Конспект урока-исследования Чудо предмет (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тип урока: урок - исследование

Тема урока: Чудо предмет.



Цель урока: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе коллективной учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских задач. Задачи: а) Познавательные УУД- учить добывать знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; - развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность анализировать, сравнивать. б) Регулятивные УУД- создать условия для нахождения информации о понятии «магнит»; - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно; - учить детей выделять из информации главное и второстепенное; -актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. в) Коммуникативные УУД- формировать опыт публичного выступления; - создать ситуацию успеха для каждого участника на занятии; - умение взаимодействовать друг с другом. г) Личностные УУД- способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской деятельности. Оборудование: индивидуальный набор предметов для каждого участника исследования - дерево, бумага, магниты, металл, пластмасса. Материал для исследования- рукавица с магнитом внутри, металлические и пластмассовые ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, пластмассовые пуговицы, крючки, таз с водой, удочки, рыбки, металлические предметы.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Мы теперь не просто дети,

Мы- исследователи.

Мы узнаем всё на свете

Досконально о предмете:

Что? Когда? И как растёт?

Сколько раз в году цветёт?

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает?

Разгадаем мы секрет

И на всё найдём ответ! -Кто такие исследователи? По каким признакам вы это определили? ( Исследователи совершают открытия, исследуют, любят находить ответы на разные вопросы, изучают живое и неживое). - Поднимете смайлик, который показывает ваше настроение в начале занятия. - Пожелаем друг другу успешной работы.

  1. Актуализация опорных знаний.
-Ребята, сейчас я покажу вам предмет, который обладает волшебным свойством. Предлагаю вам выяснить, в чём заключается волшебство этого предмета. - Назовите предметы, которые находятся на демонстрационном столе. (Ложка деревянная, металлическая, пластмассовая. Болтик, ластик, лист бумаги.) - При помощи моей рукавицы возьмите каждый из представленных предметов. -Какие предметы удалось взять в руки, а какие нет. Объясните почему? - Каковы ваши предположения? - Итак: металлическую ложку, болтик вы взяли, а остальные предметы нет, т.к. в рукавице находится….магнит. - Где мы встречаемся с магнитом в повседневной жизни. (Магнитная азбука, магниты на школьной доске, хозяйственные магниты-держатели, и.т.д.). -Сегодня мы с вами исследуем магнит и выясним, какими свойствами, кроме притягивания обладает магнит. III. Формирование новых знаний. Групповая форма работы. - Выбираем командира группы. Вспоминаем правила работы в группе. А) Теоретическая часть - Давайте построим пирамиду « Исследование». С чего начинается строительство? ( С основы) - Основа исследования - тема. Любое исследование начинается с выбора темы исследования. - Обсудите в группе, какой предмет может быть темой исследования, а какой нет. Объясните свой выбор. - Итак, сделаем вывод. Тема должна быть интересна, чтобы исследовать предмет, мы должны иметь возможность видеть его, наблюдать за ним, трогать, нюхать и т.д. Если нет возможности видеть предмет в жизни, его очень трудно исследовать. - Какую тему вы предложите для нашего исследования. ( Чудо-предмет). - Темы бывают фантастические, Экспериментальные, теоретические. К какой группе относится наша тема?( Экспериментальная). - Экспериментальные темы - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов. - Определим цель и выделим соответствующие задачи нашего исследования. Итак, сделаем вывод. Цель- выяснить, что такое магнит, какими свойствами и способностями обладает. Задачи: а) изучить литературу; б) с помощью опытов, экспериментов выявить свойства магнита; в) составить таблицу «Свойства магнита» -Сейчас нам необходимо сделать предположение, какую проблему мы решим в ходе проведения исследования. Для решения проблемы потребуется гипотеза по теме исследования. - Итак, сделаем вывод. Наша гипотеза- возможно магнит называют чудо - предметом потому, что он притягивает к себе предметы. Предположим, что магнит может притягивать абсолютно все предметы на земле. Что, если магнит притягивает только металлические предметы. - Составим план нашей работы. Спланируем свои исследовательские действия. - Давайте ответим на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? - Итак, сделаем вывод. Для достижения цели нашего исследования нам необходимо: подумать самостоятельно, посмотреть дополнительную литературу, спросить у других людей, посмотреть в сети Интернет, понаблюдать, провести опыты, эксперимент. Б) Научная часть. Групповая форма работы. - Дайте определение: Что такое магнит? 1 группа- работа со словарями Ожегова, Даля 2 группа - найти ответ на вопрос в энциклопедиях: обладает ли Земля магнитными свойствами. 3 группа- найти в сети Интернет ответ на вопрос: кто и когда обнаружил магнит.

Выступление участников групп.

  1. Магнит - магнитный камень, железняк, руда, со свойствами притягивать железо и, обращаясь на перевес, указывать на север и на юг…..
  2. Магнетизм - это невидимая сила, которая действует на некоторые металлы, особенно на железо и сталь. Магнитное поле - это район вокруг магнита, в котором действует его сила. Земля имеет магнитное поле. Оно действует как поле гигантского стержневого магнита, проходящего через середину Земли.
  3. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валяются под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягивались. Магнис понял, что эти странные камни не признают материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название « магнит».

