Особенности преподавания Основ Православной Культуры

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Особенности преподавания предмета «Основы Православной Культуры»

в 4 классе «А» МБОУ «Школа №154» Слайд 1,2 В новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования, в разделе 1.2., сказано: «Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций». Преподавание знаний о Православии, его систематическое изучение в общеобразовательной школе является неотъемлемой частью полноценного образования. Какую бы веру ни избрал для себя ученик российской школы, какое бы мировоззрение ни имели его родители, многовековая православная культура остаётся ценнейшим достоянием всех патриотически воспитанных граждан России. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. ОПК - это предмет, который выражается в изучении культуры духовной жизни на примере христианства, его морально-нравственных ценностей. Изучая историю христианства, Православной Церкви, русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, ребенок получит повод подумать о том, в какой стране он живет, каких ценностей придерживались его предки, почему люди, не раздумывая, шли на смерть из-за своих религиозных и духовно-нравственных принципов. А главное он поймет, что есть что-то в жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий. Знакомство с духовной культурой не может ограничиться одним предметом. Оно должно проходить единой содержательной линией через такие предметы, как литература, русский язык, история, музыка, изобразительное искусство и т.п. Учитель начальных классов стоит на самой первой ступеньке духовно-нравственного возрождения нашего народа. Именно мы, учителя, не только на отдельном уроке по «Основам православной культуры», а на всех других уроках, а также во внеурочной каждодневной деятельности, духовно устремляемся к детским сердцам и душам. И дети ждут от нас, взрослых, чтобы мы им показали путь, по которому они смогут строить свою жизнь. Этот путь неразрывно связан с духовной традицией - с основами православной культуры. Знать эти основы обязан каждый учитель, чтобы детям донести правильно, объективно историю Отечества, всесторонне исследовать и преподать творчество гениальных писателей и поэтов. Слайд 3 Главной целью курса «Основы православной культуры» считаю формирование духовно-нравственной личности через обретение духовного опыта, основанного на традициях Православия. Слайд 4 Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1. Установление личных связей ученика с православной культурой. Важно, чтобы христианские ценности стали личными ценностями обучаемого, только при таком внутреннем перестроении взглядов можно добиться хороших результатов. 2. Раскрытие духовных основ отечественной культуры. Отечественная культура насквозь пронизана христианским учением, поскольку в основном русские классики были людьми глубоко верующими. Раскрытие этих основ поможет учащимся с большей легкостью интегрироваться в православную среду. 3. Воспитание патриотических чувств. Православие теснейшим образом связано с патриотизмом, т.к. выполнение долга перед Богом, Родиной и родителями является основополагающим для христианина. Поэтому православное и патриотическое воспитание неотделимо друг от друга. 4. Увлечение детей творческой деятельностью. Через творчество и творение дети учатся познавать Бога, главного Творца этого мира. Формирование основ православной культуры происходит поэтапно: от подготовки к восприятию православной культуры к поиску скрытых смыслов Библейских сюжетов и догматическому учению Церкви. Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников основывается на следующих принципах (на слайде 5) Формы организации духовно-нравственного воспитания разные: интегрированные уроки - ОПК и литература, ОПК и окружающий мир, ОПК и изобразительное искусство, музыка, технология. К основным методам моей работы в данном направлении можно отнести рассказ учителя, работу с иллюстративным, аудио- и видео материалом, с текстами. Ребята выполняют много самостоятельных творческих заданий; с удовольствием посещают храм, умеют и знают как нужно вести себя в храме. Прежде чем ввести в школе предмет "Основы православной культуры", была проведена определённая подготовительная работа с учащимися и их родителями. Большинство положительных результатов анкетирования меня порадовало. Так как важным критерием введения нового курса является его добровольность. МОЙ ОПЫТ Наше знакомство с православной культурой началось гораздо раньше, чем мы с детьми (сегодня 4 класса) начали изучать предмет «Основы православной культуры». Слайд 6 Еще во 2 классе организовав совместно с родителями экскурсию в Нижегородский Кремль и посетив в её рамках, Михайло-Архангельский собор, я увидела, с каким интересом слушали ребятишки экскурсовода, задавали порой не детские вопросы. И тогда я поняла, что и сама не достаточно знаю о православии, хоть и считаю себя верующим человеком, интересующимся православной культурой. Думаю, именно тогда и появился интерес к изучению этого предмета и у детей, и у меня самой. Слайд 7 На родительском собрании (это был конец учебного года) я затронула эту тему, показала фотографии ребят в храме. Родители положительно отнеслись к такому направлению, как духовно-нравственное воспитание именно через изучение православной культуры. Слайд 8 В классе провели фотоконкурс «Православные храмы Нижнего». Слайд 9,10,11,12 В летние каникулы дети с родителями побывали в разных местах связанных с православными святынями: Дивеево, Муром, Владимир, Суздаль и др. Сама я посетила монастырь на о. Валаам, побывала в Макариевском монастыре, хотелось больше узнать самой и рассказать детям. На классных часах в сентябре дети делились своими впечатлениями: кто-то рассказывал о маленькой церквушке в своей деревне, кто-то побывал в церкви Николая-Чудотворца в Турции. Работали над проектами «Дорога к храму», «Мой ангел хранитель». Последний проект натолкнул меня на мысль побывать в Санкт-Петербурге в часовне Ксении Блаженной, приложиться к мощам, больше узнать о её жизни. Слайд 13 Приняли участие в городском литературном конкурсе рождественских сказок «Хрустальный олень-2015», (Слайд 14) городском конкурсе хоров «Рождественская звезда». К светлому празднику Пасхи провели в классе конкурс чтецов «Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес!», приняли участие в школьном конкурсе «Пасхальная открытка». Все эти мероприятия можно рассматривать как подготовительный этап к изучению курса ОПК. 15 С начала этого учебного года мы стали изучать предмет, дети уже достаточно много знают о православии, многие начали знакомство с Детской Библией. Уроки наши не сводятся к чтению учебника и слушанию рассказа учителя, дети сами готовят сообщения и презентации по различным учебным темам, делятся своими знаниями и опытом. Например, Асриян Сусана рассказала об особенностях Армянской церкви, обычаях и праздниках. 16 В октябре посетили храм Святого Пантелеймона в Щербинках II, Печерский Вознесенский мужской монастырь. Приняли участие в общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры «Русский мир в православной культуре» - получили дипломы I и II степени. Родители поддерживают интерес детей к предмету, помогают в подготовке, ведь каждый из них заинтересован в том, чтобы их сын или дочь выросли добрыми, воспитанными, милосердными, духовно-нравственными людьми. Выводы Я очень короткое время работаю преподавателем Основ православной культуры, но с уверенностью могу сказать о необходимости этого предмета в школе. К нам в школу приходят дети не просто научиться грамоте, расширить свой кругозор, а понять, для чего им нужны знания, как их можно применить в жизни. Заложить в сердца подрастающего поколения духовные начала - наша прямая обязанность. Когда я готовилась к выступлению, я решила провести опрос учащихся на тему «Как влияет курс ОПК на духовно-нравственное становление их личности». Я предложила учащимся ответить на вопрос (Слайд 17) «Чему вы учитесь на уроках ОРКСЭ?». Подавляющее большинство учащихся в своих ответах говорят о приобретении навыков нравственного поведения: - «учусь добру» - «учусь быть культурным» - «учусь уважать других» - «учусь дружить» - «помогать людям», «быть внимательным и милосердным» - «уважать родителей и старших» - «стараться не совершать плохих поступков», - «учусь любви и терпению» Такие ответы детей говорят о том, что уроки ОПК полезны и интересны детям, поставленные задачи решаются, а значит и цель: формирование духовно-нравственной личности через обретение духовного опыта, основанного на традициях Православия - достижима. 18.Закончить свой рассказ я хочу словами русского педагога - христианина Константина Дмитриевича Ушинского: «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа. Христианство даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию"

19.Спасибо за внимание

5


© 2010-2022