- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект занятия внеурочной деятельности по теме Интеллектуальные игры эрудитов 1 класс
Конспект занятия внеурочной деятельности по теме Интеллектуальные игры эрудитов 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Краузе Н.И. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» - «Школа здоровья и развития»
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению Мастерская «Гимнастика для ума»
по теме: Развитие логического мышления. Тренировка слуховой памяти.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5 - «Школа здоровья и развития»
Краузе Надежда Ивановна
г. Радужный 2014 г
Аннотация На основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, логическое мышление. В содержание занятия включены упражнения на развитие логического мышления и слуховой памяти. Занятие направлено на достижение личностных и метапредметных результатов. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. Задания выходят за рамки школьной программы, вносят элемент неожиданности в сочетании с различными «заковыристыми» формулировками. Занятие построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим - это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. Это занятие будет полезно учащимся 1 класса для развития психических процессов.
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
Направление внеурочной деятельности:
Общеинтеллектуальное
Название программы:
Мастерская «Гимнастика для ума»
Тема:
Развитие логического мышления. Тренировка слуховой памяти.
Класс:
1-в
Цель:
Обучать учащихся: наблюдать, сравнивать, находить закономерности. Развивать логическое мышление. Тренировать слуховую память.
Планируемые результаты
Познавательные:
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
- самостоятельное создание способов решения проблемы;
Личностные:
- формирование адекватной самооценки, самоуважения и самопринятия;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирование границ собственного знания и «незнания»;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- различать способ и результат действия;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
Коммуникативные:
- понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственных, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь формулировать свое мнение и позицию;
Оборудование:
Рабочая тетрадь, автор О.А. Холодова «Юным умникам и умницам» 1 класс, мультимедийная презентация, ЦОР.
Межпредметные связи
математика, окружающий мир, русский язык
Этап занятия
Время, мин
Формы организации деятельности учащихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
2мин
Организационный момент:
Ромашка стремлений.
Мозговая гимнастика.
Интеллектуальная игра «Эрудиты»
(слайд 1)
Начинаем занятие с гимнастики.
1) Ленивые восьмерки.
2) Качания головой.
Давайте обратимся к нашей ромашке стремлений.
К чему вы будете стремиться на сегодняшнем занятии?
Сегодня мы поиграем в интеллектуальные игры. И в результате посмотрим, кого можно назвать эрудитами.
Учащиеся выполняют упражнения под руководством учителя.
Учащиеся настраиваются на занятие, высказывают о своих стремлениях на сегодняшнем занятии.
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в речевой форме;
Личностные:
Формирование границ собственного знания и «незнания».
3 мин
«Разминка»
(слайд 2)
- Что не существует, но имеет название?
- Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной Королевой?
- Как называют ребенка собаки?
- Как звали мудрого питона - друга Маугли?
- Как звали главного обитателя Цветочного города?
- Какая самая любимая пора школьников?
- Как называют дедова сына?
- ничего
- Герда
- щенок
- Каа
- Незнайка
- каникулы
- отец, папа, дядя
Коммуникативные:
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Логические:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Познавательные:
- уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.
6 мин
«Магазин»
Прослушайте внимательно 2 раза следующий текст, а затем ответьте на вопросы.
Мама попросила сына сходить в магазин и сделать следующие покупки:
В булочной - хлеб, пирожное, печенье;
В мясном отделе - котлеты, сосиски, колбасу;
В овощном отделе - огурцы, помидоры, капусту;
В гастрономическом отделе - сахар, спички, масло.
А теперь ответьте: что надо было купить в овощном отделе? Что - в булочной? Что - в мясном отделе? Что - в гастрономическом?
А теперь откройте тетради на с.51 найдите №2
Вы видите пирамидки. Раскрасьте их так, как я вам диктую.
