на 4 литра больше.
Неизвестно целое, чтобы найти целое, надо сложить части.
Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске: 3 + 7 = 10 ( л)
2., потому что в задаче 2 вопроса.
Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске.
Ответ: 7л. 10л.
« Ошибкино»
Дети выполняют задание.
Дети самостоятельно составляют равенство и неравенство
Проверка выполнения
Равно
От перестановки слагаемых сумма не изменяется
Работа в группе- взаимоконтроль.
Коммуникативные УУД:
развивать умение строить понятные для партнера высказывания, умения аргументировать свое предположение.
Общеучебные УУД:
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные УУД: учить обосновывать и доказывать собственное мнение; формировать навыки взаимоконтроля, взаимопомощи; развивать умения договариваться и приходить к общему решению.
РегулятивныеУУД:
формировать умения видеть свою ошибку и исправлять ее; умение адекватно понимать оценку сверстника.
V. Слайд 21
Подведение итогов урока.
Слайд 22
1)Фронтальная беседа.
( Учитель передвигает паровозик к следующей станции)
- Наше путешествие подходит к концу. Мы добрались до станции « Знайкино». Что нового вы узнали на уроке?
2)Игра « Верю- не верю»
- А сейчас поиграем в игру « Верю- не верю». Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаете руку, не согласны- руку не поднимаете.
- В эту банку в 1 литр умещается 1 см жидкости.
- Массу арбуза можно измерить в литрах.
-Объем жидкости измеряется в килограммах.
- Единица измерения объема жидкости называется ЛИТР.
3) Ребята, а для чего надо измерять объем жидкости; измерять длину; массу?
- Сейчас я вам расскажу о некоторых фактах. ( Рассказ сопровождается рисунком, иллюстрирующим его сообщение)
- В пустыне Сахара за целый год выпадает всего 200 литров осадков на площадь равную площади нашего класса. Поэтому там не растут деревья, очень мало трав, живут только жуки и змеи.
- Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода?
- А как вы думаете, что может привести к исчезновению воды?
- Как же мы должны относиться к воде?
« Знайкино»
Что объем жидкости измеряется в литрах.
Нет.
Нет.
Нет.
Да.
Ответы детей.
Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода- это жизнь.
Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду.
Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте.
Личностные УУД: ( смыслообразование) - развитие познавательных интересов, мотивов.
VI.
Рефлексия
Слайд 23
Слайд 24
Оценка учебной деятельности. - Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры. Ну а теперь вы знаете, что литр - это мера измерения жидкости. - Как в математике обозначается литр? - Чему еще учились на уроке? - А как вы думаете, будем ли мы знакомиться еще с другими величинами? - Понравился вам урок? Как работали? - Мне тоже понравилось, как вы поработали. Молодцы!
- Выберите смайлик, который соответствует сейчас вашему настроению, и как бы вы оценили свою работу на уроке. Нарисуйте выбранный смайлик на полях тетради.
- Cпасибо за работу!
Л
Да.
Дружно. Все вместе.
Выбирают и рисуют смайлик
Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата деятельности