Физминутка. - Поиграем в игру « Притягивает - не притягивает». Я - магнит, а вы - предметы, которые я назову. Если магнит притягивает, значит подбегаете ко мне.


В) Экспериментальная часть - Выясним, какими свойствами обладает магнит. Проведём опыты и эксперименты. Составим таблицу « Свойства магнита» - Правила проведения опытом. 1. нельзя ничего пробовать на вкус. 2. Нюхать осторожно, направляя воздух ладонью. 3. Не все опыты можно проводить самостоятельно. За помощью обращаемся к взрослым. 4. С колющими, режущими предметами обращайся осторожно. Не играй с ними. Опыт 1. Обследование предмета тактильным способом. - Возьмите предмет в руки: какой он на ощупь Вывод: магнит твёрдый, холодный, тяжёлый.

Опыт 2. Воздействие магнита на разные предметы.

Всё ли притягивают магниты? Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы Материалы: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит. В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы. Мы определяем, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту, но и некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения. Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

«Как достать скрепку из воды не намочив рук» Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. Материал: Стаканчик с водой, железные предметы, магнит. В стакан с водой опускаем несколько скрепок канцелярских. Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде. Такой же опыт с песком. Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

Опыт 3. Способность намагничивать металлические предметы -Я беру ножницы, подношу к ним скрепку, отпускаю. Что произошло? (скрепка упала). А теперь я возьму магнит, приложу его к ножницам и немного подержу. Теперь убираю магнит и подношу скрепку. Что вы видите? (Скрепка не падает). Почему? ( Ножницы намагнитились и стали магнитом). - Проведите опыт самостоятельно с металлическими и неметаллическими предметами.

Вывод: магнит может намагничивать металлические предметы.
Опыт 4. Наличие у магнитов двух полюсов: северного и южного. -Возьмите магнит с красным и синим концами. Красный цвет- это южный полюс, синий цвет- это северный полюс. Приложите магниты друг к другу красными концами. Что произошло? (Они отталкиваются). Теперь синими концами. Что произошло? (Они притягиваются). А теперь разноокрашенными. Что произошло? (Отталкиваются). Вывод: у магнита есть 2 полюса - южный и северный. Одинаковые полюса отталкиваются, разные полюса - притягиваются. - У вас на столе магнит. Попробуйте определить, какая сторона будет южной, а какая северная. - У Земли, как и магнита, тоже есть южный и северный полюс.
Опыт 5. Действие магнитного поля Земли.

«Магнитная стрелка»

Цель: Познакомить со свойствами магнитной стрелки. Материал: Магнит, магнитная стрелка на подставке, иголка, полоски красного и синего цвета, пробка, сосуд с водой. Покажите детям магнитную стрелку (на подставке), дайте им возможность экспериментально убедиться в том, что она представляет собой магнит. Пусть дети поместят магнитную стрелочку на подставку (убедившись, что она может на ней свободно вращаться). После того, как стрелка остановится, дети сравнивают расположение ее полюсов с расположением полюсов магнитов, вращающихся на нитях (или - с магнитами, плавающими в мисках с водой), и приходят к выводу, что их расположение совпадает. Вывод: магнитная стрелка - как и все магниты - показывает, где у Земли север, а где - юг. Стрелка компаса всегда показывает на север из-за действия магнитного поля Земли. Обратите внимание. Если в вашем расположении нет магнитной стрелки на подставке, ее можно заменить обыкновенной иголкой. Для этого надо ее намагнитить, обозначив северный и южный полюса соответственно полосками красной и синей бумагой (или ниток). Затем - положить иголку на пробку, а пробку поместить в плоский сосуд с водой. Свободно плавая в воде, иголка повернется в том же направлении, что и магниты. - Проверим результат нашего исследования

п/п

Опыт

Результат исследования 1. Обследование предмета тактильным способом.

твёрдый

мягкий

холодный

тяжёлый



2

Воздействие магнита на разные предметы.

Притягивает металл резина дерево бумага стекло пластмасса 3 Способность намагничивать металлические предметы

Металлические

предметы

Неметаллические предметы 4 Наличие у магнитов двух полюсов: северного и южного.

Южный с южным

Южный с северным

Северный с северным

отталкиваются

отталкиваются

отталкиваются

притягиваются

притягиваются

притягиваются 5 Действие магнитного поля Земли

север

юг

запад

восток
IV.Заключительный этап работы: защита исследовательской статьи. -Если всю нашу работу, которую мы провели сегодня на занятии, записать. Что у нас получится? (исследовательская статья). Подтвердились или нет наши предположения ( гипотезы) ? - Какая последняя деталь пирамиды, которую мы собираем в течении нашего занятия.(Статья, доклад, выступление).

  • - Что такое магнит: кусок железной руды
  • Есть магнитное поле
  • Притягивает к себе только металлические предметы
  • Имеет 2 полюса: северный и южный
  • Земля - большой магнит


доклад опыты, эксперименты, наблюдения, ит.д. методы гипотеза цель, задачи тема


V. Рефлексия. - Оцените свою деятельность на занятии. Продолжите предложение
  • В результате проведённых опытов я……..
  • Я узнал….
  • Я научился….
  • Мне понравилось
  • Мне не понравилось……
- Как вы считаете, нам удалось провести исследование? Почему? -Поднимете смайлик, который показывает ваше настроение в конце нашего занятия. -Всем спасибо за работу.
© 2010-2022