- раскрасьте нижнее кольцо первой пирамидки коричневым цветом, второе снизу кольцо второй пирамидки- синим, третье кольцо третьей пирамидки - зеленым, четвертое кольцо четвертой пирамидки - красным, верхушку пятой пирамидки - желтым.
Воспринимают информацию на слух. Отвечают на вопросы.
Выполняют задания на слух в рабочей тетради.
Познавательные:
- осознанное и произвольное высказывание в устной форме;
-уметь выделять существенную информацию из текста;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для построения монологического высказывания.
3 мин
«Логические игры» ЦОР
Посмотрите на экран .
Какую фигуру взяли?
Какую девочку зовут Маша?
Какой предмет лишний?
Учащиеся выходят к интерактивной доске и выполняют задание.
Познавательные:
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
7 мин
«Стройка»
Работа в группе
(слайд 3)
Дети, вы сидите за столами и разбиты на группы. 1, 2, 3 группы. Следующее задание вы будете выполнять все вместе. Вы должны советоваться друг с другом, прислушиваться друг к другу и договориться об окончательном решении.
1 задание:
На экране вы видите, как разложили спички. Разложите палочки на своем столе также.
А теперь переставьте палочки так, чтобы получилось три квадрата.
Группа выполнившая работу верно получают умницы.
Проверим: посмотрите на экран.
2 задание:
У вас на столе вы видите квадратики. Нужно расставить квадратики в 2 ряда так, чтобы в каждом ряду было по 3 квадратика.
Группа, выполнившая верно получает умницу.
Учащиеся в группе выполняют задание.
Познавательные:
- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
- самостоятельное создание способов решения проблем;
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
6 мин
Игра «Составь слова»
Откройте тетради на с. 52 №6
В каждом слове найдите одно или два слова.
Учащиеся выполняют задание и зачитывают ответы.
- смородина - Родина, дина, род один;
- стрекоза - коза;
- дедушка - дед, душка;
- кружка - уж;
- линейка - иней;
- сумка - ум;
- форточка - точка;
- корабль - кора;
- колесо - кол, лес;
- апельсин - ель;
- кастрюля - юля
Познавательные:
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение строить рассуждения в форме связи простых рассуждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
7 мин
Математические игры
На каждом столе лежат карточки разного цвета. Вам всей группой нужно ответить на вопрос письменно на карточку группы №1. Когда вы ответите на вопрос, переходите к следующему столу и отвечаете на вопрос этого стола, также письменно. А затем переходите к третьему столу и отвечаете на вопрос этого стола. Когда вы ответите на все вопросы, карточку с ответами отдаете учителю. Группа, ответившая правильно на все вопросы получают умницу.
1 -
Ехала машина в Москву, а навстречу ей три машины . Сколько машин ехало в Москву?
2 -
На дереве сидела 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве?
3 -
В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. Сколько всего кошек в комнате?
Учащиеся выполняют задания в группе.
1 - 1 машина
2 - нисколько
3 - 4 кошки
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задачи;
Личностные:
- способность к решению моральных проблем на основе децентрации;
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
1 мин
Итог занятия.
Рефлексия.
- Наше занятие походит к завершению. Давайте подведем итог.
На какой ступени лесенки знаний вы себя почувствовали?
- Было легко, хочу знать больше.
- Было трудно, но я справился.
- Было трудно, и я не смог справиться.
Ответы учащихся. Вручение медалей «Эрудит»
Личностные:
- формирование мотивов достижения и социального признания;
- формирование адекватной самооценки, самоуважения и самопринятия;
Коммуникативные:
- уметь формулировать свое мнение и свою позицию.
Заключение Данное занятие способствует вооружению детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых учебных и практических задач, воспитанию ответственности и настойчивости в преодолении возникающих трудностей. Игры, реализуемые на занятии способствуют развитию логического мышления. Они учат думать. С развитием самостоятельного мышления у ребенка развивается и речь, которая организует и уточняет мысль. Позволяет выражать ее словесно. Развитие мышления также влияет на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, желание хорошо учиться и много знать.