Смотрю на мир глазами художника. Внеурочный курс - кружок

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. СОРУМ»



Утверждена приказом по школе

№ 407 от « _27_» августа 20 15г


Рабочая программа

внеурочного курса

«Смотрю на мир глазами художника»

для 1 класса



Составитель:

Карепанова Татьяна Евгеньевна



Смотрю на мир глазами художника. Внеурочный курс - кружок





п. Сорум

2015-2016 г.

1. Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа составлена на основе: Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др); под ред. В.А. Горского. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с. (Стандарты второго поколения)

2. Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Задачи:

  • Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

  • Научить видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

  • Научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.

Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю - 34 занятия в год.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Программа поможет решить различные учебные задачи:

Освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

Воспитательные задачи:

Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

Творческие задачи:

Умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

По ходу занятий возможно посещение обучающимися музеев, выставок, знакомство со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы художников в области искусства.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставки с приглашением родителей детей.

3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Ученик научится» Личностные результаты:

  • эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.
Метапредметные результаты:
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
  • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  • распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

«Ученик получит возможность научиться» Личностные результаты:
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • уважительно относиться к труду людей;
  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их.
Метапредметные результаты:
  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

4. Содержание курса внеурочной деятельности

а) Живопись.

Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.

Практическая работа: освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

б) Графика.

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

в) Скульптура.

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

г) Аппликация.

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают прием работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями и травами (создание простых композиций).

д) Бумажная пластика.

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

е) Работа с природными материалами.

В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох и т.д. Работа заключается в создании небольших объемных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

ж) Организация и обсуждение выставки детских работ.

Школьники вспоминают темы, изученные в течении года, находят свои работы, определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся, говорят чему они научились при выполнении данных работ.

5. Тематическое планирование с определением основных видов

внеурочной деятельности обучающихся


№ п/п Тема

Количество часов 1 Живопись

10 2 Графика

6 3 Скульптура

4 4 Аппликация

6 5 Бумажная пластика

4 6 Работа с природными материалами

3 7 Организация и обсуждение детских работ

1 8 ИТОГО

34





Дата

Корректировка

Тема занятия

Виды деятельности

ИКТ

Примечание

1 четверть

1

02.09


Живопись. Портрет осени.

Штамповка

Презентац.


2

09.09


Живопись. Дары осени.

Фотокопия.

Презентац.


3

16.09


Работа с природными материалами. Лесные секреты.

Аппликации из осенних листьев.

Презентац.


4

23.09


Аппликация. На морском берегу.

Шаблонография.

Презентац.


5

30.09


Живопись. Цветы.

Кляксография.

Презентац.


6

07.10


Работа с природными материалами. Осенний букет.

Эстамп из осенних листьев.

Презентац.


7

14.10


Работа с природными материалами. Необычные зверюшки.

Работа с шишками.

Презентац.


8

21.10


Живопись. Фигурки животных.

Лепка.

Презентац.


9

28.10


Живопись. Пейзаж.

Зеркальная копия.

Презентац.


2 четверть

10

11.11


Живопись. Черепаха.

Тампонирование.

Презентац.


11

18.11


Живопись. Узор в круге.

Украшение тарелочки.

Презентац.


12

25.11


Скульптура. Лепка фигуры человека.

Лепка.

Презентац.


13

02.12


Скульптура. Дед Мороз.

Изготовление игрушки.

Презентац.


14

09.12


Графика. Новогодние снежинки.

Солевые узоры.

Презентац.


15

16.12


Аппликация. Веселые друзья фантики.

Аппликация из фантиков.

Презентац.


16

23.12


Аппликация. Зайка.

Аппликация из ватных дисков.

Презентац.


3 четверть

17

13.01


Живопись. Зимние пейзажи.

Пальчиковая живопись.

Презентац.


18

20.01


Аппликация. Домик домовенка.

Аппликация из ткани.

Презентац.


19

27.01


Графика. Акватушь.

Роспись тушью.

Презентац.


20

03.02


Бумажная пластика. По мятой бумаге.

Оригами.

Презентац.


21

17.02


Живопись. Витражи.

Работа на компьютере.

Презентац.


22

24.02


Скульптура. Веселые человечки.

Выполнение работы на воздушных шарах

Презентац.


23

02.03


Бумажная пластика. Животные.

Коллаж.

Презентац.


24

09.03


Графика. Рыбки в аквариуме.

Граттаж -процарапывание.

Презентац.


25

16.03


Аппликация. Жарптица.

Аппликация из салфеток.

Презентац.


4 четверть

Презентац.

26

30.03


Скульптура. Как художник художнику.

Рисуем силуэт ребенка, обведя его фигуру

Презентац.


27

06.04


Аппликация. Озорные подружки-нитки.

Аппликация из нитей.

Презентац.


28

13.04


Бумажная пластика. Букет цветов.

Оригами.

Презентац.


29

20.04


Живопись. Весенний букет.

Техника вмазывания.

Презентац.


30

27.04


Графика. Моё имя.

Имена в стиле граффити.

Презентац.


31

04.05


Бумажная пластика. Рыбки из аквариума.

Складывание бумаги.

Презентац.


32

11.05


Графика. Путешествие в мир граффити.

Виртуальное путешествие в мир художников граффити

Презентац.


33

18.05


Граффика. Плакат.

Рисование плаката в стиле граффити.

Презентац.


34

25.05


Организация и обсуждение выставки детских работ

Чему мы научились за год. Фотоотчет.

Презентац.




6. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения курса внеурочной деятельности


1. Материально-техническая база:

  • просторный оборудованный кабинет;
  • предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
  • оборудование: ножницы, лекало, резцы.
  • шкаф для хранения изделий, материалов;
  • коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
2. Методическое обеспечение:
  • пополнение периодической литературы и книг по темам;
  • дидактический материал;
  • наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);
  • методическая литература: журналы, учебные пособия для детей.
3. Организационно-педагогические условия:
  • сотрудничество с другими коллективами;
  • организация комплексных занятий.

© 2010-2022