- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока-исследования Чудо предмет (3 класс)
Конспект урока-исследования Чудо предмет (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кайгородова Е.Ф. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тип урока: урок - исследование
Тема урока: Чудо предмет.
Цель урока: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе коллективной учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских задач. Задачи: а) Познавательные УУД- учить добывать знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; - развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность анализировать, сравнивать. б) Регулятивные УУД- создать условия для нахождения информации о понятии «магнит»; - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно; - учить детей выделять из информации главное и второстепенное; -актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. в) Коммуникативные УУД- формировать опыт публичного выступления; - создать ситуацию успеха для каждого участника на занятии; - умение взаимодействовать друг с другом. г) Личностные УУД- способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской деятельности. Оборудование: индивидуальный набор предметов для каждого участника исследования - дерево, бумага, магниты, металл, пластмасса. Материал для исследования- рукавица с магнитом внутри, металлические и пластмассовые ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, пластмассовые пуговицы, крючки, таз с водой, удочки, рыбки, металлические предметы.
Ход занятия
- Организационный момент
Мы теперь не просто дети,
Мы- исследователи.
Мы узнаем всё на свете
Досконально о предмете:
Что? Когда? И как растёт?
Сколько раз в году цветёт?
Почему в ночи сверкает?
Отчего в воде не тает?
Разгадаем мы секрет
И на всё найдём ответ! -Кто такие исследователи? По каким признакам вы это определили? ( Исследователи совершают открытия, исследуют, любят находить ответы на разные вопросы, изучают живое и неживое). - Поднимете смайлик, который показывает ваше настроение в начале занятия. - Пожелаем друг другу успешной работы.
- Актуализация опорных знаний.
Выступление участников групп.
- Магнит - магнитный камень, железняк, руда, со свойствами притягивать железо и, обращаясь на перевес, указывать на север и на юг…..
- Магнетизм - это невидимая сила, которая действует на некоторые металлы, особенно на железо и сталь. Магнитное поле - это район вокруг магнита, в котором действует его сила. Земля имеет магнитное поле. Оно действует как поле гигантского стержневого магнита, проходящего через середину Земли.
- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валяются под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягивались. Магнис понял, что эти странные камни не признают материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название « магнит».
Физминутка. - Поиграем в игру « Притягивает - не притягивает». Я - магнит, а вы - предметы, которые я назову. Если магнит притягивает, значит подбегаете ко мне.
В) Экспериментальная часть - Выясним, какими свойствами обладает магнит. Проведём опыты и эксперименты. Составим таблицу « Свойства магнита» - Правила проведения опытом. 1. нельзя ничего пробовать на вкус. 2. Нюхать осторожно, направляя воздух ладонью. 3. Не все опыты можно проводить самостоятельно. За помощью обращаемся к взрослым. 4. С колющими, режущими предметами обращайся осторожно. Не играй с ними. Опыт 1. Обследование предмета тактильным способом. - Возьмите предмет в руки: какой он на ощупь Вывод: магнит твёрдый, холодный, тяжёлый.
Опыт 2. Воздействие магнита на разные предметы.
Всё ли притягивают магниты? Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы Материалы: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит. В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы. Мы определяем, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту, но и некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения. Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
«Как достать скрепку из воды не намочив рук» Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. Материал: Стаканчик с водой, железные предметы, магнит. В стакан с водой опускаем несколько скрепок канцелярских. Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде. Такой же опыт с песком. Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.
Опыт 3. Способность намагничивать металлические предметы -Я беру ножницы, подношу к ним скрепку, отпускаю. Что произошло? (скрепка упала). А теперь я возьму магнит, приложу его к ножницам и немного подержу. Теперь убираю магнит и подношу скрепку. Что вы видите? (Скрепка не падает). Почему? ( Ножницы намагнитились и стали магнитом). - Проведите опыт самостоятельно с металлическими и неметаллическими предметами.
Вывод: магнит может намагничивать металлические предметы.
Опыт 4. Наличие у магнитов двух полюсов: северного и южного. -Возьмите магнит с красным и синим концами. Красный цвет- это южный полюс, синий цвет- это северный полюс. Приложите магниты друг к другу красными концами. Что произошло? (Они отталкиваются). Теперь синими концами. Что произошло? (Они притягиваются). А теперь разноокрашенными. Что произошло? (Отталкиваются). Вывод: у магнита есть 2 полюса - южный и северный. Одинаковые полюса отталкиваются, разные полюса - притягиваются. - У вас на столе магнит. Попробуйте определить, какая сторона будет южной, а какая северная. - У Земли, как и магнита, тоже есть южный и северный полюс.
Опыт 5. Действие магнитного поля Земли.
«Магнитная стрелка»
Цель: Познакомить со свойствами магнитной стрелки. Материал: Магнит, магнитная стрелка на подставке, иголка, полоски красного и синего цвета, пробка, сосуд с водой. Покажите детям магнитную стрелку (на подставке), дайте им возможность экспериментально убедиться в том, что она представляет собой магнит. Пусть дети поместят магнитную стрелочку на подставку (убедившись, что она может на ней свободно вращаться). После того, как стрелка остановится, дети сравнивают расположение ее полюсов с расположением полюсов магнитов, вращающихся на нитях (или - с магнитами, плавающими в мисках с водой), и приходят к выводу, что их расположение совпадает. Вывод: магнитная стрелка - как и все магниты - показывает, где у Земли север, а где - юг. Стрелка компаса всегда показывает на север из-за действия магнитного поля Земли. Обратите внимание. Если в вашем расположении нет магнитной стрелки на подставке, ее можно заменить обыкновенной иголкой. Для этого надо ее намагнитить, обозначив северный и южный полюса соответственно полосками красной и синей бумагой (или ниток). Затем - положить иголку на пробку, а пробку поместить в плоский сосуд с водой. Свободно плавая в воде, иголка повернется в том же направлении, что и магниты. - Проверим результат нашего исследования
№
п/п
Опыт
Результат исследования 1. Обследование предмета тактильным способом.
твёрдый
мягкий
холодный
тяжёлый
2
Воздействие магнита на разные предметы.
Притягивает металл резина дерево бумага стекло пластмасса 3 Способность намагничивать металлические предметы
Металлические
предметы
Неметаллические предметы 4 Наличие у магнитов двух полюсов: северного и южного.
Южный с южным
Южный с северным
Северный с северным
отталкиваются
отталкиваются
отталкиваются
притягиваются
притягиваются
притягиваются 5 Действие магнитного поля Земли
север
юг
запад
восток
IV.Заключительный этап работы: защита исследовательской статьи. -Если всю нашу работу, которую мы провели сегодня на занятии, записать. Что у нас получится? (исследовательская статья). Подтвердились или нет наши предположения ( гипотезы) ? - Какая последняя деталь пирамиды, которую мы собираем в течении нашего занятия.(Статья, доклад, выступление).
- - Что такое магнит: кусок железной руды
- Есть магнитное поле
- Притягивает к себе только металлические предметы
- Имеет 2 полюса: северный и южный
- Земля - большой магнит
- доклад опыты, эксперименты, наблюдения, ит.д. методы гипотеза цель, задачи тема
V. Рефлексия. - Оцените свою деятельность на занятии. Продолжите предложение
- В результате проведённых опытов я……..
- Я узнал….
- Я научился….
- Мне понравилось
- Мне не понравилось……